«Священная корова» тверской культуры на пути к обновлению
Тверской академический театр драмы долгое время был «священной коровой» региональной культуры. О нем писали либо хорошо, либо никак. Авторитет Веры Ефремовой, самого пожилого деятеля культуры Тверской области, не позволял разгуляться язвительному журналистскому перу.
Сегодня в истории театра, который Вера Андреевна возглавляет с 1974 года, наступил уникальный момент. Она пока еще главный режиссер, но, судя по всему, в работу уже не вмешивается. И актеры, пока можно, творчески самореализуются. Потом может случиться всякое. Пришлют нового начальника. Или кто-то из своих, став начальником, заматереет и оборзеет. Или вообще отменят такое явление, как государственные репертуарные театры в провинции. За убыточностью.
Этой осенью в нашем драмтеатре состоялись две громкие премьеры, две режиссерские работы молодого режиссера Александра Павлишина, выросшего в Тверском академическом театре драмы со студенческой скамьи, и, судя по всему, превратившегося в настоящего мастера.
На Малой сцене была поставлена острая социальная пьеса «НеУДОбные» молодого драматурга Магдалены Курапиной. На Большой сцене – коммерческая, популярная на протяжении нескольких десятков лет во всех театрах мира пьеса «8 влюбленных женщин» Робера Тома.
ТЕАТР ОСТРО СОЦИАЛЬНЫЙ…
«НеУДОбные» – пьеса, написанная по тюремным запискам активистки НБП художницы Натальи Черновой, осужденной в начале 2000-х за попытку захвата «лимоновцами» приемной Администрации президента. Ее постановка на государственной сцене стала сюрпризом для драматурга, которая тоже девушка политически активная и оппозиционная. Кстати, Магдалена Курапина приезжала в день премьеры в Тверь – провела мастер-класс на филфаке и посмотрела спектакль.
Действие происходит в женской колонии. У каждой из героинь – своя трагедия, свои взгляды на жизнь. Играют жестко: из декораций темные стены и деревянный пол, за время спектакля пять раз вымытый. Актрисы без грима.
Безусловно, очень яркая роль – Славка в исполнении молодой актрисы Яны Голубевой. Именно Яна Голубева пять раз вымыла пол, а еще ее раза три побили, довольно натуралистично, соседки по камере. Новыми гранями раскрылся талант Дарьи Плавинской – видимо, муж, Александр Павлишин, знал, как оттенить эти грани. Ирина Погодина, которая играет немолодую женщину врача из Ржева, севшую за убийство сожителя, подсадившего на наркотики ее сына, – сама правда жизни. И, наконец, красавица Юлия Бедарева, управляющая зрительным залом одним движением глаз, – особое украшение этого довольно мрачного спектакля.
В обществе уже назрел запрос на серьезный разговор о сегодняшнем дне, о правде и лжи, о настоящей солидарности. И то, что на тверской сцене этот разговор начал драмтеатр, – удивительное веяние времени.
…И РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ
Премьера на Большой сцене, «8 влюбленных женщин» – в совсем другом стиле. После первого акта я подумала: добротное зрелище типа советский телеспектакль из заграничной жизни 70-х. Сейчас выглядит наивно и скучновато, но все компенсируется хорошей актерской игрой и стилизацией ушедшей эпохи. Второй акт, когда героини самораскрывались, разоблачали, так сказать, свою гнилую сущность, развеял впечатление первоначальной скуки и натянутости.
Безусловно, Наина Хонина в роли бабушки-пропойцы – главная звезда этого спектакля. Потому что она искренне забавлялась, играя, и это чувствовалось в зале. На втором месте моих зрительских симпатий – тетя Огюстина (Ирина Погодина). Если в «НеУДОбных» она была реалистичной и приземленной, то здесь это был потрясающий гротеск. Мнимая больная, нереализовавшаяся поэтесса, ощущающая себя глубоко несчастной и постоянно защищающаяся от несуществующих нападений. Сколько таких женщин в жизни! Тетя Огюстина создала великолепный образ такой дамы, на все времена.
Юлия Бедарева в роли развратной горничной была совсем другой, нежели чем в «НеУДОбных». Гротескная, в стиле спектакля, и в то же время скучать мужчинам в зале не давала.
А Яна Голубева, восходящая звезда драмтеатра, как-то недотянула, на мой взгляд. В «НеУДОбных» она была противная ябеда-корябеда. А тут надо было играть естественную девочку, единственную положительную героиню. Это всегда трудно – если остальные должны изображать гротеск, а ты – естественность. Было бы лучше, если бы она поменьше бегала и прыгала.
Макабрические пляски героинь в самом конце вывели спектакль на уровень философского обобщения, как и положено. Интеллектуалы оценили это обобщение, а народ попроще просто получил удовольствие – что тоже важно.
Главная цель достигнута. О тверском драмтеатре опять заговорили в городе Твери. Надеемся, что коллектив будет продолжать творческий поиск, и ему ничего не помешает.
Мария ОРЛОВА