Из Одессы – в Тверь

11.10.2016, 13:29

Воспоминания Леоноры Фоминой о бомбежках, музыке и литературных вечерах

Жительница Твери пенсионерка Леонора Фомина очень интересная рассказчица с настоящим (одесским) чувством юмора…Она помнит бомбежки во время войны, помнит, как слушала великих музыкантов и певцов. Леонора Михайловна работала на вагоностроительном заводе и в профильном техникуме и еще недавно проводила масштабные литературно-музыкальные вечера в ЦГР «Волга», любимые тверской публикой. Недавно Леонора Михайловна отметила свое 79-летие.

 

Мы беседуем в небольшой гостиной, доверху набитой книгами. Здесь можно найти все – от словарей или поэтических сборников до уникальных книг по искусству. Бросается в глаза множество семейных фотографий.

 

«В ЭВАКУАЦИЮ МАМА ВЗЯЛА КНИГУ ПО ИСКУССТВУ»

 

Моя мама Майя Анисимовна – полтавчанка, в Одессу приехала в 17 лет. Отец – Михаил Исаакович – коренной одессит. Отец с родителями какое-то время жил в Аргентине, поэтому хорошо знал испанский язык. Вскоре после того как они с мамой поженились, началась гражданская война в Испании. Многих детей привозили оттуда на пароходах и размещали в домах отдыха на побережье – и моего отца направили туда работать. В это время у родителей объявилась я, в 1937 году.


Одессу бомбили с первого дня войны. 22 июня мы с мамой шли по улице, когда стали падать бомбы… Однажды в наш дом попал снаряд. Мы пришли, а наша комната, как балкон, открыта вся. Но потом ее заложили кирпичом. На время обстрелов мы прятались в убежищах.


Мы хотели уехать из Одессы, но для этого нужно было собрать много документов. У мамы был брат Зорик. Мама оставила девичью фамилию, и Зорик представил в документах, что мама его жена, а я его дочка, и отправил нас в эвакуацию. Выезжали из Одессы пароходами до города Николаева. Всю дорогу нас бомбили. Были пароходы, которые утонули. На одном из них плыла наша соседка. В Николаеве нас спрятали во рвы, которые были вырыты в парке.


Из Николаева нас везли по железной дороге, и снова бомбили страшно. Начальник поезда заставлял всех выходить из вагонов, прятаться рядом в кустах и болотах. Немцы летали низко, видны были их конопатые носы. Мама боялась за мою жизнь и во время бомбежек закрывала своим телом. Доехали до Куйбышева – нас направили в Ульяновскую область, на станцию Барыш.


Именно с Барыша начались мои детские воспоминания. Я помню, что мы и другие семьи сидели в телеге посреди поселка и ждали, когда нас заберут. Помню женщину Марусю, у нее не было семьи и детей, я ей понравилась, и она взяла нас к себе. У нее был дом на окраине. Там был небольшой огородик, где бабушка сажала овощи и зелень. Потом возила огурцы на рынок и продавала. Мы там прожили все четыре года войны. Я впервые пошла в школу в 1944 году.


Мама была удивительным человеком. При эвакуации из Одессы нам разрешали взять определенное количество вещей, немного – около 20 кг. Мама вместо того, чтобы взять теплые вещи, взяла книгу «Сто шедевров искусства». Она была старинная, с «ятями». Я по ней и училась читать. Она до сих пор хранится у меня.


Вскоре мы вернулись в Одессу. У нас там оставалась комната 18 метров в коммуналке. Пока нас не было, комнату заняли соседи. Мы смогли получить ее обратно только из-за того, что отсюда уходил на войну мамин брат. Помню, когда вернули комнату, мама с бабушкой танцевали!

 

«ЭКОНОМИЛА НА ЗАВТРАКАХ И КОПИЛА НА БАЛЕТ»

 

Потом случилось мое самое большое счастье. Среди маминых учеников была девушка, родственники которой работали в оперном театре. Она посоветовала маму Вере Иудовне, у которой был сын, до ужаса тупой в математике, на наше счастье. И он стал ходить к нам заниматься в обмен на то, чтобы мы бесплатно ходили в театр. И театр стал для нас родным домом.


