С 12 августа началось чипирование меховых изделий
«СHAPEAU–2016» – международный меховой салон в Гостином Дворе в Москве, традиционно проходящий в преддверии сезона покупки шуб, шапок и других меховых изделий, в этом году получил специфический окрас. 12 августа начался переходный период к обязательной маркировке меховых изделий электронными чипами. На семинаре, состоявшемся в рамках салона «СHAPEAU», представители меховой отрасли, в том числе из Тверской области, где работают несколько крупных зверохозяйств и действует знаменитая на всю страну «Новоторжская ярмарка», пытались разобраться, как теперь жить и работать.
КОМУ ВЫГОДНО?
Так получилось, что я, пожалуй, единственный журналист из неотраслевых изданий, пытающийся разобраться в теме чипирования шуб. Уверена, большинство читателей даже не понимает, о чем говорится в новом законе (даже если знает о том, что этот закон появился). А шубы – лишь первое, что попалось под руку для начала тотального эксперимента по подвешиванию чипов. Пока к меховому изделию не прикрепят электронную метку, на которой будет его полное описание, это меховое изделие нельзя ни продавать, ни хранить, ни перевозить. Далее этот эксперимент планируется распространить на остальную одежду, вплоть до трусов.
Судя по всему, тот, кто продвигает эту идею чипирования, имеет доступ к высочайшему уху. Мне рассказали о телесюжете, где президент Путин говорил, что, дескать, хорошо бы и к каждой котлете чип подвесить – чтобы знать, откуда она, из какого мяса и т.д.
В общем, меховщиков чипировали первыми. «СHAPEAU–2016», меховой салон, на котором в преддверии сезона обычно кипит деловая жизнь, замер в депрессии. Потому что оказалось, что переходный период по подготовке к чипированию, объявленный с 12 августа 2016 года, – это переходный период не для предпринимателей, которые должны адаптироваться к новым условиям, а для таможенников, налоговиков, фабрики «Госзнака», изготавливающей чипы. Ну, чтобы они смогли как-то наладить работу, устранить недоработки – коих тьма.
А предпринимателям ближайшие 45 дней работать нельзя. Пока они могут только маркировать электронными метками остатки. После 1 октября меховщиков начнут проверять и подвергать санкциям – вплоть до уголовных. Шубы будут конфисковывать и, наверное, сжигать. Или в землю закапывать – как французские сыры.
Даже те из мехового бизнеса, кто искренне пытался вникнуть и успеть, столкнулись с массой проблем, от них не зависящих. Так, у «Новоторжской ярмарки» стоит 7-я версия 1S Бухгалтерии. Чтобы адаптировать ее к требованиям более новой 8-й версии, с «Новоторжской ярмарки» запросили 500 тыс. рублей. И это в условиях, когда работу пришлось свернуть!
Сейчас на шубы спрос и так упал, кризис, людям не до дорогих покупок. А предпринимателям, торгующим мехами: а) запрещают работать; б) заставляют раскошелиться на дорогостоящее оборудование, программное обеспечение и т.д.
Я ехала в Москву с сотрудниками «Новоторжской ярмарки» и слушала, как они формулируют свои вопросы к предстоящему семинару по чипированию шуб. Птичий язык айтишников, непонятный непосвященным. Какие-то «джейтины», «рфдай–чипы»… Говорю:
– Вот вы, молодые, с высшими образованиями, этим языком овладели. А какой-нибудь пожилой производитель шуб из Пятигорска, бывший «цеховик», который шьет отличные недорогие шубы из овчины, кормит свой коллектив – ему что делать? Нанимать штат продвинутых мальчиков? На какие шиши, позвольте спросить? Или вообще уходить на пенсию?
На семинаре я насмотрелась на таких пожилых мужиков, возмущенно, чуть ли не матом, кричавших на сотрудников Таможенной службы, Налоговой службы, Роспотребнадзора. Ситуация революционная: эти лояльные всем режимам люди, которым главное – тихо делать свое дело, по минимуму привлекая внимание властей, уже готовы на площади идти.
Так и не удалось найти ответ на вопрос: кто лоббирует это чипирование? Ну, на низовом уровне было ясно. Семинар вел председатель Российского пушно-мехового союза Столбов, он всячески пытался заткнуть протестующих:
– Все, закон принят, назад дороги нет, бесполезно обсуждать, что этот закон плохой и ненужный, теперь можно говорить только о том, чтобы устранить некоторые технические недоработки.
Понятно, что организацию, возглавляемую Столбовым, просто привлекли к «продавливанию» отраслевой общественности. Над ним – какие-то крупные игроки, пытающиеся монополизировать отрасль. Как монополизировали у нас почти все: сначала нефть и газ, затем молочную и мясную промышленность и т.д. Мелкие и средние, на взгляд олигархов, должны умереть. А они что-то сопротивляются, кричат, пытаются искать справедливости… Еще народ подозревает Чубайса: мол, это он чипов напроизводил, теперь внедряет. Ну, это старая песня – Чубайс, конечно, всегда и во всем виноват.
БОЛЬШЕ ВОПРОСОВ, ЧЕМ ОТВЕТОВ
Итак, вот что удалось выяснить, если отбросить лирику. Представитель Федеральной таможенной службы Валерий СЕЛЕЗНЕВ рассказал, что крупные поставки меховых изделий в Россию на настоящее время прекратились. С 12 августа реализация немаркированных товаров запрещена, таможня пока не собирается проводить драконовские проверки, но предприниматели должны понимать, что уже попадают под действие нового закона. «Есть 45-дневный срок, завтра мы к вам не придем», – успокоил он.
