Коммунальная сфера Тверской области переживает коллапс. За последние годы в ней накопилось такое количество противоречий и нерешённых проблем, что реанимировать её можно только хирургическим путём. Хитрые схемы увода денег из области и заведомо убыточное ЖКХ сельских поселений ставит область на грань коммунального кризиса. Очередным сигналом об опасном состоянии этой сферы стало недавнее отключение горячей воды в областной столице. Ситуацию удалось разрулить, горячая вода в кранах появилась (правда, пока не у всех), но как долго ещё тверитяне смогут нежиться в горячих ваннах – большой вопрос. Потому что дым разогнали, но огонь-то тушить, похоже, никто не собирается. Проблема осталась: долги гасятся за счёт кредитных средств, которые будут выплачивать опять же потребители. И нет никаких гарантий, что к началу отопительного сезона вопрос очередной задолженности не станет вновь
Что происходит в коммунальном хозяйстве, каким образом устанавливаются тарифы и каковы пути выхода из сложившейся ситуации, мы беседуем с депутатом Законодательного Собрания Тверской области, заместителем председателя постоянного комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам ЗС Станиславом Петрушенко.
ВЫПАДАЮЩИЕ ДОХОДЫ
— Станислав Анатольевич, насколько велик масштаб проблемы? Может, мы зря поднимаем панику и не всё так плачевно?
— В регионе действительно накопились огромные долги, которые составляют в общей сложности 5,2 млрд рублей. Из них 1,8 млрд – долги за газ, 3,4 млрд – за электроэнергию.
— Цифра просто астрономическая! Мне кажется, что ситуация в регионе должна уже давно привлечь внимание федеральных властей.
— На совещании в Министерстве регионального развития РФ, на котором присутствовал заместитель министра регионального развития Анатолий Попов, заместитель губернатора Тверской области Леонид Гальперин, глава администрации г. Твери Василий Толоко, было принято решение, что в течение месяца администрация должна отчитаться за принятые меры перед правительством РФ. Необходимо решить не только вопрос существующей задолженности, но и не допустить накопления долгов в дальнейшем.
— Одной из причин долгов называют разрыв между тарифами для населения и реальной ценой потребления ресурсов. Это на самом деле так?
— Действительно, такая проблема существует. Тарифы устанавливает Региональная энергетическая комиссия (РЭК). При этом есть экономически обоснованные тарифы для юридических лиц, а есть те, которые установлены для населения, они ниже реальных, чтобы не было социальной напряжённости в регионе. Соответственно образуются так называемые выпадающие доходы, которые по законодательству должны компенсироваться из регионального бюджета.
Однако на самом деле они не так велики. Например, по данным РЭКа, убыток от регулирования у ТКС составляет всего 100 млн руб. Но не 800 млн руб. – сумма долга, которую требуют от городской администрации теплоэнергетики. Следовательно, этот долг начал копиться очень давно, ещё до того, как пришёл новый глава администрации. Поэтому, я считаю, неправильно всю вину за сегодняшнюю ситуацию сваливать на главу администрации города. Ответственность должен нести и глава Твери, и депутаты Гордумы.
— Однако если выпадающие доходы не так велики, откуда образуются такие огромные долги?
— С этим предстоит ещё серьёзно разобраться. Взять, например, ситуацию с теплоэнергетикой. Тверь обслуживает ОАО «ТКС», которое является дочерней компанией ОАО «ТГК-2». ТГК-2 передала сети в аренду своей дочерней компании. При этом РЭК установила в составе тарифа арендную плату, составляющую согласно законодательству 10% в год от стоимости сетей. Однако между ТГК-2 и ТКС был заключён другой договор на аренду, цена которого намного превышала, установленную РЭКом. Не скажу точно, но, по моим сведениям, согласно этому договору порядка 200 млн руб. было перечислено на счета ТГК-2. И тут резонно предположить, а не явилось ли это одной из основных причин, почему у города возникли такие огромные долги перед тепловиками?
ИНВЕСТПРОГРАММА: ВЫПОЛНЯТЬ ИЛИ НЕ ВЫПОЛНЯТЬ?
— Объясните, из чего складывается тариф?
— Возьмём регулирование тарифа для ООО «Тверь Водоканал». При формировании РЭКом тарифа на водоснабжение и водоотведение учитывается целый ряд факторов: зарплата сотрудников, средства на ремонт сетей, объём производства, объём отпуска воды, расход воды на собственные нужды. В то же время сюда включаются и другие показатели: затраты на электроэнергию, амортизацию, закладывается рентабельность и инвестиции. Тариф, который просил «Водоканал» на 2011 год, составляет 12,27 руб. за кубометр. РЭК установила 12,26 руб. Почему тариф был снижен? РЭК закладывает в тариф рост текущих расходов на 2011 год в соответствии с федеральными показателями. Так, согласно её данным, рост расходов на электроэнергию составляет 15%, зарплату – 9%, текущие расходы – 5,9%, рост инвестиционной составляющей — не более 12% от инвестиционной программы прошлого года. Однако эти цифры не всегда соответствуют реальности. Например, стоимость электроэнергии в нашем регионе выросла не на 15%, как указано, а на 23-30%. То есть на оплату электроэнергии «Водоканалу» надо в два раза больше средств. А где их взять, если в тариф эти расходы заложены не в полном объёме? За счёт других статей дохода? Зарплаты сотрудников, ремонта сетей..? Единственное, что остаётся, – инвестиции. То есть предприятие не выполнит в полном объёме инвестиционную программу, а это в свою очередь отразится на качестве предоставляемых населению услуг. С другой стороны – в следующем году средства на инвестпрограмму РЭКом будут урезаны. Вопрос – кто проиграет в этой ситуации? В первую очередь жители Твери, которые не смогут получить качественное водоснабжение. И в таком положении находятся почти все регулируемые организации.