Именно оттуда у меня возник интерес к музыке. В Одессу старались приехать артисты лучших театров. Особенно я любила, когда туда приезжал Павел Герасимович Лисициан. Но он исполнял всего три партии. Сколько раз он у нас был, столько раз я его и слушала.


Еще там был очень хороший балет. Однажды, во время представления, прошел слух, что в зале сидит Майя Плисецкая с Родионом Щедриным. В спектакле «Дон Кихот» исполнительница роли Китри была очень хороша. В конце спектакля Плисецкая подошла к сцене и зааплодировала Китри. Еще у нас была филармония, туда приезжали такие звезды, как Эмиль Гилельс и Мстислав Ростропович. Но там не было знакомых, так что приходилось собирать денежки. Я экономила на завтраках, ну и мама мне подкидывала. Копила около месяца. Я покупала билет на 30-й ряд, он был предпоследним, и место на нем стоило 5 рублей.

 

«МЫ СТАВИЛИ СПЕКТАКЛИ, ПРОВОДИЛИ ВЕЧЕРА»

 

После школы я поступила на математический в Перми. Нас всей группой от университета отправили на целину. Там мы работали, причем тяжело. Перемалывали зерно, перелопачивали землю. Учеба началась только в ноябре.

Отучившись, я приехала к тете в Москву и там мне предложили устроиться на работу в Калинин. Так я сюда и приехала в 1962 году. На вагонзаводе меня приняли в расчетную группу. На складе стояла вычислительная машина размером с комнату. В 1963 году на заводе организовали электронно-вычислительный центр. Туда взяли меня и еще одну девушку, Цилю Архангельскую.


Помимо работы на заводе, я занималась репетиторством. Была у меня ученица. Однажды она попросила на память мое фото… а сама тайком отправила ее своему брату Дмитрию, который служил в Германии. Он проходил с моим фото в кармане всю службу. А когда приехал, стал меня дожидаться, искать встречи, провожать… Потом сделал предложение, и я согласилась. Лет девушке тогда уже было немало – 26 (смеется). Дима тоже работал на вагонзаводе.


Потом я пошла преподавать математику в вагоностроительный техникум. Мне это очень нравилось. Увлечение живописью, искусством началось у меня с той самой маминой книги. Я стала реализовывать все это в своих студентах – мы ставили спектакли, проводили интересные вечера.


Я в Одессе окончила музыкальную школу при консерватории. Помню, сдавали экзамен в зале, где висели таблички с именами лучших учеников, таких как Гилельс. Меня там точно не было (смеется). Когда первый раз сдавала – забыла начальный аккорд. Помню, пьеса называлась – «Слеза» М. И. Глинки. Очень символично! Слез потом было достаточно! (смеется).


Оба моих сына тоже окончили музыкальную школу, но профессии выбрали не связанные с искусством. Я всегда своим детям рассказывала о художниках, поэтах, музыкантах, и однажды, я уже была на пенсии, младший сын предложил мне проводить творческие вечера. И предоставил мне зал в своем Центре гармоничного развития. Наши музыкально-литературные вечера собирали большую часть тверской интеллигенции.

Проводили тематические вечера для студентов и школьников. Приглашали на концерты артистов из филармонии. У нас выступали Анатолий Быков и Олег Григоращенко, а также молодые талантливые студенты из музучилища, которые сейчас уже самостоятельно гастролируют. Ездили с выступлениями в Домотканово – имение, где часто бывал у своих друзей Валентин Серов – мой любимый художник.

Сейчас я плохо себя чувствую, поэтому пока ничего не проводим. Но я все равно готовлю новую тему – «Культурный Петербург». Нашла у себя нужные книги, сижу и пока составляю план…

Подготовила Екатерина СМИРНОВА

38 0
Лента новостей
Прокрутить вверх