Наверное, главное, что волнует людей, вынужденных ездить по Тверской области, – это дороги. Чем дальше от федеральных трасс – тем хуже. Для северо-востока Тверской области тема дорог, пожалуй, поглавнее даже темы зарплат и пенсий.
В XXI ВЕК – БЕЗ АСФАЛЬТА
Депутат Законодательного собрания Владимир БАЮНОВ, наш главный эксперт по северо-восточной части региона, подтверждает:
– На какую встречу с гражданами на своем округе не приеду – все говорят о дорогах, даже те, кто мало ездит.
Для сельской бабушки доехать до ЦРБ порой мучительнее, чем тихо болеть дома. Пока трясет по кочкам, душа вон вылететь может. В этом дождливом году дороги без твердого асфальтового покрытия размыты водой и стали почти непроезжими. Скажите, где это вы видели в XXI веке дороги без асфальта? Да здесь же, на северо-востоке Тверской области. Дорога Сандово – Весьегонск, например, так и не заасфальтирована. Там, где прошелся грейдер и выровнял, проехать можно. А местами просто до потолка подпрыгиваешь на кочках. Нет асфальтовой дороги и между Весьегонском и соседней Вологодской областью. Как будто не дымят в прямой видимости трубы промышленного Череповца. Близок город, где можно свою клюкву продать, – а не доедешь.
Жители села Поречье Бежецкого района прямо заявили Баюнову:
– Если дороги не будет, на выборы не пойдем.
Это село, со знаменитой церковью и ее настоятелем отцом Геннадием Севастьяновым, место паломничества страждущих из Твери, Москвы, Санкт-Петербурга. Отец Геннадий слывет прозорливым врачевателем, видящим и проблемы духовные, и проблемы со здоровьем. Но, чтобы добраться до него, нужно быть готовым к испытаниям – дорога в Поречье просто кошмарная.
Самое страшное – деградация дорожной сети Тверской области совпала по времени с оптимизацией сельских школ. В Поречье школа сохранилась, но сколько таких сельских школ объединены в «базовые», и теперь дети из сел должны преодолевать в день километров по 20-30 на раздолбанных пазиках, так называемых школьных автобусах. Пока доедут до школы, сил на учебу не остается, спать хочется. Или, например, сломается от отвратительных дорог школьный автобус, а дети так и стоят на остановке в своей деревне, ждут… Просто сюжет из позапрошлого века какой-то.
ДОЛГИЙ ПУТЬ ДО ВЕСЬЕГОНСКА
Несколько лет назад была предложена губернаторская программа по превращению Весьегонска в культурный центр северо-востока Тверской области. Скажем прямо, не каждый турист отважится ехать в этом направлении. Дорога между Бежецком и Весьегонском чрезвычайно плоха. Вдвойне мучительно преодолевать ее на туристическом автобусе, который не предназначен, как внедорожник, для колдобин, но должен ездить по ровным шоссе. Очень тяжело добираться до Молоково, и, может быть, поэтому не идут туда инвестиции.
– По Бежецку, по Красному Холму, по городам и поселкам идут большегрузы и еще сильнее разрушают дороги в населенных пунктах, – отмечает Владимир Баюнов. – О строительстве окружных дорог уже не вспоминают, хотя в Рамешках, когда была построена окружная, снялось много проблем.
В ЧЕМ ПРИЧИНА?
Еще лет 10-15 назад отвратительными были дороги в муниципальных центрах. Дороги, соединяющие населенные пункты, были существенно лучше. В чем причина нынешней деградации дорожной сети? С таким вопросом мы обратились к Владимиру Баюнову.
– Сейчас у дорог разная принадлежность. Есть дороги федеральные, региональные, муниципальные и даже поселенческие. Муниципалитетам и поселениям дороги передали без финансирования, разбирайтесь, как знаете. Областные дороги худо-бедно финансируются из Дорожного фонда. Федеральным трассам повезло больше, их регулярно приводят в порядок. Но в нашем округе даже трасса Р84, соединяющая Тверь – Бежецк – Красный Холм – Весьегонск – Устюжну, имеет статус региональной дороги.
Получается неразбериха. Муниципалитеты не могут и даже не имеют права чинить региональные дороги на своей территории. Область не может помочь муниципалитетам. И никто ни за что не отвечает. Плюс, в рамках законодательства о государственных и муниципальных закупках, в торгах на ремонт дорог могут выиграть какие-нибудь аферисты, у которых нет никакой техники, кроме компьютера. Власти вынуждены давать подряд тем, кто назовет самую низкую цену.
– Раньше были ответственные за дорогу. ДРСУ знали, что данная дорога – их сфера работы, и так к ней и относились. А сегодня и ДРСУ приватизированы, и контракты на ремонт дорог может получить непонятно кто, – рассказывает Баюнов.
– А может ли депутат Законодательного Собрания инициировать наведение порядка в этой сфере? Чтобы пересмотреть принадлежность дорог, чтобы как-то на уровне регионального законодательства ограничить участие в тендерах на дорожные работы недобросовестных подрядчиков?
– Да, при вменяемой региональной власти, которая не будет препятствовать этой инициативе. Надо наводить порядок в распределении полномочий по 131-му федеральному закону о принципах муниципального самоуправления. Это как раз уровень Законодательного собрания. Очень нужная работа, обязательно ее инициирую, – говорит Владимир Баюнов.
Что ж, будем надеяться, что неразрешимая проблема «менеджеров и инфраструктуры» как-то начнет решаться.
Мария ОРЛОВА