Большая политика перед большими переменами

27.09.2016, 13:07

Что означает информационная война между «башнями Кремля»?

 

Нервозность российской власти нарастает. Это в Москве заметно во всем. В разговорах в офисах с глазу на глаз, в постоянных информационных выбросах то про яхту Сечина, то про замок Медведева в Плесе Ивановской области. Башни Кремля явно обмениваются ударами. Искрит и между силовыми ведомствами. Сумма в восемь миллиардов рублей, найденная у полковника Дмитрия Захарченко, замглавы управления «Т» антикоррупционного главка МВД России, соизмерима с годовым бюджетом областного города Тверь, с населением больше 400 тысяч человек. Немногим позже у арестованного нашли зарубежные счета на сумму €300 млн – это уже бюджет нескольких регионов. А Захарченко – всего лишь полковник.

 

Дело полковника Захарченко, я уверен, стало результатом начавшейся обкатки новой структуры силовых ведомств. До президентских выборов планируется провести масштабную реформу для повышения эффективности управления и искоренения коррупции – речь идет о фактическом возвращении ФСБ функций Комитета госбезопасности СССР.

 

НОВЫЙ КУРАТОР

 

В выходные заговорили, что Владислав Володин отправляется в «ссылку» в Государственную думу руководить «бригадой Ух», которую он набрал на прошедших выборах. А куратором внутренней политики в Кремле станет Сергей Кириенко.

Судя по всему, выборы президента перенесут на 2017 год. Есть этому какая-то причина, о которой не принято говорить. Будет ли баллотироваться сам Путин, или появится новый преемник, как я понимаю, еще не решено. Вбрасывается даже идея отменить Конституцию, упразднить должность президента и ввести что-то типа Политбюро в виде Госсовета с пожизненным председателем Владимиром Путиным.

Если все же будет преемник, то Кириенко – очень хороший вариант. Из всех госкорпораций «Росатом», пожалуй, единственная, которая эффективно и с прибылью работает. К тому же уже однажды Кириенко спасал российскую экономику. Сейчас ей нужна не менее серьезная реанимация, да и идеологию надо менять кардинально, иначе наступит крах.

 

МЕНЯТЬСЯ НАДО, НО НЕ ХОЧЕТСЯ

 

У высшей власти есть совершенно отчетливое ощущение, что надо что-то делать. В высших эшелонах, в отличие от низов, знают реальное положение в экономике. Никто уже не верит в шаманские заклинания идеологов. Уже понятно: чем больше в стране этого доморощенного патриотизма и изоляционизма, тем меньше денег. Пока никто не сопротивляется идеологическому разгулу мракобесов, но все их лозунги уже окончательно перешли в разряд маргинальных.

Понятно, что вместо политики импортозамещения стране нужна экономика, конкурирующая на мировых рынках. Но такая экономика возможна только в открытой стране, с совершенно другой наукой и культурой.

Пойти опять на компромисс с Западом? Для нынешней власти это означало бы, с ее точки зрения, серьезнейший репутационный ущерб. Проводить институциональные реформы в экономике она тоже не хочет. Выходит, надо искать какой-то особый путь.

 

КАК СЕЙЧАС ВСЕ УСТРОЕНО?

 

По существу, все дивиденды от нынешнего государственно-олигархического строя получает узкая прослойка госчиновников и госдепутатов. В России за последние годы формировалось высшее сословие, которое считает, что выгодней не иметь собственность, за которую надо нести ответственность, а эксплуатировать властную ренту – управлять госсобственностью, не отвечая за последствия.

Мы уже привыкли, что руководители госкорпораций получают зарплату за минуту работы больше, чем их сотрудники – за всю жизнь. На уровне пониже то же самое. Например, рассказывают, что председатель Законодательного собрания в Тверской области имеет зарплату миллион рублей в месяц, а его пенсия составит половину должностного оклада.

Или главный врач больницы получает шестьсот тысяч рублей, а у хирурга оклад максимум шестнадцать тысяч. Ректор любого провинциального университета получает в сто раз больше, чем профессор. Это справедливо? Ладно, простой народ, он не может даже осознать масштаб неравенства и несправедливости, а каково креативному классу, предпринимателям, которые реально создают национальное богатство?

