КПРФ по итогам выборов все равно сформирует народное правительство
В понедельник, 5 сентября, в Верховном суде Российской Федерации состоялось слушание иска Вадима Соловьева, депутата Государственной думы, опротестовавшего отказ в регистрации его в качестве кандидата в губернаторы Тверской области. Наш традиционный разговор о ситуации в регионе и России состоялся накануне заседания Верховного суда, и Вадим Соловьев точно предсказал его итог. А также поведал о своем дальнейшем плане действий.
СУД СОСТОЯЛСЯ, ЧТО ДАЛЬШЕ?
– Вадим Георгиевич, в понедельник ожидается рассмотрение вашего дела в Верховном суде. Дальше, я так понимаю, Конституционный суд. Всю эту процедуру реально пройти до дня выборов, 18 сентября?
– Если меня восстановят, значит, я буду активно участвовать в избирательной кампании. Если нет, то у меня, честно говоря, изначально больше надежды возлагалось на Конституционный суд Российской Федерации. Потому что вопрос в нарушении конституционного права граждан на участие в выборах. После заседания Верховного суда нам нужно будет два-три дня, чтобы подготовить окончательное заявление в Конституционный суд. Уже собраны 92 подписи депутатов для Конституционного суда. Подписи депутатов нашей фракции дают возможность рассмотреть дело быстрее, нежели чем я, просто как гражданин, обжалую.
Безусловно, мы продумали, что делать дальше. Мы понимаем, что в любом случае надо создавать правительство народного доверия, из тверских профессионалов, которое будет опираться на административный ресурс наших депутатов Госдумы и Законодательного собрания. Это правительство, «теневой кабинет», будет работать параллельно с областным правительством, отслеживать ситуацию, направления, в которых развивается политика. И будет быстро реагировать. Я абсолютно уверен, что Игорь Руденя вряд ли проработает в регионе пять лет, и придет время, когда это «теневое правительство», набравшись опыта, получит реальную власть.
Мы будем постоянно работать, вносить законодательные инициативы, выступать с критикой, предлагать альтернативные пути выхода, проводить круглые столы. По сути, будем осуществлять народный и депутатский контроль за деятельностью областного правительства. Тем более что без моего участия, в нашем понимании, выборы эти нелегитимные, и законность выборов губернатора под большим вопросом.
– Как ваше «правительство народного доверия» будет встраивать отношения с другими партиями?
– Консультации уже идут. Сегодня профессионалы разбросаны по всем партиям. Поэтому вопрос не в партийной принадлежности, а в профессионализме, порядочности. И в патриотизме. Главное требование – чтобы люди работали на тверскую землю.
ПОЛИТИКА ДИКТУЕТ ЗАКОНУ
– Ситуация, наделавшая много шума на прошлой неделе: члены избиркома от КПРФ подали заявление на снятие с регистрации двух оставшихся кандидатов – Ильи Клейменова («Коммунисты России») и Антона Морозова (ЛДПР). Как вы думаете, эта инициатива имеет шанс реализоваться?
– Мы пришли к однозначному выводу, что, судя по тем заявлениям, которые делал господин Балаян, руководитель штаба «Единой России», были допущены грубейшие нарушения в сборе подписей. Административный ресурс, давление на муниципальных депутатов, использование финансовых средств «Единой России»… В законе четко сказано, что подписи, собранные таким способом, являются недействительными. А примерно 90% подписей двух зарегистрированных «конкурентов» Рудени собраны именно так.
Мы подали заявление в избирком и прокуратуру. Избирательная комиссия должна изучить подписи, и в случае, если факты подтвердятся, обратиться в суд по снятию этих кандидатов с регистрации. Как отреагирует наша избирательная комиссия и прокуратура, мне сложно говорить, но закон, насколько я могу судить, в данной ситуации на нашей стороне. При регистрации должно было быть соблюдено равенство кандидатов. Получается, что я, который собрал сам подписи, ошибся на стадии сдачи и сразу исправил эту ошибку, исключен, а тех, за кого собрала подписи «Единая Россия», регистрируют. Это полный маразм.
Тем более что по так называемой нашей «технической ошибке» сейчас возник ряд сомнений. Ребята-криминалисты должны отработать и дать свою оценку. Когда был суд и я попросил представить подлинные документы, Дронова (председатель облизбиркома. – Прим. ред.) показала подписные листы без моей подписи на обратной стороне. А я ведь тертый калач, и любой документ, который сдаю, визирую с обратной стороны.
