Кто такие русские?

29.06.2011, 00:00

    «РОССИЯ ДЛЯ ВСЕХ» — НЕВЕРОЯТНО ОБ ОЧЕВИДНОМ
    
    В Тверском центре современного искусства «TverCA», всё увереннее осваивающем не только пространство здания Речного вокзала, но и культурное пространство нашего города, сейчас проходит выставка «Россия для всех»
    На её торжественное открытие в Тверь приехали народный артист России Иосиф Кобзон, правозащитник Людмила Алексеева, драматург Мария Арбатова, телеведущие Светлана Сорокина и Александра Буратаева, академик Евгений Ясин, сенатор Александр Починок и многие другие известные в России люди. Столица Верхневолжья стала первым российским городом, жители которого смогут посетить эту выставку. Затем экспозиция, представленная в рамках общероссийского арт-проекта «Россия для всех», отправится в длительное путешествие по маршруту: Нижний Новгород, Самара, Пермь, Санкт-Петербург, Москва и ряд других российских городов.
    Автор идеи и продюсер проекта Виктор Бондаренко и воплотивший эту идею в жизнь художник Дмитрий Гутов предложили свой арт-ответ тем, кто сегодня выдвигает лозунг «Россия для русских!» Экспозиция, размешённая на стенах первого этажа музея современного искусства, представляет собой около восьмидесяти плакатов, написанных «от руки», в основном черной, белой и красной красками. На них — фамилии и имена людей, составляющих гордость России, да и всего человечества. А чуть ниже — их национальность по матери или отцу.
    Владимир Высоцкий — по отцу еврей. А великий князь Александр Невский, которого большинство россиян признало духовным и нравственным символом России, внук осетинки. Отец русской космонавтики Константин Циолковский — поляк по отцу и татарин по матери. В этом ряду «нерусских» Александр Пушкин и патриарх Никон, Екатерина Вторая и Александр Суворов, Александр Куприн и Петр Чайковский. И ещё много наших современников, без которых сегодня невозможно представить себе российскую литературу, науку и культуру. Сначала надписи на этих плакатах читаешь с некоторым удивлением и даже интересом. Потому что нормальному человеку, воспитанному на произведениях Гоголя (внук поляка) и Достоевского (по отцу — поляк и литовец), с восхищением внимающему искусству танца Майи Плисецкой (еврейка), зачитывающемуся рассказами Фазиля Искандера (иранец по отцу и абхаз по матери), как-то раньше и в голову не приходило разбирать их родословную по национальному признаку.
    Апогей, по замыслу авторов, — фразы «Богоматерь Мария — еврейка», «Иисус Христос — еврей по матери».
    Ещё одним элементом экспозиции стали разбросанные по полу снимки участников декабрьских событий на Манежной площади, сделанные фотожурналистом Ильей Варламовым. Напомним, что тогда футбольные фанаты, возмущённые гибелью своего товарища от рук кавказцев, били всех попавшихся под руку людей с «неславянской внешностью».
    На выставке было немало лидеров диаспор и национально-культурных автономий. Вместе держались, дружески беседуя, председатель НКА тверских азербайджанцев Фаяз Пашаев и председатель регионального отделения «Союз армян России» Сейран Кочканян. Запомнилось эмоциональное выступление главврача областного кожно-венерологического диспансера Каринэ Конюховой и сдержанное, полное достоинства, главврача кардиологического центра, председателя еврейской общины Игоря Эльгардта.
    Мэтр российской эстрады Иосиф Кобзон сказал нам:
    — Меня многие спрашивают, почему первым городом, где открылась выставка «Россия для всех» стала именно Тверь? Тверь — прекрасный древний город, гостеприимно принимающий у себя с раскрытыми объятьями всех, кто туда приезжает. Есть ли на этой земле проявления ксенофобии и национализма? Наверное, есть, в той же степени, как и во многих других российских городах. Национал-шовинизм, к большому моему сожалению, проник в современное российское общество. Мы ещё 20 лет назад недооценили эту угрозу и не предприняли всех тех шагов, которые смогли бы её остановить.
    Телеведущая Светлана Сорокина, чья яркая индивидуальность, к сожалению, выпала из формата федеральных каналов, рассказала, что меньше всего в своей приёмной дочке её интересовало этническое происхождение ребенка. Хотя, судя по всему, разных кровей в ней было намешано немало. Но с годами она всё больше становится похожей на неё, свою мать. И это — следствие не крови, а той любви, которую она получила.
    Мария Арбатова демонстрировала своего молодого мужа индуса как живое и наглядное подтверждение своей толерантности, но особым вниманием у зрителей явно не пользовалась.
    Известный правозащитник Людмила Алексеева так сформулировала свои ощущения от выставки:
    — Узнать, какие корни у наших великих предков и современников, — это забавно, но не принципиально для развития русской культуры и всего нашего общества.
    И привела строчки известного барда и большого учёного Александра Городницкого, который очень точно сформулировал в них самую суть понятия толерантности. «Родство по слову порождает слово, родство по крови порождает кровь».
    Мудрая старая женщина была права. Русские — это все люди русской культуры, признающие правила жизни на нашей территории, усвоившие русские традиции. Мало того, согласно новейшим историческим теориям, вообще все люди — русские, только некоторые это не сознают. Поэтому пафос художников, открывающих для людей очевидные истины вроде эфиопских корней Пушкина или еврейства Девы Марии, выглядит довольно наивно. Впрочем, может быть, для кого-то это действительно будет уроком толерантности.

 

Светлана АВДЕЕВА, Фото Ольги КОЛОСКОВОЙ

45 0
Лента новостей
Прокрутить вверх