Немецкий художник и тверская бизнесвумен показали пример гармонии
Фотовыставки – главный новостной тренд недели. После скандального закрытия в Москве фотовыставки знаменитого американского фотографа Стерджеса приятно осознавать, что Тверь оказалась более прогрессивным городом. У нас немецкий фотохудожник Маркус Меринг был встречен не агрессивными противниками современной фотографии, а всем тверским бомондом, собравшимся посмотреть на его работы.
ГЕРМАНИЯ – МУЖСКОЕ, РОССИЯ – ЖЕНСКОЕ
24 сентября в 18:00 в арт–галерее «Дикобраз» состоялось открытие выставки немецкого фотографа Маркуса Меринга. Ее название «Мужское начало/женское начало» – символичная и никогда не выходящая из моды тема. Она близка каждому, и при этом многогранна: искусство, взаимоотношение, тайны, клише. Перед открытием «Караван+Я» удалось пообщаться с автором, а также одним из первых увидеть работы.
Знакомство с фотовыставкой начинается со стильного буклета, который мы получили в тверском бутике «Антропология». Виктория Агапова, директор тверского бренда, – супруга Маркуса. В буклете представлено несколько фоторабот, «обрамленных» известными цитатами. Одна из них – «Когда природа разделила пол человечества на две половины, разрез прошел не совсем посередине» (Артур Шопенгауэр).
В галерее «Дикобраз» известного тверского архитектора Алексея Жоголева все сделано для того, чтобы не отвлекать внимание от работ. Даже на фуршетном столе сохранена тематика фотовыставки. Стол для мужчин – синий. На нем много мясных закусок (канапэ, мини–сэндвичи, фаршированные булочки). Стол для дам – красный, с фруктами и сладостями.
На стенах – большие фото, некоторые четкие, другие размыты и сфокусированы только на одном предмете. В основном все работы черно–белые. Лишь несколько цветных или с яркими «вставками». Интересно, такая подборка для антуража или в таком варианте есть скрытый подтекст? Без комментария автора, пожалуй, не обойтись.
А вот и сам Маркус Меринг – приятный мужчина со стильной бородкой, кожаные кеды, джинсовка и кепи. Рядом с ним – элегантная супруга Виктория: синий брючный костюм, серая шляпка, круглые очки в красной оправе и помада в тон. Маркус говорит о своей идее, а Виктория переводит с немецкого.
– Мне доставляет удовольствие сам процесс фотографирования. Ведь самое главное в жизни не ее результат, а сам ход жизни. Фотография – язык общения, посредством которого я доношу зрителю свои идеи и мысли, показываю самого себя. Арт-галерея «Дикобраз» предоставила мне возможность провести выставку именно здесь. Спасибо организаторам.
«Мужское и женское начало» – тема, которая может охватывать мир, так как он весь состоит из мужского и женского. Поэтому я подразделил эту большую тему на подтемы: «Я», «Хобби», «Традиции», «Встреча», «Искусство», «География», «Авиация», «Танец», «На берегу». Для наглядности многие вещи подписаны. То, что для меня женское начало, – выделено красным, а что мужское – синим.
Не обязательно, что такой вариант подходит всем. Иногда мужское и женское настолько соприкасаются или одного качества, что оно является общим. К примеру, страсть или ностальгия. Такие темы – белого цвета.
Для меня эта выставка – путешествие по миру радости, мечтаний и клише. Триптих «КЛИШЕ» у меня отдельно выделен желтым. Так европейцы воспринимают русские традиции: банный веник, стопка водки и селедка.
Когда посетитель заходит на выставку, прежде всего он смотрит на две работы. Верхняя – дом искусства в Бонне (бывшая столица Германии). Если обращаться к семантике слова «отечество» по–немецки, оно представляет мужское начало. Здесь мы видим упругие мужские формы и строгие колонны. А вот Россия у европейцев, наоборот, ассоциируется с матушкой – женским началом. Поэтому нижняя работа – снимок Москвы из окна иллюминатора. Здесь крупные расплывчатые формы.