Самым главным вопросом был вопрос об остатках: что делать, если у предпринимателя на складе лежат турецкие дубленки, закупленные пять лет назад? Увы, другого варианта, как заново делать «левые» документы на эти дубленки и маркировать их, предложено не было.
– Оформите старый товар по пять долларов за штуку и задекларируйте, – во всеуслышание посоветовал гудящему возмущенному залу модератор форума Сергей Столбов.
Если шуба из российского сырья, например, из промыслового соболя, пошита по заказу российского бизнеса в Греции, по разъяснению ФТС она уже должна чипироваться как импортная. Есть еще немало «пограничных» вопросов. Чипирование вводится в рамках Таможенного союза России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии. Те из членов Таможенного союза, что отстали от России в этом процессе, пока просто не смогут торговать с нашей страной (задавшая вопрос представительница Казахстана отошла от микрофона с очень грустным лицом).
Существует вероятность, что московские рынки «Садовод» и «Черкизон» быстро превратятся в «российских производителей». Представитель ФТС пообещал, что этот вопрос будет находиться в зоне особого внимания, но известно, как «решаются» подобные проблемы. Труднее всего, как обычно, придется тем, кто хочет работать честно и действительно заниматься производством – от зверохозяйств до ателье, шьющих одну–две шубы в год (им тоже придется чипировать свои шубы, если выставлять их на продажу).
Алексей ВОЛКОВ, представляющий Роспотребнадзор, ведомство, которое будет отвечать за контроль над оборотом шуб, тоже пытался успокоить бизнес-сообщество рассказом о том, что внеплановые проверки они могут осуществлять только совместно с прокуратурой. Но, как выяснилось, именно Роспотребнадзор, если что, будет конфисковывать шубы.
Больше всего вопросов было к представителю Федеральной налоговой службы Владимиру МАЛЬЦЕВУ. Именно ФНС выполняет функции оператора электронного информационного ресурса по маркировке меховых изделий. Товары, достоверные сведения о которых не переданы в информационный ресурс, будут считаться немаркированными. Хранить немаркированные шубы пока допустимо – только не в торговом зале. А через 45 дней и хранить эти шубы без чипов будет нельзя.
При миллионных арендных платах предприниматели должны остановить работу и заниматься только чипированием. Но есть риск не успеть и в таком случае.
– Что делать, если мы не успеем в 45 дней? Вам эти шубы подарить? – кричали со зрительских мест сидящим в президиуме чиновникам.
Тем, кто уже заказал чипы, но еще не получил, работать все равно нельзя. А успеть будет трудно. Например, чипы не могут заказать предприниматели, у кого обнаружится даже возникшая по техническим причинам недоимка по уплате налогов в 50 рублей. Сначала надо погасить недоимку, потом заказывать чипы. Много вопросов к работе сайта: люди неделями не могут загрузить свои данные. Представитель ФНС сказал, что проблема не в сайте, а в этих людях. Может быть, но почему новшество не сопровождается подробной инструкцией по применению? Александр СЕМКИН, редактор журнала «Мягкое золото», рассказал, что вынужден консультировать тех, кто обращается к нему за помощью в попытке разобраться с этим сайтом.
– Почему я, а не ФНС этим должен заниматься? – возмущался коллега.
Чипы можно будет заказать на пермской фабрике «Госзнака», представитель которой тоже присутствовал на семинаре. Он не смог ответить, что делать представителям малого бизнеса, которым не под силу закупить дорогостоящее оборудование для нанесения информации на чипы, чтобы проверить заказанные на «Госзнаке» чипы. Обещанные на предыдущем форуме услуги МФЦ пока недоступны.
Светлана ЛУЗИНА, редактор журнала «Пушные аукционы», считает, что это – самое неприятное в нынешней ситуации:
– Нет единого центра, отвечающего за весь проект, все по-разному трактуют закон. На форуме в апреле говорилось одно, здесь – другое. Отрасль ориентировалась на постановление правительства, подписанное Дмитрием Медведевым, что закон вступает в силу 31 декабря. Поэтому то, что работать без чипов нельзя будет уже с 12 августа, оказалось для всех большой неожиданностью.
Наталья СЕРОВА, руководитель «Новоторжской ярмарки», подтверждает:
– Не ставится задача ввести чипирование грамотно и безболезненно для отрасли. До 12 августа шла работа, люди регистрировались на портале, участвовали в добровольном эксперименте. У нас все шло по плану, спокойная подготовка к новому сезону, подготовка к чипированию. А сейчас мы стали заложниками какой-то дикой суеты. В историческом масштабе я могу сравнить происходящее сейчас с вырубкой виноградников в 80-е годы XX века. Под благовидным предлогом борьбы с пьянством утрачивались уникальные сорта винограда и традиции виноделия. Так и сейчас – под лозунгом борьбы с «серым» рынком может оказаться убитым уникальное искусство скорняков. И главное – не заявлено никаких целей. Если цель – увеличить собираемость налогов, то покажите нам, сколько налогов собирается сейчас, сколько – планируется собрать. Какая идеологическая подоплека у всего этого мероприятия? Ответов на семинаре мы так и не услышали.
Жизнь, конечно, продолжается. Российский бизнес научился героически преодолевать трудности, которые создает ему власть. Вот и представители меховой отрасли, наругавшись вдосталь на семинаре, отправились участвовать в модных показах. Кстати, отмечены успехи молодого тверского дизайнера Ольги Левитиной в конкурсе готовых меховых изделий «Имперский стиль».
Сезон все равно начнется. Меха в России любят. Зима близко.
Мария ОРЛОВА