Свое мнение о проекте установления памятника Екатерине Павловне и Николаю Карамзину "Караван" попросил высказать руководителя холдинга «Афанасий» Максима ЛАРИНА. Продуктовая линейка «Афанасий» известна далеко за пределами Твери, сейчас пиво «Афанасий» поставляется даже в Китай. «Афанасий» там ассоциируется с Тверью. Недавно общественности стало известно, что холдинг стал лидером тверского бизнеса: уплачивает такое количество налогов, которые содержат, по нашим подсчетам, шесть-семь районов Тверской области. К тому же Максим Ларин – признанный лидер патриотического движения в Твери.
– Максим Владиславович, как вы относитесь к предложению открыть в Твери памятник великой княгине Екатерине Павловне и историку Карамзину, создателю книги «История государства Российского»?
– Идея хорошая. Мне даже кажется, что в Твери должна быть создана целая программа увековечивания исторических личностей, имевших отношение к региону. Я занимаюсь экономикой, поэтому могу судить, что в Твери не очень много местных товарных брендов. Но они есть. Кроме «Афанасия», есть бренды ритейла, создаваемые Чхатвалом Харминдером Сингхом, сильный бренд «Вереск» из Кашина, некоторые другие. Вместе мы создаем бренд тверской земли. Есть такой экономический закон: сильный местный бренд всегда помогает лучше продавать товары. Памятники же фиксируют некие рекламные посылы, образы. Они ложатся в основу местного патриотизма и становятся впечатлениями туристов.
Мы же собираемся развивать туризм? Смысл туризма не только в том, чтобы гости оставили на территории деньги, но и в том, чтобы они стали коммивояжерами нашей территории. Еще Ленин подчеркивал важность монументальной пропаганды – она развивает местный патриотизм и дает правильные сигналы в рекламе наших городов.
В этом деле очень важно, чтобы работали специалисты. Думаю, что тверской бизнес найдет средства на памятник «История государства Российского» с фигурами Екатерины Павловны и Николая Карамзина. Городские депутаты должны объявить конкурс на сам проект, надо привлечь экспертов, в том числе по брендированию мест, городов. А так, идея хорошая.
И еще раз подчеркиваю, что нужна целая областная программа. Почему в Твери нет памятников таким выдающимся людям, как Максим Грек, который почти двадцать лет прожил в нашем городе, нет памятника митрополиту Филиппу, которого опричники Ивана Грозного убили в Твери? События, связанные с этими людьми, – ключевые в истории России. Знание своей истории и есть настоящий патриотизм.
Все вы бываете в городе и видите, как последнее время Тверь украшается. Построена красивейшая часовня в честь первого князя всея Руси Михаила Тверского на острове Памяти. Он первым среди Рюриковичей поднял знамя объединения русских земель и борьбы с ордами Чингисхана. Часовня создана энтузиастами на пожертвования горожан. Существенный финансовый вклад в ее строительство в свое время внес тверской шансонье Михаил Круг и другие предприниматели Твери.
– Мы помним, что усилиями губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина на главной площади был воздвигнут конный монумент князю Михаилу Тверскому, – не как воину, а как русскому святому, давшему нравственный образец служения городу. На ваш взгляд, должно быть продолжение?
– Особое качество рыцарей, служение городу, было присуще тверским князьям. Сын Михаила Тверского, Дмитрий Грозные Очи, был убит в Орде. Внук, тверской князь Александр, возглавил восстание Твери против посланника Хана Узбека, сборщика налогов Щелкана, и тем спас Русь от начавшейся исламизации.
Если мужская половина тверского княжеского дома сдерживала Восток, то женская половина оказывала духовное влияние на Запад.
Первый каменный православный храм в Вильнюсе был построен Ульянией Тверской, женой великого литовского князя Ольгерда, матерью Ягайло, положившего начало европейской королевской династии Ягеллонов. Собственно, Тверь и создала во многом современную Европу: в лучших европейских семьях течет кровь тверских князей.
– Напрашивается, что памятник Ульяне тоже должен появиться в Твери?
– Да, думаю, что это будет справедливо. Те же европейские туристы хоть узнают, откуда родом их королевские фамилии. Мы не должны забывать, что с тверской земли начал свой путь и Николай Рерих, идейный вдохновитель Лиги Наций. Он начинал у нас в Бологое. Он должен быть увековечен хотя бы в названии моста, как символ связи Твери и Индии.
Не менее важно восстановить и исторический центр более древней левобережной Твери – форпоста русских демократий. Современный Речной вокзал архитектурно имитирует древний детинец, откуда христианские пилигримы 1000 лет назад двинулись на восток. Надо восстанавливать здание Речного вокзала, делать в нем досуговый центр для молодежи, вокруг создавать исторический ландшафтный парк. Хотелось бы, чтобы наши жители и туристы через памятники узнавали о роли Твери в истории.
– А что вы скажете о других городах Тверской области?
– Я сам по своему характеру больше люблю жить на природе в малых городах. Много времени провожу в Старице, Весьегонске. Горько от того, в каком удручающем состоянии находятся многие исторические города. Кашин, Бежецк, Красный Холм, Калязин, Кимры, Весьегонск, Торжок, Осташков, Торопец – это же красивейшие города. Почему они в таком состоянии? Почему нет государственной программы по приведению их в порядок? Наше правительство уже 90 миллиардов долларов – это астрономическая сумма – вывезло в США и купило их государственные долговые обязательства, а наша страна лежит в развалинах!
В холдинге «Афанасий» есть программа по развитию Весьегонска, но мы все же всего лишь частная средняя компания, у нас, естественно, нет столько ресурсов, чтобы восстановить все. Мы делаем по возможности. Но душа болит.
Сегодня мы надеемся, что мой партнер Вадим Дешевкин станет депутатом Государственной Думы. Тогда появится возможность ставить вопрос о возрождении малых городов уже на федеральном уровне. Нынешние единороссы пытаются не дать Вадиму Дешевкину избраться, но думаю, что все же мы победим. Тверской области программа возрождения малых городов нужна как воздух. Восстанавливать надо не только памятники, но и ремонтировать фасады, реконструировать водопроводы и другие коммуникации. Это большая работа.
Беседовала Ирина СМИРНОВА