Жемчуг и свиньи

23.08.2016, 13:37

Туризм как фактор регионального развития

 

Как сделать Тверскую область привлекательной для гостей и удобной для жителей

«Что будет, если резать лук и смотреть фотографии разрушенного Речного вокзала одновременно» (шутка из ВК «Че гуглят в Твери»)

«Тверская область взяла курс на развитие туризма», – часто приходится слышать эту фразу в СМИ. Никто, правда, не вспоминает, что «курс» этот провозглашался и при губернаторе Зеленине, и при губернаторе Платове. «Караван» обратился к эксперту по маркетингу территорий, главному редактору журнала «Умное производство» Геннадию Климову с вопросом, как можно брендировать регионы и что это дает.

 

ТРИ КИТА: ЛЮДИ, ИНВЕСТИЦИИ, ТУРИЗМ

 

– В современном мире конкуренция государств все больше заменяется конкуренцией мест. Государство — это субстанция временная. Сегодня оно одно, завтра другое, а вот «место» оно и в Африке место. Все заметнее нарастает конкуренция именно мест, регионов, отдельных городов. Одни из них растут, другие деградируют. Конкуренция сводится к борьбе за новых качественных людей, туристов и инвестиции.

Что такое качественные люди? Народы ничем не отличаются друг от друга. Вы не найдете отличий в генетическом коде евреев от генетического кода немцев. Генный код пигмеев Африки очень похож на генный код коренных москвичей. Русские ничем не отличаются от украинцев, осетины от французов, жители графства Уэльс от жителей города Кимры на границе Тверской и Московской областей. И те, и другие, и третьи, и четвертые идентичны генетическому коду древних булгар, живших 1500 лет назад в междуречье Волги, Дона и Днепра.

Однако существуют различия между народами другого рода. Люди бывают современными и архаичными. Это главное их различие. Все зависит от типа сознания, от базовых моральных ценностей, от социокультурного кода. Разные люди как бы живут в разном историческом времени.

От социально-психологического типа людей, которые доминируют на территории, зависит ее судьба. Если у вас слишком много пассивных, ленивых, злобных – территория гибнет. Если больше добрых, образованных, любопытных и трудолюбивых – территория процветает. Поэтому государственные люди должны привлекать на территорию людей прогрессивных и стараться сдерживать рост консервативного населения. Это вопрос жизни и смерти любого места, любого региона, любого города.

Инвестиции создают экономику, которая привлекает на территорию деньги. Следом за деньгами едут и качественные люди. Опять все сводится к борьбе за людей.

И третье – туризм. Туризм сам по себе может быть важным фактором экономического роста. С помощью туризма проще всего оживить любую территорию. Вместе с туристами опять же на территорию попадают деньги. Больше туристов – больше денег. Больше денег – больше качественных переселенцев.

Поэтому умная государственная политика всегда сводится только к одному параметру – борьбе за людей. Если от вас уезжают богатые и образованные люди, то вы плохой руководитель, плохой губернатор или президент, – чтобы вы ни говорили в свое оправдание. Если к вам едут – значит, вы крутой перец!

 

ТУРИСТ – ЭТО ВАШ КОММИВОЯЖЕР

 

Развитие туризма – интегратор преображения мест. Туристы массово едут только туда, где хорошо живется коренным жителям. Турист привозит не только доллары или рубли, но и увозит с собой впечатления, по сути, становясь коммивояжером по продвижению вашей территории. В развитии туризма создать правильные впечатления, мифологию места, пожалуй, даже важнее, чем предоставить гостям услуги, чтобы они оставили свои денежки. Уехав, они должны правильно рассказывать о вас и вашей стране, вашем городе – тогда к вам приедут другие.

Но поверьте, никому не интересны ваши местечковые достопримечательности. Они становятся интересными, только если укладываются в общемировую культуру, возбуждают у иностранцев уже существующие социокультурные коды. Это залог успеха.

Кстати, именно поэтому во всех странах экскурсоводы сдают экзамены, и их деятельность строго лицензируется. Везде, кроме России. Сегодня, например, толпы китайцев ездят по стране в сопровождении каких-то сомнительных личностей, которые рассказывают, что «у русской царицы Екатерины Второй было 500 любовников…». Все это часто можно услышать в Эрмитаже в галерее героев Отечественной войны 1812 года. Всех наших героев китайские гиды представляют китайским туристам как любовников царицы. Представляю, что рассказывают эти туристы дома о России.