Если у случайного человека на должности какого-нибудь председателя Законодательного собрания, который еще, как водится, приватизировал какие-нибудь региональные свалки, пенсия будет 500 тысяч в месяц, то у предпринимателя этого же региона, создавшего огромный бизнес, дававшего зарплаты тысячам людям, который к тому же формировал бюджет региона, конкурировал на мировых рынках и отбивался от чиновничьего беспредела и рэкета, пенсия будет максимум 17 тысяч рублей. Это справедливо?

Но сами «выгодополучатели» от такой системы отказаться не могут. Поэтому институциональные реформы в современной России невозможны.

 

ЗАПРОС НА СПРАВЕДЛИВОСТЬ

 

Хотя все разумные руководители понимают, что напряжение в стране растет. Общественный запрос на справедливость пока как призрак бродит в умах интеллигенции. Но в век соцсетей никто не знает, во что он выльется. У всех перед глазами пример Майдана. Страх перед Майданом в России парализует рассудок многих государственных деятелей.

Думаю, что в ближайшее время мы станем свидетелями попытки обновить систему госуправления, чтобы придать динамику всем сферам жизни. Как писал в свое время Карамзин, России не нужна конституция, Россия нужны 50 умных и честных губернаторов. В течение текущего года в России откроется много кадровых лифтов.

Социологи делают прогнозы, что в 2017 году произойдет перелом в массовом сознании. Это еще не значит, что будет перелом в политическом и социальном поведении народа, но могут возникнуть протесты в тех или иных социальных и профессиональных группах, социальных стратах. Мы уже видели протесты фермеров, а если завтра выйдут нищие медики, учителя, рабочие закрывающихся заводов?

Скоро заканчиваются программы поддержки ВПК, а многие ли из этих предприятий способны выжить в конкурентной среде? И что будет тогда, когда «золотой дождь» в военной промышленности и в армии закончится? Да и Крым может быть детонатором, там народ привык к тому, что проблемы можно решать при помощи митингов.

Заливать конфликты деньгами уже нет возможности. В этой ситуации властная элита может расколоться и у нее может появиться какая-то самостоятельная политическая позиция, отличная от позиции верховной власти. Это логика всех политических перемен в мире. Уверен, что до таких экстремальных вещей, как мятеж и переворот, в России точно не дойдет. Скорее всего, выяснится, что некоторые группы элиты всегда были с народом, всегда хотели «свободы, равенства и братства».

 

РЕАЛЬНОСТЬ НАСТИГНЕТ ВНЕЗАПНО

 

А дальше возникнет суровая реальность. И руководители страны столкнутся с необходимостью глубочайших общественных преобразований. Это касается не только демонтажа государственно-олигархического капитализма, сложившегося за последние десятилетия, и создания по-настоящему конкурентной рыночной экономики с сильными институтами права, собственности, социальной справедливости. Потребуется кардинальная перемена идеологии – воспитание у широких слоев населения дружелюбия, открытости, взаимопомощи. Нужно будут изменить направление миграций – чтобы не наши умы уезжали на Запад, а с Запада умные люди приезжали к нам.

Надо быть реалистами. Коррупцию искоренить невозможно, но, если откаты уменьшить с 40, как сейчас, хотя бы до 2 процентов, – мы совершим качественное приращение в экономике. Если мы уменьшим административный идиотизм с проверками и отчетностью, – это тоже будет приращение.

Если мы не будем фальсифицировать результаты выборов, то на вершину власти будут попадать не только исключительно самые плохие и лицемерные, а хотя бы иногда умные и энергичные. Все надо поставить с головы на ноги.

 

НЕ НАСТУПАТЬ НА ГРАБЛИ

 

Все, что в России надо сделать, в мире уже сделано. Мы во всем отстаем на 30-50 лет. Зачем тогда мы наступаем на грабли, на которые другие уже наступали? Ничего выдумывать не надо, надо лишь применить имеющиеся институты и процедуры. Добиться перемен к лучшему можно быстро. По существу, новой власти будет необходимо вернуть здравый смысл как экономике, так и внешней и внутренней политике. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Нынешняя Россия формально крещена, но не просвещена. И это главная проблема страны. И эту проблему тоже придется решать.

Геннадий КЛИМОВ

13 0
Лента новостей
Прокрутить вверх