— И какой выход из этой ситуации?
— Есть орган, который призван регулировать деятельность ресурсоснабжающих организаций, — РЭК. Он должен регулировать всё в комплексе, составив для региона целиком комплексную программу тарифообразования, увязав водоснабжение, электроэнергетику и газоснабжение. Иначе у нас всегда будут возникать подобные казусы.
ЭНЕРГЕТИКА НА ГРАНИ
— Помимо огромных долгов за газ у нас в регионе уже несколько лет растёт долг за электроэнергию. Дошло до того, что весной городской электротранспорт был на несколько часов отключён за долги. Хотелось бы подробнее узнать о том, как сейчас обстоят дела в этой сфере? Почему мы имеем такой большой рост тарифа 23-30% вместо прогнозируемых 15%?
— В сфере электроэнергетики работают сетевые компании, оказывающие услуги по передаче электроэнергии, и сбытовые компании, приобретающие электроэнергию на оптовом рынке и продающие её потребителям. В нашем регионе есть два гарантирующих поставщика – сбытовые компании, обслуживающие большую часть территории области: ОАО «Тверьэнергосбыт» и ООО «Тверьоблэнергосбыт».
Так вот, если проследить принцип тарифообразования в этой сфере, можно увидеть очень интересные вещи. Достаточно просто взглянуть на цифры. «Тверьоблэнергосбыт» имеет рост сбытовой надбавки по сравнению с 2010 годом 115%, но у ОАО «Тверьэнергосбыт» этот рост почему-то 156%. Сбытовая надбавка у ОАО «Тверьэнергосбыт» увеличилась по сравнению с 2010 годом почти в два раза, при этом структура работы не изменилась, компания закончила год без убытков, рост объёма услуги составил всего 2,3%.
Для сравнения: плата Федеральной сетевой компании (ФСК) тем, кто поставляет электроэнергию, возросла всего на 132%, а РЭК Тверской области даёт частной организации 156%.
Это может стать ответом, почему рост тарифа на электроэнергию для юридических лиц увеличился на 23-30%. «Тверьэнергосбыт» — частная компания, и её интересы – заработать как можно больше денег. Самое удивительное, почему в этом ей помогает РЭК?
Кроме того, у нас в области созданы условия особого благоприятствования и для одной сетевой компании. Ей в 2011 году по сравнению с 2010 годом была увеличена ставка на оплату потерь в 2,5 раза. Хотя эта ставка должна быть единой для всей Тверской области. Спрашивается, чем отличилась эта компания, что ради неё РЭК решила нарушить действующее законодательство? Почему тот же рост инвестиционной составляющей в этой сетевой компании увеличился в два раза, хотя по законодательству этого не может быть. Почему подобных преференций нет у крупнейшей сетевой компании региона «Тверьэнерго»?
— Говоря об электросетевой компании, вы имеете в виду ООО «РЭК» («Региональная электросетевая компания». — Прим.авт.)?
— Да. Если предположить, что эта сетевая компания в какой-то степени аффилирована с гарантирующими поставщиками, получаем организацию, которая хочет установить в регионе монополию.
— То есть, можно сказать, что было проведено неправильное утверждение тарифов. Кто несёт за это ответственность?
— РЭК Тверской области, контролировать решения которой должна федеральная служба по тарифам. Я считаю, что вполне определённо в области на данный момент лоббируются интересы конкретной компании. Я приводил вышеназванные цифры на заседании комитета и задавал конкретные вопросы заместителю губернатора Леониду Гальперину, руководителю РЭКа Василию Филиппову, но ответа так и не получил.
Сейчас в Законодательном Собрании сформирован новый состав депутатов. Мы хотим разобраться в сложившейся в регионе ситуации и принять необходимые меры для её урегулирования. Готовится аналитика по ценам на электричество. Будут направлены запросы в соответствующие вышестоящие структуры.
— Сегодня потребители загнаны в угол. Они не могут отказаться от воды, тепла, газа, при этом тарифы всё время растут, а качество услуг не повышается. Можно ли, на ваш взгляд, на федеральном или региональном уровне решить вопрос в пользу потребителей: снизить рост тарифов и повысить качество оказываемых услуг?
— Я считаю, можно и нужно. Президент призывает к модернизации, но о какой модернизации можно говорить в сфере ЖКХ. Ресурсоснабжающие организации являются монополистами на этом рынке, они имеют гарантированный доход, поэтому у них нет стимула модернизировать свою инфраструктуру. Стимул, на мой взгляд, тут может быть только один – экономический. Например, если инфляция составляет 9% в год, то государство должно разрешить увеличение тарифа только на 4,5%. А оставшиеся 4,5% монополист получит за счёт снижения издержек в сетях, то есть за счёт модернизации своей инфраструктуры. Только таким образом мы сможем получить рычаги воздействия на ресурсоснабжающие организации и разорвать сложившийся замкнутый круг.
Елена ПАВЛОВА