 

ВЕРНУТЬ ИСТОРИЮ В РУСЛО МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Некоторые губернаторы объявляют своей целью развитие туризма. Недавно об этом вновь стали говорить в Тверской области, после назначения губернатора Игоря Рудени. Напомню, о туризме говорили двадцать лет назад при губернаторе Платове, потом много говорили при губернаторе Зеленине, потом забросили идею при губернаторе Шевелеве, и вот опять. Но массового туризма в Тверской области как не было, так и нет.

А почему он должен возникнуть? При выходе из теплохода в Твери – самом верхнем порту на Волге – встречаешь разрушенный Речной вокзал и ухабы на дороге. Неужели нельзя положить 100 метров асфальта?

Полуразрушенное здание Речного вокзала с фантастически интересным внутренним интерьером и фасадами как у древнейших городов-варов. Строил Речной вокзал великий архитектор, который воссоздал, по сути, тысячелетней давности детинец, построенный на этом месте отроками первых христианских князей. Потом вокруг него возник Отроч монастырь. Примерно такой же дом археологи откапали в Арголиде, в Греции. Считается, что это первый город Западной Европы. Речной вокзал в Твери похож и на архаичный Аркаим, откопанный в Челябинской области. Но экскурсоводы вам этого не расскажут. Расскажут какую-то местечковую краеведческую легенду, которая неинтересна туристам.

Чтобы был большой туризм, надо вернуть историю той же Твери в русло мировой культуры.

 

ХОТИТЕ ПРИВЛЕЧЬ ГОСТЕЙ? ПОДНИМИТЕ МЕДИЦИНУ НА СЕЛЕ

 

Местечковый туризм, однако, тоже может быть. В Тверской области он довольно развит. Это дачники из Москвы и Санкт-Петербурга. Если в Тверской области зимой живет немногим больше миллиона человек, то летом больше четырех миллионов. Статистика их не учитывает – о количестве дачников косвенно можно судить по летнему росту потребления хлеба. На деньгах дачников во многом держится экономика региона.

Сейчас тверские власти много говорят о гастрономическом туризме. Что это за чудо-юдо «гастрономический туризм», я не знаю. В России вообще нет собственной национальной кухни, как ее нет, например, у англичан. Частично она заимствована у евреев, частично у французов, частично – у восточных народов, у тюрков. Не очень представляю себе в современном мире туриста, который едет за сто верст, чтобы пообедать в Твери. Глупость какая-то местных аферистов и чиновников от туризма, а не программа развития.

Хотя туризм выходного дня действительно актуален, так как Тверь – самый ближний областной центр от Москвы. Чтобы это направление развивать, нужна обжитость территорий и безопасность. Сейчас наметилась тенденция, что богатые люди бросают дачи в Тверской области и уезжают в Европу – ту же Черногорию, где безопасней и есть медицина. Ни эффективной полиции, ни банальной медицины в тверской глубинке нет. Поэтому немолодые дачники уезжают. Хотелось бы дать совет тверскому губернатору: есть желание развивать местечковый туризм? Тогда займитесь развитием медицины на селе и улучшением работы сельской полиции. Это приведет к быстрому результату.

 

ПСЕВДОРУССКИЙ КИЧ И ГЛУБИННЫЕ КОДЫ

 

Вообще, туристический потенциал России огромен. В России три центра, которые в недалекой перспективе станут глобальными мировыми центрами туризма. Это окрестности Красноярска в верховьях Енисея, окрестности города Воронежа в бассейне реки Дон, Валдайская возвышенность между Москвой и Санкт-Петербургом. Это связано с возможностями культурного возрождения этих мест в контексте общемировой истории цивилизации.

Но проблема везде та же. Культурологический провинциализм.

Исав был старше своего близнеца Иакова; он продал свое первородство за чечевичную похлебку брату Иакову. Как-то надо россиянам вернуть свое первородство. Тогда «все флаги в гости будут к нам, и запируем на просторе». Нельзя большой поток туристов заманить пирогами, матрешками, балалайками, девками в сарафанах и прочим псевдорусским кичем – здесь нужна игра на очень глубоких струнах подсознания. Туристы, приезжая в Россию, должны чувствовать, что они возвращаются на свою древнюю родину. Это модель нового интернационализма. В этом новая миссионерская роль России.

Эти три места связаны с очень древней историей, которая прошита в глубоких слоях подсознания всех народов, где бы они сейчас ни жили. Если это подсознание активировать, то мы получим массовый туризм. Но в это надо вкладывать: создавать туристическую инфраструктуру, культурные коды, заниматься брендингом туристических мест. Иногда самим, иногда использовать произведения мировой культуры.

