Что тормозит программу переселения из ветхого жилья в Тверской области
В Тверской области программа переселения из ветхого и аварийного жилья выполнена менее чем на 50 процентов, согласно данным Фонда содействия реформированию ЖКХ по состоянию на 1 сентября 2016 года. Регион в группе отстающих, его опередили Чувашия и Кабардино-Балкария, зато чуть-чуть мы «оторвались» от Камчатки и Еврейского автономного округа. В самом конце списка республика Тыва. Почему Тверская область, географически ближайшая к лидерам по переселению – Московской и Ленинградской – оказалась практически на отшибе? В 2016 году представители фонда выезжали разбираться в Бологое, Пено, Осташков. Их, наверное, тоже волновал вопрос, почему Тверская область ближе к Камчатке, чем к Москве. Лучший ответ даст анализ ситуации в Осташкове, который можно назвать «энциклопедией» программы переселения, как она работает в глубинке.
СНАЧАЛА МАХИНАЦИИ
В Осташкове до сих пор не могут сдать первую очередь программы, которая должна была быть завершена еще в 2014 году.
Тогдашний глава администрации Сергей Хлебородов подписал акт о приемке работ на сумму 102 млн рублей, и на счет московской фирмы – подрядчика «Селигер-Универсал» было перечислено 85 млн рублей. После этого компания исчезла, оставив после себя котлован. Сергея Хлебородова осудили по статье «Злоупотребление полномочиями» и назначили наказание… в виде отстранения от должности, да и то сразу же амнистировали в честь Великой Победы.
После возмущения общественности прокурор потребовал ужесточения наказания, однако Тверской областной суд 10 октября оставил приговор без изменений.
ПОТОМ «ДЕНЕГ НЕТ, НО ВЫ… СТРОЙТЕСЬ»
Такой скандальный провал нуждался в исправлении. В 2015 году в Осташков пришла уже проверенная тверская фирма «Велес», известная успешными проектами по программе переселения в Калининском районе Тверской области. На улице Мира в Осташкове реально возвели несколько четырехэтажных домов на 313 квартир. От жителей города, разуверившихся было в честности властей и подрядчиков, приходилось слышать слова удивления. Тем не менее 1 сентября 2016 года дома должны были быть сданы, а этого не произошло. Почему?
Согласно экспертной оценке, проведенной в сентябре, работы завершены на 83%. При этом оплата произведена только на 58%. Очевидно, что для завершения строительства нужно финансирование. Особенно если учитывать, что в 2015 году был перезаключен старый злополучный контракт от 2013 года, в котором были указаны уже неактуальные расценки: из-за крупнейшей махинации Осташков потерял драгоценное время, и стоимость строительных работ выросла. Только настроенностью на серьезную работу и расчетом на долгосрочную перспективу можно объяснить то, что тверская компания «Велес» взялась за этот, в принципе, малоприбыльный контракт.
«Зима близко», как говорится, и, если думать об интересах жителей Осташкова, то администрации города и застройщикам нужно сесть за стол переговоров. Ускорить сдачу объекта могло бы заключение дополнительного соглашения к контракту и изменение графика платежей. Это обычная практика в строительном деле.
Положительным фактором является то, что недавно Сергея Хлебородова, увязшего в судебных делах, на посту главы администрации Осташкова сменил бывший военком Сергей Ребров. Его кандидатуру поддержал губернатор Игорь Руденя, а значит, область возлагает определенные надежды на решение в Осташкове наболевшего вопроса.
Другое дело, что нового главу администрации окружает прежняя команда, принимавшая непосредственное или косвенное участие в скандальном провале программы переселения на первом ее этапе. По информации «Каравана», любые попытки застройщиков выйти на конструктивный диалог с главой администрации блокирует главный архитектор Осташкова Юлиана Серкова. На пути реализации проекта то и дело возникают различные искусственные препятствия. Плетутся интриги и, очевидно, идет поиск собственной выгоды. Все это подвергает риску не только программу переселения, но и эффективность новой администрации. Сергею Реброву предстоит разобраться в своей команде.
В каком-то смысле чиновникам выгодно затягивать процесс строительства многоквартирных домов. Программа переселения реализуется за счет финансирования федерального, регионального, местного бюджетов. Из источников, близких к администрации Осташкова, нам стало известно о сфабрикованной выписке счетов. Иными словами, в местном бюджете попросту нет денег, поэтому всеми правдами и неправдами провоцируется задержка строительства. Возникает вопрос: не является ли администрация Осташкова банкротом, не способным оплатить работу подрядчика? Надеемся, эта информация послужит сигналом для надзорных органов.
И СНОВА: СТРАННЫЕ СХЕМЫ
Не завершив и первого этапа, в Осташкове принялись за четвертый. Уже 15 мая 2017 года на малопригодном торфяном участке (говорят, ранее здесь планировали строить детский сад, но признали, что это невозможно) должен появиться 96-квартирный дом. Тендер выиграла некая фирма «Дороги» – земля еще не обследована, проектные работы не проводились, и уму непостижимо, каким образом, уходя в зиму, компания успеет с нуля построить дом на такой неподходящей территории!
Остается предполагать, что это часть игры и взяться за такой контракт можно было, совсем не думая его выполнять. По вопросу осуществимости проекта мы обращались к Андрею Калабину, и.о. директора ГУП «Тверьоблстройзаказчик», оценивавшего участников тендера, однако чиновник отказался от комментария.
Контрактом, кстати, предусмотрено строительство отдельно стоящей котельной. Такая, насколько нам известно, как раз была смонтирована «Велесом» на территории многоквартирных домов. Здесь, наверное, и было бы логичным разместить строительство четвертой очереди. Котельная, при необходимой мощности 1,5 МВт рассчитанная на 2,3 МВт, трансформаторные подстанции, трубы водоснабжения и канализации – все это было сделано компанией сверх требований контракта с расчетом на долгосрочную работу. Тем не менее по формальной причине «Велесу» было отказано в новом контракте, а главный архитектор города Юлиана Серкова добивается признания котельной незаконно возведенным объектом, который не может быть зарегистрирован как собственность компании. Чего хочет девушка-архитектор? Снести котельную? Или признать ее собственностью администрации?
Оказывается, земля, на которой на 83% выполнены строительные работы, до сих пор не оформлена. Это очевидный недостаток работы администрации при прошлом руководителе Сергее Хлебородове. Сейчас представители провалившейся команды, в том числе амбициозный, но, похоже, малопрофессиональный архитектор Юлиана Серкова, занимаются откровенными интригами вместо нормальной работы на благо жителей. Времена отката и сговора, казалось бы, должны закончиться с уголовным делом в отношении Сергея Хлебородова, ан нет.
Остается надеяться на то, что новый глава администрации Осташкова Сергей Ребров сумеет разобраться, кто есть кто, и возьмет ситуацию под личный контроль. Главное – чтобы до конца года 313 теплых и уютных квартир открыли свои двери для сотен осташковцев и чтобы дальнейшие проекты не были долгостроями.
Сейчас это первоочередная задача и для нового губернатора Тверской области Игоря Рудени, имидж которого зависит от имиджа региона. Если удастся изменить климат в Осташкове, который словно запрограммирован на провал, это можно будет считать хорошим началом для вывода Тверской области из списка «аутсайдеров» программы переселения из ветхого и аварийного жилья.
Дмитрий КОЧЕТКОВ