Как облегчить сбыт товарам местных производителей?
На экономическом форуме в Сочи губернатор Игорь Руденя встретился с заместителем министра промышленности и торговли России Виктором Евтуховым. Речь шла о расширении рынка сбыта продуктов тверских производителей. На октябрь в Тверской области запланировано выездное совещание Минпромторга с участием руководителей российских торговых сетей и местных товаропроизводителей. Игорь Руденя предлагает сделать Тверскую область пилотным регионом, где будут внедряться малые и нестационарные формы торговли.
ОБЛАСТЬ, СОЗДАННАЯ ДЛЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Что бы ни значило в устах губернатора словосочетание «малые и нестационарные формы торговли» – это хорошо. Хотя описание как-то напоминает то, что всегда было, есть и будет – маленькие магазинчики, передвижные торговые фургоны, ярмарки выходного дня.
Разнообразие форм торговли благотворно сказывается и на местном производителе, которому сложно поставлять объемы продукции, с которыми станут работать торговые сети, и на покупателе, который сможет получать товар более свежий. Забавляет то, что только сейчас прокатилась волна ликвидации этих самых «малых и нестационарных форм торговли», сноса ларьков и мини-рынков. Может быть, сейчас имеются в виду торговые автоматы? Или торговые фургоны, разного рода автолавки, фудтраки, которые не снесешь, потому что они могут передвигаться и менять место дислокации? В общем, в такой древней сфере, как торговля, сложно придумать что-то принципиально новое. Опыт веков показывает, что лучше всего – минимизировать вмешательство властей. И тогда она быстро начнет развиваться и улучшаться.
Однако поддержать местных производителей действительно необходимо, причем всех, от крупнейшего холдинга, производящего всероссийски известное пиво и молоко, до фермерского хозяйства, снабжающего горожан свежим редисом.
Тверская область чисто географически создана для производства продовольствия. Она находится между двумя крупнейшими рынками сбыта, Москвой и Санкт-Петербургом. Оптимальная логистика, квалифицированная и недорогая рабочая сила – все это позволит оживить тверскую экономику очень быстро: в продтоварах время на раскачку бизнеса минимально. Главное – это наладить стабильное качество и каналы продажи.
МОЛОКО – ГЛАВНЫЙ КОЗЫРЬ
Наша область обладает уникальным разнотравьем, которое позволяет производить высочайшего качества молоко и молочные продукты. Российское сыроварение в XIX веке тоже появилось на тверской земле, и лишь уже после тверского сыра наш земляк Николай Верещагин основал сыродельческую артель на Вологодчине, где появился знаменитый пошехонский сыр.
К сожалению, Старицкий сырзавод, поставлявший в начале 2000-х деликатесные сыры в «Азбуку вкуса», был приобретен одним крупным международным молочным холдингом с целью закрытия. Но возрождение регионального бренда сыроварения реально, это доказал итальянский сыродел Пьетро Мацца, ферма которого под Медным стала одним из самых популярных туристических объектов Тверской области. Кстати, недавно кафе Пьетро Маццы открылось в центре Твери – как видим, бизнес расширяется.
Преимущества производства на тверской земле молока понял один из лидеров региональной пищевой промышленности, владелец, пожалуй, единственного оставшегося чисто российским пивоваренного бренда «Афанасий» Максим Ларин. На прилавках крупнейшего в областном центре гипермаркета «Глобус» мы обнаружили молоко и кефир от «Афанасия», продукцию «Старицкого молочника» и молоко ЗАО «Калининское». А также творог из Максатихи, сметану и йогурты из Дмитровой Горы (этими йогуртами летом на полях в Конаковском районе Тверской области механизаторы угощали президента Владимира Путина).
Для развития молочной отрасли не хватает инфраструктуры. То, что закупочные цены на молоко ниже, чем стоимость литра солярки, давно стало притчей во языцех. Так, при губернаторе Зеленине было анонсировано создание 20 молокозаготовительных пунктов, которые бы принимали молоко у окрестных хозяйств, осуществляли его первичную обработку и отправляли его на крупные молзаводы. Из этих пунктов был создан, выжил и неплохо живет только бежецкий – «Бежецкая буренка», которую патронирует мэтр местного сельского хозяйства Владимир Баюнов. Производители молока из других районов с завистью смотрят на бежецких коллег.
А еще, конечно, молочная отрасль нуждается в господдержке программ по модернизации. Эти коровники 70-х уже стали адом и для коров, и для доярок. Примеры современных молочных хозяйств в Тверской области очень редки. Дмитрова Гора, «Скопа» из Сонковского района и, пожалуй, все.
ПРОДУКТЫ, ИЗВЕСТНЫЕ С ДАВНИХ ВРЕМЕН
Хлеб – еще один тверской товар, который часто покупают приезжие, потому что он был знаменит далеко за пределами Твери. Те, кто живет в городе давно и предпочитает простые сорта хлеба, обычный «дарницкий» черный, нарезной батон, отрубные батончики, различают продукцию 1-го и 2-го хлебзаводов. 1-й хлебзавод (ныне ЗАО «Хлеб») – на первом месте в покупательских предпочтениях коренных тверитян. Это действительно тот хлеб, вкус которого мы помним из детства.
Пиво из Твери мы уже упомянули. В советские времена именно с помощью этого пива в московских министерствах «выбивались» фонды для строительства в Калинине новых заводов. Взятки тогда не брали, но хорошо знали, какие вкусные продукты есть в том или ином городе. Сегодня тверское пиво очень востребовано у тех, кто так или иначе побывал в Тверской области, в любом ее конце. Знаю жителей подмосковной Дубны, которые специально приезжают в Кимры, в тамошние «4 сезона» за пивом «Афанасий». Бренд знают и любят.
А еще в те же самые советские времена в Москву возили в качестве «взятки» настойку «Тверскую горькую» из Кашина. И сейчас московские дачники закупают в сельпо продукцию кашинского «Вереска» – в самой Твери она уже кажется вчерашним днем, а туристам только того и надо. Местный деликатес!
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СТАРОМ ДЕЛЕ
В Тверской области очень благоприятные условия для промышленного выращивания клюквы и черники. Это принципиально иная технология, нежели та, по которой собирают эти ягоды в лесу. На моей памяти заходили инвесторы с предложениями построить завод морсов с клюквенными плантациями где-то на болотах близ поселка Радченко. Но пока клюква и черника для йогуртов закупаются в Финляндии и Канаде.
Есть еще множество технологий, которые давно используются в сельском хозяйстве и пищевой промышленности на Западе и неизвестны у нас.
Многие тверские фермеры осваивают новые технологии торговли, продают свою продукцию через Интернет. Наш депутат, вице-спикер Госдумы Владимир Васильев много лет ведет работу по возрождению деревни именно через пропаганду такого подхода: раздает деревенским жителям телят, индюшат и т.д. и пытается как-то их скооперировать, организовать торговлю. В некоторых случаях это дает положительные результаты.
С этого номера «Караван+Я» начинает собственный проект по систематизации и пропаганде региональных продовольственных брендов. Следите за нашими публикациями – будет вкусно.
P.S. «Дмитрогорский продукт», «Ржевское подворье», «Рубинофф», «Анна Кашинская», мука от Тверского мелькомбината и макаронные изделия «Гальяни», льняное масло «Эколен», варенье «Ратибор», кумыс от коневодческого хозяйства «Снайп» – вот далеко не полный список тверских продуктовых брендов. Надеемся, читатели помогут нам расширить и дополнить этот перечень.
Мария ОРЛОВА