На что делать ставку – на туризм или на местных?
Осташков, пожалуй, одно из самых проблемных мест на политической карте Тверской области. Здесь да еще в Максатихе наиболее четко проявился стиль работы предыдущего губернатора Шевелева: разделяй и властвуй. Новый исполняющий обязанности губернатора Игорь Руденя довольно часто бывает в городе на Селигере. Но видно ли из окон Музея забытых вещей, куда его зачем-то регулярно водит кандидат в депутаты ЗС Тверской области от партии «Единая Россия» коммерсантка из Твери Ирина Шереметкер, всю глубину осташковских проблем?
ИНТРИГИ, РАЗРУШАЮЩИЕ ОСТАШКОВ
Уже три главы Осташковского района стали жертвой борьбы между городской и районной властью.
На прошлой неделе Тверская область, а заодно и весь мир узнали, что глава администрации города Осташков Сергей Хлебородов, виновный в пропаже бюджетных средств под 200 млн рублей, освобожден по амнистии в честь 70-летия Победы прямо в зале суда. Условно говорим «в пропаже» – деньги исчезли в результате мошеннических действий лиц, с которыми Хлебородов, скорее всего, был в сговоре. Все время, пока шло следствие и суд, Хлебородов продолжал занимать свою должность.
Чуть ранее главу района Михаила Тузова, которого подозревали в том, что он хотел присвоить три миллиона рублей, ловили с полицией, объявляли в розыск, сажали под арест. Предыдущего главу района Андрея Галахова – судили за попытку окоротить пьяного хулигана, приговаривали к исправительным работам.
Почему такой разный подход к осташковским районным и городским руководителям у правоохранительных органов? Такое впечатление, что для районных глав дела просто «высасываются из пальца», а на все косяки городской власти нарочито закрываются глаза.
Все началось с тех времен, когда город некоторое время возглавлял Николай Протасов, до того – руководитель государственного охотохозяйства «Селигер», после – непродолжительное время министр природных ресурсов и экологии в правительстве губернатора Шевелева. За махинации с земельными участками на Селигере Николай Протасов был осужден, приговор был тоже очень мягкий – его мягкость даже оспаривала прокуратура. По аналогичному делу глава Калининского района Арчакова получила реальный срок, а Протасов даже не лишился звания почетного гражданина города Осташкова.
Именно при Протасове, на охотничьих заимках, вызрела, по всей видимости, крепкая взаимосвязь нынешнего министра «по борьбе с территориями» Андрея Зайцева и тех, кого Протасов оставил вместо себя «смотреть за Осташковом». Именно Протасов завел во власть Сергея Хлебородова и Бориса Кобзарева.
Мы довольно много писали о том, что представляет собой глава города Осташков Борис Кобзарев, парень, которого осташи помнят в спортивном костюме и банкой пива в руках. Уже который год разборки во власти в Осташковском районе сопровождаются настоящими криминальными разборками. Жители прямо говорят: «Нас захватила шпана».
И все это время ситуация в городе продолжает ухудшаться. Понятно, до ЖКХ ли, когда идет борьба за власть? Разбитые дороги, отсутствующие тротуары, годами не вывозящийся мусор. И многочисленные заброшенные здания в центре – когда-то, из благих побуждений, почти все дома постройки XIX века (180 объектов!) были отнесены к памятникам архитектуры, и теперь с ними ничего невозможно сделать…
«НАИБОЛЕЕ СЛАБАЯ КАНДИДАТУРА»
Этой весной жители столицы селигерского края начали выходить на митинги, требуя навести наконец порядок на территории города и района. В это же время шел отбор кандидатов на праймериз «Единой России», из области запрашивали «списки лидеров общественного мнения». Осташи предложили Виктора Козлова, ныне – заместителя директора кожевенного завода, до этого – заместителя главы районной администрации, полгода исполнявшего обязанности Андрея Галахова после его отстранения депутатами от должности.
Но кандидатура Козлова в Твери не прошла. Не стал кандидатом в депутаты от «ЕР» и победивший в Осташкове на праймериз главврач клиники медакадемии Евгений Пичуев, чья кандидатура была предложена вице-спикером Госдумы Владимиром Васильевым. Не выдвинулся в депутаты нынешний представитель осташковского края в заксобрании руководитель областного «Межрегионгаза» Сергей Тарасов (и, видимо, газификация, так необходимая для развития зоны Селигера, опять надолго затормозится).
Из всех кандидатов власть сделала ставку на самого слабого персонажа – Ирину Шереметкер, представляющую некую «Ассоциацию туризма». Не будем анализировать, насколько реальна эта ассоциация: представители туристической отрасли обычно улыбаются, когда слышат о Шереметкер и ее общественной организации. Некоторое время назад предвыборная кампания этой дамы стартовала с фестиваля «Селигерский рыбник»: вопреки традициям таких гастрономических фестивалей во всем мире, пирогов с рыбой не хватило не только собравшимся жителям, но даже журналистам.
Врио губернатора, как человек в регионе новый, естественно, очарован красотами Селигера и понимает его туристический потенциал. Но есть реальный туристический бизнес, а есть смутная общественная деятельность, ведущаяся для прикрытия мелкого предпринимательства. Рассказывают, что Ирина Шереметкер торгует простынями, скатертями и т.п. «комплектующими» для гостиниц и изначально Ассоциация туризма была ей нужна, чтобы заходить в отели и предлагать свой товар. Потом выяснилось, что в самопровозглашенной должности есть еще бонусы.