Во время выставки я задаю вопросы посетителям: Что происходит, когда встречается мужское и женское? Какое начало больше распространено? Кто доминирует? Вот фотография объятий – мужчина и женщина танцуют в паре. Что думает мужчина: «О, я обнимаю женщину, я мужчина!» Женщина, наоборот, думает: «О, я соблазняю мужчину! Он меня обнимает». Мне кажется, что здесь доминант – женщина. Она более активна.
Хотелось бы, чтобы эта выставка была легкой, не академической и чтобы посетители ее обсуждали. Русская точка зрения мне понятна меньше, чем немецкая. Я готов с ней познакомиться. Мне нравится, когда меня критикуют. Значит, зритель не остался равнодушным.
МНОГОЗНАЧНОСТЬ СИМВОЛОВ
Маркус Меринг спрашивает присутствующих: «А какая работа близка вам?». Одна девушка сразу выдает «Москва», другой парень – «Вон тот автомобиль». Я сразу указываю на объятия – в такой дождливый день хочется чего-то теплого. Сзади слышится голос: «Фото лодок – во!» (мужчина показывает большой палец).
– Да, триптих на берегу достаточно сложный, – замечает творческая чета. – При том, что на фотографиях изображены простые лодки, это может быть, например, путешествие. Или, наоборот, трагедия – лодку выбросило на берег. А если взять социальный аспект, кто чаще оказывается выброшенным на берег: женщины или мужчины? В Германии и России больше бомжей-мужчин. Почему они живут на улицах? Им психологически сложнее попросить о помощи?
После объяснения смысл многих фотографий становится более понятен. Но вопросы остаются. Их–то я и собираюсь задать творческой паре.
– Обратила внимание на фотографии темы «Я» – две ипостаси женщины (на фото – сама Виктория). По-вашему, женщине больше свойственно меняться?
– Конечно, можно было бы изобразить и мужчину. Но еще в немецком языке есть устойчивое выражение – «женщина всегда имеет две души». И, по идее, я уже добился, чего хотел. Вы меня об этом спрашиваете.
– Терпение, наоборот, изображено с помощью мужских рук и образов (фото мужских рук, держащих удочки, фото рыбаков). Разве эта черта больше свойственна мужскому складу характера?
– Да, терпение все же женское качество. Но у мужчин бывают такие всплески терпения, когда у них включается инстинкт охотника. Здесь это рыбалка. Когда мужчина хочет добиться какой–то цели, он может быть даже более терпеливым, чем женщина. Так он добивается и саму женщину. Порой таким терпением нужно запастись…(смеется).
– А почему больше черно–белых фотографий?
– Я считаю черно–белую фотографию более выразительной. Ее можно сравнить с чтением книги и ее экранизацией. Книга – это черно-белая фотография; мы должны больше включать свои мысли и воображение. А фильм – это цветная фотография. Здесь все придумали за нас, а мы просто наслаждаемся или нет.
– Тогда на каких фотографиях вы делаете акцент цвета и для чего?
– Как правило, цветную фотографию или акцент делаешь тогда, когда без этого нельзя обойтись. К примеру, показать страсть. Мы не увидели бы эти красные губы или туфельку в свете софита, если бы эти детали стали черно-белыми. Непонятно, на что направлен фокус.
– А почему Москва такая темная?
– Вам кажется, что она темная? Мое впечатление, что она контрастная и насыщенная. Настоящая матушка Русь! Это был февраль, и фотография была сделана с борта самолета. Здесь очень хорошие контрасты, лес, много тени. Сильная столица государства, покрытая тайной.
– А саму тему мужского и женского вы взяли непосредственно из своего семейного опыта?
– Безусловно, и вообще все работы, которые я делаю – это отображения моего видения жизни и опыта.
– Виктория, а вы помогаете супругу с организацией выставки?
– Конечно, мы очень много путешествуем, и Маркус постоянно делает фотографии. Он просто идет и ловит в кадр все, что представляется интересным. Потом это все надо обсуждать и выбирать. Должно быть здоровое соотношение, что интересно с точки зрения искусства и то, посредством чего можно нести искусство в массы. Я все-таки больше разбираюсь в том, что интереснее именно российскому зрителю.
Анастасия РОМАНОВА