Судья сделала вид, что не поняла, о чем идет речь. Дронова стала доказывать, что это подлинники. Но у меня есть свидетели, которые видели, как я подписывал документы.
– Вы, как опытный юрист, должны согласиться – право в России всегда действует как-то избирательно.
– В моем случае это вопрос политический, все будет зависеть в действиях наших правоохранительных органов от моего рейтинга. Если я побеждаю по результатам социологических опросов, то, конечно, вряд ли партия власти выпустит меня на выборы губернатора. А если они будут уверены, что победит их кандидат, то, чтобы снять скандал, который уже вышел за пределы Тверской области (везде, в том числе и в сводках международных наблюдателей, об этом идет речь), они, конечно, выпустят меня на выборы. Но, по нашим замерам, к сожалению, у меня рейтинг такой, что не выпустят, побоятся.
ДЫРА В БЮДЖЕТЕ РОССИИ ГРОЗИТ ДЫРОЙ В БЮДЖЕТЕ КАЖДОГО
– Но избирательная кампания КПРФ не останавливается?
– Безусловно, она идет, и по Государственной думе, и по ЗС. Наша задача – получить консолидированное большинство в Законодательном собрании, сформировать коалицию оппозиционных сил, которая, возможно, станет правящей коалицией. Тогда, опираясь на Законодательное собрание, будет возможно выстроить политику по защите интересов жителей Тверской области.
– Вы сейчас много ездите по производствам, встречаетесь с коллективами. Что спрашивают люди?
– В первую очередь народ интересует экономическая ситуация. Политические вопросы, связанные с выборами, они тоже затрагивают, и я искренне порадовался, что ситуацию на губернаторских выборах поднимают на всех встречах. Люди в курсе дела, переживают: «Почему нас лишили возможности выбора?».
– А что с экономикой происходит? Вам из Госдумы ведь все видно.
– В экономике ситуация, по последним данным, которые озвучивал Зюганов на секретариате ЦК, очень тяжелая. Собираемость налогов упала на 40%, в бюджете дыра примерно три с половиной триллиона рублей, и правительство будет пытаться заткнуть эту дыру новыми банкнотами – три тысячи и двести рублей. Уже напечатано на триллион новых банкнот, ничем не обеспеченных. В октябре-ноябре их хотят вбросить в экономику. Если это произойдет, то три триллиона рублей – это 30% бюджета. Инфляция разгонится пропорционально, доллар скакнет до 102 рублей. Соответственно, на 40–50% вырастут цены в магазинах, при том, что зарплаты расти не могут, нет таких ресурсов у государства и бизнеса.
Поэтому выборы и перенесены с декабря на сентябрь, чтобы после выборов это сделать. Много разговоров, как рассказал Геннадий Андреевич (Зюганов. – Прим. ред.), было в правительстве по поводу выплаты пенсионерам пяти тысяч рублей. Хотели выплатить деньги перед выборами, «купить» избирателей. Но посчитали, и даже этих денег не оказалось. Поэтому туманно обещают в январе. Хотя, если погасить задолженность государства, которое не индексировало пенсии по уровню инфляции, то надо выплачивать не по пять тысяч, а как минимум по пятнадцать тысяч рублей.
Тем более непонятно, на каком основании будут выдавать эти пять тысяч. Закона такого нет. На основании постановления правительства? А имеет ли оно право принимать такие решения?
ЗИМА БЛИЗКО
– В Твери на общий кризис накладывается своя угрожающая специфика. На днях ваш депутат Максим Жирков рассказал в своем фейсбуке о заседании Тверской городской думы, где депутат Лилия Корниенко начала возмущаться, что баннеры с ее изображением не видно из-за гор земли, вырытых при ремонте теплотрасс. А глава администрации Тимофеев ответил, что, дескать, почему вас не интересует, есть ли у «Тверской генерации» деньги, чтобы зарыть эти ямы. Дело в том, что сейчас всю прибыль теплоэнергетиков выгребает «Газпром» в счет миллиардных долгов, накопившихся при прежнем губернаторе Шевелеве. Получается, что деньги за газ один раз уже украли, а теперь за счет платежей населения пытаются закрыть эту дыру. А крайними опять остаются жители Твери, у которых не на что проводить подготовку к зиме. Мы что, забыли, что было в прошлом году? Получается, за этими выборами мы забыли про город. Тверитяне сидели три месяца без горячей воды и теперь рискуют зимой остаться без тепла.
