Ржевский краностроительный завод до кризиса 2014–2015 годов считался крупнейшим в России предприятием по производству подъемной техники. Однако сейчас он сам выступает в роли груза, который должны поднять с помощью крана под названием «госзаказ». Разговоры о контракте более чем на 1,5 млрд рублей с Минобороны идут уже давно, и все это время рабочие не получают зарплату. Многие – уже почти год.
17 августа сотрудники завода планировали провести митинг, но не получили согласование администрации города. В итоге пришлось проводить не митинг, а собрание, в котором приняли участие более 50 рабочих.
РАБОЧИЕ НЕ МОГУТ ОБРАТИТЬСЯ В СУД
– Зарплаты я не видел с октября 2015 года, – рассказал грузчик-стропильщик Владимир Гаврилов. – Деньги за сентябрь я получил только в январе 2016 года. Другую работу в городе найти сложно – тем более в моем предпенсионном возрасте.
Игорю Воронину 38 лет, 17 из них он отдал краностроительному заводу. За это время было много кризисов, но каждый раз руководство находило силы и возможности сохранить коллектив. В этот раз, как нам удалось выяснить, рабочие завода не могут получить документы комиссии по трудовым спорам, а это лишает их возможности обратиться в суд в законном порядке.
Как сообщила пресс-служба УФССП России по Тверской области, у судебных приставов на исполнении находится только одно исполнительное производство по отношению к Ржевскому краностроительному заводу на сумму около 90 тыс. рублей, ранее были окончены два других исполнительных производства.
Остальным рабочим нужна юридическая помощь, чтобы они смогли отстоять свои права. На встречу с коллективом 17 августа пришли депутат Госдумы от фракции КПРФ Вадим Соловьев и депутат Законодательного собрания Тверской области Артем Гончаров. Вадим Соловьев сообщил, что им сделан запрос в Генпрокуратуру РФ.
– Ситуацию на заводе сейчас пытаются замолчать, – добавил Артем Гончаров. – Мы видим это даже на примере того, что митинг не был согласован администрацией города якобы по причине проведения в это время другого мероприятия, которого на самом деле не было. Сейчас очень важно помочь рабочим вернуть деньги. Худший сценарий будет, если предприятие признают банкротом, и долги не будут выплачены. Напомню, что за судьбу градообразующего предприятия и его работников отвечает лично глава региона.
ГОСЗАКАЗ – СКАЗКА ИЛИ БЫЛЬ?
Все уповают на спасительный госзаказ, но, по мнению Артема Гончарова, завод вряд ли сейчас в состоянии построить плавучие краны для подъема подводных лодок. Для этого нет ни необходимого оборудования, ни специалистов. В советские годы на предприятии работали 5000 человек, в лучшие российские годы – около 2000 человек, а теперь их осталось 400.
– Ржевский завод выпускал башенные, а плавучие краны – это совершенно иная продукция, требующая подготовки производства и сертификации производства, технологий и персонала, – прокомментировал Геннадий Климов, главный редактор журнала «Умное производство». – Это опять требует денег и времени. Невозможно перестроить всю работу предприятия за малые сроки – это дело нескольких лет. По существу, надо будет построить новый завод. Из-за кризиса в строительной отрасли ржевский краностроительный завод оказался в тяжелейшем положении. Ситуация усугубляется тем, что из-за санкций по Крыму наши предприятия лишены возможности кредитоваться за рубежом, а проценты по внутренним кредитам нереальны. В стране нет длинных денег. Поэтому ситуация кажется безнадежной. К сожалению, наше правительство в кризис помогает банкам, а не предприятиям. Если дальше так пойдет, то мы потеряем еще одного национального производителя вполне хорошей техники. Потом будем покупать краны за границей за валюту. Выход один: попытаться попасть в федеральную целевую программу по производству оборудования для ВМФ. Это трудно, но можно. Здесь без помощи губернатора не обойтись.
«Караван» следит за развитием событий.
Дмитрий КОЧЕТКОВ