И вот уже многие в регионе уверились, что мадам Шереметкер уже готовый министр туризма. Тогда зачем она идет на выборы в ЗС? Быть министром и депутатом одновременно невозможно, надо выбрать одно из двух…
НАДО ИСХОДИТЬ ИЗ СВОИХ СИЛ
Свести проблемы сложной территории с разочарованными во всем жителями к песням и пляскам вокруг пирога с рыбой (которой в Селигере, кстати, крайне мало), конечно, заманчиво. Но, увы, невозможно. О каком туризме может идти речь, если чиновники тащат все, что не приколочено: есть, например, шуруп бюджетный, так полшурупа необходимо «отжать».
Сначала надо навести порядок в местной власти, разобраться с противостоянием города и района, оптимизировать управление, научиться эффективно расходовать свой собственный бюджет.
В тот момент, когда к руководству Осташковского района пришла команда Андрея Галахова, так и было. Народ быстро забывает плохое, а ведь еще несколько лет назад в администрации района стояли очереди тех, кто пытался устроить своих детей в детские сады. За короткий срок работы команды Галахова эта проблема была решена, сады отремонтированы, расширены. Достроена школа в Святом, которая перед этим строилась 12 лет. Правда, детей в селе за время строительства стало в два раза меньше запланированного проектировщиками количества… Но улучшение демографии – это уже комплексная задача, которую надо решать всей Тверской областью и даже всей Россией.
Увы, сегодня опять решаются не местные осташковские проблемы, а делятся кресла в областной власти. Какой-то заколдованный круг, право слово…
ОЧИСТНЫЕ – ОБЩАЯ ПРОБЛЕМА
О ЖКХ в Осташкове вспоминают строго перед выборами. А в этот раз представители «Единой России» в лице Ирины Шереметкер решили даже не вспоминать о них – зачем, если есть Музей забытых вещей и 300-летие Житенного монастыря? Но ведь даже развитие туризма упирается в одну проблему – чистоту озера Селигер.
В подвалах осташковских многоквартирных домов каждый раз после дождя стоит вода, в городе просто нет ливневой канализации. Но самая большая проблема города – очистные сооружения. В советское время, когда заново строился кожевенный завод, существующий, между прочим, с 1730 года, были построены и нынешние городские биологические очистные, передовые по тем временам. Однако шло время, менялся строй. Завод недавно очередной раз поменял собственника и находится в процедуре банкротства. Прежний собственник набрал несколько миллиардов кредитов и заложил это имущество. Сейчас формально очистные принадлежат банку-кредитору.
Поясним: речь идет об очистных сооружениях, которыми пользуется весь Осташков. У завода есть свои локальные очистные, в их развитие сейчас вкладываются большие средства.
По Тверской области распространяются слухи о сильном загрязнении озера Селигер. Специалисты опровергают эти слухи: купаться в Селигере пока можно и нужно. Но проблему очистных срочно необходимо все же решать.
ПОЧЕМУ ЧИНОВНИКИ НЕ ЛЮБЯТ ТЕХ, ЗА ЧЕЙ СЧЕТ ЖИВУТ?
В Осташковском районе есть инвесторы, заинтересованные в развитии территории. Это уникальное предприятие «Звезда» на острове Городомля, один из флагманов отечественного ВПК, это предприятие «Дорхан», специализирующееся на производстве быстровозводимых зданий, ограждений, ворот, рольставней. И традиционно большую роль в жизни района, еще с XVIII века, играет кожевенный завод.
Сейчас кожзавод – один из основных источников пополнения бюджета и района, и города. На предприятие пришел очень серьезный инвестор, и завод, еще в 2013 году лежавший на боку, стал самым завидным работодателем округи. Когда прежний собственник Леонид Парфенов (тезка телеведущего) оставил кожзавод, там работало 200 человек, и задолженность по зарплате составляла 6 месяцев. Сейчас здесь работают 1300 человек. И зарплата – от 30 до 60 тысяч рублей.
Закуплено новое оборудование. В рамках программы импортозамещения заработал новый цех, выпускающий коллагеновую оболочку для колбасы – раньше в России использовали в основном немецкую, польскую и украинскую, но осташковская оказалась лучше по качеству и чище. Сейчас готовится к запуску вторая линия. Производство коллагеновой оболочки делает работу завода практически безотходной, поскольку на порошок для нее идет нижняя часть шкуры (раньше ее засаливали и отправляли в Германию).
Удивительно, но то, что завод заработал, крайне не нравится городской власти. Это вообще специфическая черта наших чиновников в Тверской области: ненавидеть крупных налогоплательщиков, тех, за чей счет они живут, и чинить им всяческие неприятности. Впрочем, это тема отдельного разговора.
Но закономерность прослеживается: в Осташкове, Торжке, Нелидове и Твери и других наших городах во власть попадают не те, кто создает благосостояние территорий и поднимает экономику. Им некогда заниматься политикой, и в депутаты вместо ответственных местных предпринимателей и лидеров общественного мнения идет всякое жулье, наживающееся на бюджете.
Будет ли когда-нибудь разрушен этот порочный круг? Новому руководству региона предстоит серьезно над этим поработать.
Мария ОРЛОВА