Как и когда возникла Тверь?
В чем экскурсоводы правы, а в чем ошибаются
В субботу, 3 сентября, в Твери была хорошая погода, к Речному вокзалу причалили сразу четыре круизных теплохода. Я как раз прогуливался по набережной и послушал в трех разных местах, о чем рассказывают наши симпатичные тверские девушки-экскурсоводы. В принципе, они молодцы. Все говорят, что Тверь в былые годы называлась Тферь. Это правильно. Но дальше, по версии одной, это финно-угорское слово «быстрый», поэтому река Тверца – быстрая, а от нее и слово «Тферь». Другие говорят, что это означает «крепость». Все же надо стандартизировать наши тверские мифы и сказания.
ДЕТИНЕЦ – «ТАМОЖНЯ» ПРИ ВХОДЕ В ТВЕРЦУ
Впервые люди поселились в Твери 10 тысяч лет назад сразу за тем, как начал в силу потепления климата таять Валдайский ледник, который здесь был высотой несколько километров. Первоначально русло Волги и Тверцы было другим, и раскопки первого городища 10-тысячной давности обнаружены у современного села Старая Константиновка.
Когда это место стало называться Тферью, неизвестно.
Тферь – это очень сложное понятие, которое можно расшифровать, только глубоко владея санскритом – праязыком индоевропейцев. У финно-угров, исконного населения в Верхневолжье, «тфер» идентично понятию «там, где…». Там, где находится ментальная граница запада и востока, юга и севера. Но для туристов можно говорить, что это «переправа». Правый берег Волги – это зона смешанных светлых лесов, на левом берегу Волги начинаются темные арктические леса. Волга отделяла Новгородскую Русь, где были издревле традиции вечевой демократии, от Владимиро-Суздальской Руси, где единолично правили князья. В Твери была переправа, которую охранял детинец, специальный военный лагерь для княжеских новгородских отроков.
Первоначально город располагался на левом берегу Волги, где при новгородском князе Ярославе Мудром был построен детинец, защищавший границу Новгородчины от прибывающих с низовья Волги недоброжелателей. Это была своеобразная таможня при входе в реку Тверцу, левый приток Волги, по которой можно было попасть в Великий Новгород.
Про детинец в Твери знал еще 100 лет назад каждый приходской поп и школьник. В детинце находилось обычно 400 мужей из числа богатырей, княжеских отроков и христианских пилигримов.
По моим предположениям, основателями детинца были преподобный Ефрем Новотор и Аркадий Новотор. Тогда происходила колонизация этих мест славянскими пилигримами – рыцарями, которые несли в земли язычников христианство.
ОТЕЦ – В САНЯХ, БОРИС – В ТЕЛЕГЕ, ГЛЕБ – В ЛОДКЕ
В летописи Нестора сказано, что в 1015 году умирает креститель Руси князь Владимир.
Дальше в летописи есть какая-то тайна, будто Нестор что-то недоговаривает, но оставляет нам ключ для разгадки. Бояре сначала скрывают смерть князя. Но потом разбирают стену и спускают тело на веревках, везут его на санях и хоронят. Странно?
После его смерти начинается междоусобица между братьями. Подосланные агенты ранят Бориса, сына умершего князя. Вот что пишет древнерусская летопись:
«И вот напали на него, как звери дикие, обступив шатер, и проткнули его копьями, и пронзили Бориса и слугу его, прикрывшего его своим телом, пронзили. Был же он любим Борисом. Был отрок этот родом венгр, по имени Георгий; Борис его сильно любил, и возложил он на него гривну золотую большую, в которой он и служил ему. Убили они и многих других отроков Бориса. С Георгия же с этого не могли они быстро снять гривну с шеи, и отсекли голову его, и только тогда сняли гривну, а голову отбросили прочь; поэтому-то впоследствии и не обрели тела его среди трупов. Убив же Бориса, окаянные завернули его в шатер, положив на телегу, повезли, еще дышавшего. Святополк же окаянный, узнав, что Борис еще дышит, послал двух варягов прикончить его. Когда те пришли и увидели, что он еще жив, то один из них извлек меч и пронзил его в сердце».
Заметьте, раненого Бориса куда-то везут на телеге, в то время как его отца везли на санях. Хотя было лето.
Дальше мы имеем описание событий гибели Глеба, еще одного сына Владимира.
Глеб Муромский, узнав о болезни отца, поехал в Киев навестить его. Путь, которым он ехал, обозначен известием, что на Волге, при устье реки Тьмы, конь князя споткнулся и повредил ногу всаднику. Дальше Глеб уже плывет на лодке.
Заметили загадку? Отец – в санях, Борис – в телеге, Глеб – в лодке. Что-то все же это значит? Устье Тьмы совсем рядом с Тверью.
Не так давно найдена рукопись в албанском православном монастыре, которая свидетельствует, что его посещал князь Владимир уже после официальной смерти. Скорее всего, он постригся в монахи и ушел в Грецию на Афон. А его дети Борис и Глеб от брака с христианкой византийской царевной Анной из Македонской династии, скорее всего, были посвящены в рыцари и приняли имена Еврем Новотор и Аркадий Новотор. Они ушли на пограничные земли уже христианского Новгорода и язычников на реку Тверца, левый приток Верхней Волги.
Они образовали на месте нынешнего Торжка первый на Волге странноприимный дом для встречи и лечения христианских пилигримов из славянских племен, которые начали колонизацию земель язычников. Позднее вокруг странноприимного дома в Торжке возник Борисоглебский монастырь, самый древний на Руси, а в устье Тверцы для защиты водного пути на Торжок и Великий Новгород был создан детинец – фортификационное укрепление для отроков. Вскоре вокруг него стали селиться монахи, так возник Отроч монастырь.
РАЗРУШЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТВЕРИ
Первая Тферь – детинец и монастырь – просуществовала с 1015 по 1238 год. Тферь уничтожило неожиданно вторгшееся на Русь бесчисленное войско монголов под командованием хана Батыя, внука Чингисхана. Сравняли с землей ордынцы и Торжок. После этого на месте Твери и Торжка долго ничего не было. Эти места заросли дремучим лесом.
Вновь Тверь стала отстраиваться уже в княжение сына Всеволода Большое Гнездо – князя Ярослава Всеволодовича, который решил разделить великое княжество Владимирское между своими сыновьями Ярославом и Александром.
Ярославу выпала судьба восстановить Тверь. Так как теперь геополитический вектор поменялся, то Тверь уже была пограничным пунктом Владимирского княжества для защиты от новгородских республиканцев. Естественно, крепость стали строить на другом, правом берегу у устья реки Тьмаки.
Стали строить крепость и княжеский дворец в 1252 году. Ярослав после смерти первой жены взял местную девицу Ксению. Она была первой тверской княжной уже Новой Твери. Для защиты от разбойников-варягов и ушкуйников, которые занимались грабежами, передвигаясь на судах, ниже Твери был построен новый детинец. На правом берегу Волги, напротив Лисицкого Бора, еще недавно было село Отроковичи, место несения службы отроками.
Через некоторое время Тверь окрепла и начала борьбу с Москвой и монгольской Ордой, опираясь на поддержку Великого Новгорода, свободного Пскова и Литвы.
Геннадий КЛИМОВ