К примеру, сейчас популярен американский фильм «Игра престолов». Создатели фильма использовали для сценария древние германские, скандинавские и валдайские эпосы. По существу, они пересказали на понятном современникам языке древнюю историю Восточной Европы. Этот фильм так популярен потому, что он не создает новой реальности, а заставляет вспомнить забытое. В кодах сознания мы все получили это зыбкое воспоминание от наших предков. В чем секрет популярности любого произведения мировой культуры? Они пробуждают коды прошлого.

Так почему это не использовать? В Тверской области есть город Старица – чем не родовой замок старков из фильма «Борьба престолов»?

В Старице даже есть следы их замков, а в местном краеведческом музее есть схема главной крепости – но никто из экскурсоводов вам этого не расскажет. Опять вы услышите краеведческую местечковую легенду, которая вне мировой культуры и никому из туристов не интересна.

Развитие туризма – это грань большой борьбы народов, занимающих те или иные территории, за свое лидерство, за место в мировых делах, за свое первородство.

К примеру, до революции 1917 года поток паломников на озеро Селигер в Нилову пустынь превышал поток паломников в Иерусалим. Потом все прекратилось. Почему? Прошло сто лет, и сейчас уже христиане не могут вспомнить, зачем они совершали паломничество в эти места?

А связано это еще с дохристианскими культами и мифологией, которая в древности была общей для всей Северной Европы и Скандинавии. Здесь, на макушке Валдая, в представлении североевропейских народов было святое место – чертог Одина, вершина мирового дерева. Остров Городомля – обиталище Гора, сына Всевышнего. Городомля расположена ровно на 33-м меридиане – ложа высшего посвящения у масонов. Это святая гора Мера из Корана, гора Алытырь у славян. Это место хранения исихазма (умного делания) – высшего знания в православном христианстве.

Популяризуйте это, и вы возродите этот край.

 

КОМПЛЕКС ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

 

Сегодня город Осташков на Селигере – деградирующее место. А всего 100 лет назад здесь было несколько театров, и местные дамочки в кринолинах с кавалерами дефилировали по набережным. Здесь была жизнь, культура и много денег. Ничего этого сегодня нет.

Или еще один город в Тверской области – Торжок. Будь в городе хотя бы мало-мальски ответственная и разумная власть, этот город был бы самым преуспевающим в России. Кроме развитой промышленности и промыслов (здесь расположен один из самых известных промыслов России – «торжокские золотошвеи»), в Торжке фантастически красивая архитектура и богатейшая история. Мимо каждый день по автодороге Москва – Санкт-Петербург проезжают 30 тысяч автомобилей. Останови 3% транспортного потока – и вы утонете в деньгах, туристах и инвестициях.

Это город на границе славянского христианского и финно-угорского языческого мира 1000 лет назад был местом рождения рыцарского ордена госпитальеров. Это понятная история для европейцев. Валдайская возвышенность, на которой располагается Тверская область, самым тесным образом cвязана с европейской культурой – королем Артуром и его 12 рыцарями. Но эти же валдайские места связаны и с культом Индры и его 12 братьев, который так популярен в Индии. Сколько живет в Западной Европе потенциальных туристов? А в Индии?

Зная древнейшую историю цивилизации, можно сформулировать не менее глобальные туристические бренды и для Красноярска, и Воронежа.

Россиянам надо преодолеть свой комплекс провинциальной неполноценности. И вернуть себе свое первородство, растасканное по национальным квартирам на периферии Евразии.

Мы должны вернуть свою социокультурную идентичность, стать опять частью мировой культуры. Да, это культурологический проект займет много времени, но последствия его дадут огромный поток туристов, а вслед за ним и качественных переселенцев.

Такой должен быть подход у государственных мужей.

А пока между Москвой и Санкт-Петербургом, почти нигде не останавливаясь, курсирует скоростной поезд «Сапсан». Из Москвы до Твери можно доехать за час, из Санкт-Петербурга за три часа. Но когда вы выйдете из вокзала, то увидите обшарпанную площадь, застроенную шалманами с огромной лужей посередине. Эта лужа никогда не высыхает. Так и видится свинья на краю лужи из рассказа Николая Гоголя. Так что пока тут не до туризма.

Надо начинать с малого, наведения порядка в умах местных градоначальников.

Хотя справедливости ради надо сказать, что в России уже появляются умные государственные деятели. И, возможно, на смену «аферизму вокруг туризма» придет профессиональная работа – появятся специалисты и настоящие лидеры туристической отрасли.

Туризм — это самый простой способ обустроить территорию, создать множество рабочих мест, оживить экономику. Туризм не требует больших капиталовложений, но требует скоординированной осознанной деятельности власти, бизнеса, деятелей культуры.

Будем надеяться, что скоро настанет час, когда реализация таких проектов в России станет возможной.

Геннадий КЛИМОВ

25 0
Лента новостей
Прокрутить вверх