– В принципе, логика действий областного правительства понятна. Новое руководство региона прислали сюда решать в первую очередь проблему газовых долгов. Газпром задолжал на федеральном уровне налоговые отчисления. В условиях кризиса президент ставит задачу как можно быстрее взять деньги с основных должников, в том числе с Газпрома. Поэтом Газпром начинает давить на тех, кто должен ему. Вместо того чтобы вернуть украденные деньги, начинают забирать средства с текущих платежей, не давая подготовить город к зиме.
Может случиться то, что было в прошлом году: город останется без тепла в самые морозы. В прошлом году виноватым назначили Шевелева, в этом – сити-менеджера Тимофеева. Это будет повод от него избавиться.
– Если такая печальная ситуация в экономике страны, как оценить то, что «Единая Россия» строит свою предвыборную кампанию на обещании построить в Твери некие комплексы «Тверь-Сити» и «Тверь-Экспо». Рассказывают, что там будет 15 тысяч рабочих мест. Это вообще реально?
– В конкретной экономической ситуации это абсолютно нереально. Уже верстая бюджет этого года, мы, депутаты, увидели, что на федеральном уровне свернули все масштабные проекты. Рассчитывать, что в государстве свернули, а в Твери какие-то деньги вдруг появятся – наивно. По той информации, которая у меня есть, за это время Игорь Руденя привлек в область порядка полмиллиарда рублей. Это обычная статистика, каждый год такой прирост показывается. Сейчас вряд ли в Тверь поспешат вкладывать деньги и бизнес, и государство. Даже действующие новые торговые центры стоят полупустые.
ТВЕРИТЯН НА ГРОМКИЕ СЛОВА НЕ КУПИШЬ
– А что вы думаете по поводу бесконечных визитов в Тверь федеральных вип-персон?
– Я так понимаю, что это врио пытается убедить тверитян в солидности административного ресурса, которым он обладает. Охотно верю, что на человеческом уровне Игорь Руденя вхож в круги людей, управляющих нашим государством. Но вопрос в том, что под эти приезды деньги не идут в Тверскую область. Эта демонстрация высоких фигур не подкрепляется экономически. Где деньги-то?
Кроме того, это стиль нынешних выборов «Единой России» – федеральным руководителям дано указание участвовать в пиаре кандидатов от партии власти. Съездить в Тверь не так обременительно, как в тот же Новосибирск. Приехал, уехал, отчитался перед начальством.
Мне обидно, что тверичей воспринимают как провинциалов, которым по полной программе можно лапшу на уши вешать. Мое общение говорит, что в Твери живут трезвые и здравомыслящие люди, которых так дешево не купишь.
– При прежнем губернаторе Шевелеве мы часто писали о том, что его серьезным провалом было то, что он не сумел выстроить отношения с депутатами Государственной думы, которые у нас в регионе очень сильные и влиятельные. Владимир Васильев, Алексей Чепа, вы – если консолидировать ваши усилия, сколько можно было бы хорошего сделать для области. А он враждовал. Сейчас новый врио заявляет, что контакт с депутатами есть.
– Ну, если одного депутата Госдумы снимают с выборов губернатора таким, я бы сказал, полукриминальным способом, у второго депутата снимают оплаченные баннеры, о каких контактах может идти речь? Я за то, чтобы губернатор, как человек, который отвечает за область, собрал нас всех за чашкой чая, чтобы мы, депутаты, проработали, проговорили, что каждый из нас может внести в общую копилку. Я очень уважаю Владимира Абдуалиевича Васильева. Не использовать его ресурс для области – это преступление. Вспоминаю, когда Вячеслав Володин возглавлял фракцию «Единая Россия», сколько он денег бюджетных выбил для своей Саратовской области! Правительство было вынуждено считаться с ним. Почему Шевелев этот ресурс Васильева не использовал, а шел на конфронтацию – загадка.
Наши избиратели ждут реальных дел. Выборы заканчиваются, но жизнь продолжается, нравится тебе Соловьев или нет, но ответственный руководитель готов с каждого взять для области то, что он может внести.
Мария ОРЛОВА