Иван Грозный и Тверь: как разруха в головах связана с разрухой в теплосетях
Прошлая неделя не была богатой на события регионального масштаба. И это хорошо – побольше бы таких недель. В Твери, правда, уже привычно в преддверии зимы рвались теплосети. И это повод порассуждать в очередной раз о разрухе в клозетах и головах, а также их мистической взаимосвязи.
ИВАН ГРОЗНЫЙ И ТВЕРЬ: ГОРОД ТАК И НЕ ПРИШЕЛ В СЕБЯ
Открытие памятника Ивану Грозному в Орле, состоявшееся в минувшую пятницу, 14 октября, стало поводом для ожесточенных дискуссий в российских СМИ и социальных сетях. «Нельзя молиться за царя Ирода, Богородица не велит», – эти слова юродивого из «Бориса Годунова» в реальности были произнесены святым Василием Блаженным, обличавшим Ивана Грозного, просто Пушкин сделал такой исторический перескок, от причин к последствиям, от «чудачеств» грозного царя к тому, что закономерно увенчало их – династическому кризису и Смутному времени.
Наши нынешние чиновники и митрополиты в основном знают об Иване Грозном то, что писалось в советских учебниках середины ХХ века. Типа собирал страну, боролся с феодальной раздробленностью. Ну, и еще посмотрели фильм «Иван Васильевич меняет профессию» – легкую и безобидную комедию. Царь там чудак еще тот, но вызывает симпатию, и победоносен. «Казань брал, Астрахань брал, Шпака – нет, не брал». «Ивана Грозного» Эйзенштейна мало кто осилил, хотя и эта мрачная картина киноклассика, по сути, апологетика и может считаться историческим документом лишь сталинского периода.
На самом деле 20 последних лет правления Ивана Грозного – это сплошные военные поражения. В Ливонской войне были утрачены исконно русские территории, возвращать которые пришлось уже Петру I. Именно во времена Ивана Грозного произошло окончательное закрепощение крестьян. Была раздавлена Церковь, которой предстояло стать лишь «идеологическим приказом (министерством)» при царе. И окончательно добиты анклавы «русской Европы» – города северо-запада, независимые и богатые Новгород, Псков, Тверь.
С Тверью вообще отдельная история. В 1569 году наш город, уже разоренный во время новгородского похода Ивана III, окончательно низвели до положения бедного разоренного городишки, от которого Тверь так и не оправилась по сей день. Опричники устроили здесь массовые грабежи и убийства. Пять дней продолжались погромы, погибло несколько тысяч человек. Затем был также разорен Торжок.
Напомним, опричнина была учреждена Иваном Грозным в противовес существовавшему на Руси местному самоуправлению, земству. Опричники, «сдавшие экзамен» на определенную степень подлости и жестокости, как бы выводились за рамки закона. Это была такая личная гвардия Ивана Грозного, на лошадях с привязанной песьей головой и метлой у седла. С девизом «Слово и дело» они грабили и насиловали именем царя.
Митрополит Филипп, глава Русской церкви на тот момент, резко выступал против учреждения опричнины, отказывался благословить царя, пока он не отменит ее (к тому моменту размах казней и жестокости был беспрецедентным в истории Руси). За это святитель Филипп был сослан в Тверской Отроч монастырь, где его в 1569 году задушил один из руководителей опричнины Малюта Скуратов. Святитель Филипп Московский канонизирован Православной церковью в 1652 году, почитался как местночтимый святой с 1591 года.
Иваном Грозным отравлен князь Владимир Старицкий, приходившийся царю двоюродным братом, сын князя Андрея Старицкого и тоже канонизированной впоследствии княгини Ефросинии Старицкой. Именно Владимир Старицкий первым ворвался в Казань, взял город и поздравил брата с победой. Во время тяжелой болезни царя его видели преемником Ивана Грозного. За что популярный и талантливый государственный деятель, кстати, последний удельный князь России в конце концов и поплатился – по приказу царя его и его семью заставили принять яд.
С «преемником» престола тоже связана тверская часть истории правления Ивана Грозного – не трагическая, а анекдотическая. Находясь на троне с раннего детства, 50 с лишним лет, Иван Васильевич, видимо, так заскучал, что успел побывать в оппозиции к себе самому. В разгар опричных чудачеств он, в древних тюркских традициях, назначил на свое место «настоящего царя», чингизида, касимовского хана, крещеного татарина Симеона Бекбулатовича, вотчиной которого было тверское Кушалино. Царь Симеон правил 11 месяцев, в течение которых Иван Грозный скромно жил на Петровке и подчинялся царским указам с шутовским смирением. Причину этого политического маскарада историки так и не поняли. По истечении 11 месяцев Симеон был наречен «великим князем Тверским» и отправлен обратно в Кушалино. Там он и жил со своим «царским двором», пока не попал в окончательную опалу и не был пострижен в монахи Кирилло-Белозерского монастыря, уже при Борисе Годунове.
УРОКИ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ
…История с опричниной закончилась трагедией и позором. В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей вторгся на русские земли, дошел до Москвы и сжег ее. Привыкшие к грабежам мирного населения опричники просто не явились на войну, с ханом сражались лишь войска, набранные на землях «земства». «Личная гвардия» Ивана Грозного с позором разбежалась, чем вызвала гнев царя. Руководителей опричнины он казнил крайне затейливо: кого-то посадил на кол, кого-то повесил на воротах собственного дома, кого-то утопил. Тогда же Иван Грозный расправился с теми, кто были «активистами» в борьбе с митрополитом Филиппом – этим деятелям, в основном церковного сословия, тоже не поздоровилось.
Какие уроки из прошлого времен царя Ивана IV можем извлечь мы, сегодняшние политики, журналисты и безмолвствующий, по обыкновению, народ?
Иван Грозный первый начал искусственно разделять общество на «своих» и «чужих», на опричнину и земство. Этот его эксперимент чудовищно не удался, но тем не менее сооружение памятника Ивану Грозному в Орле и сопутствующие появлению этого памятника баталии в Интернете свидетельствуют, что дело живет: желающих записаться в опричнину по-прежнему много, и никто не помнит о том, чем эти ребята закончили свои жизни. Или чем закончили свои жизни ретивые НКВДшники 30-х годов ХХ века. Специально для желающих стать опричниками напоминаем: в таком случае будьте готовы сесть на кол, в итоге вы окажетесь виноваты во всем. Ну не царь же виноват!
Военные успехи и поражения Ивана Грозного тоже аукаются в настоящем. Ослабление самых европейских городов Руси, северо-западных Твери, Новгорода и Пскова компенсировалось появлением новых сильных городов на Среднем и Нижнем Поволжье. Все эти Саратовы, Самары и прочие как-то слишком быстро стали расти и богатеть. Может быть, это были уже давно забытые крупные политические и торговые хазарские центры?
В истории России есть одна почему-то закрытая страница, которую никто не отрицает, но которую мало исследуют. Нижнее Поволжье – это земли Хазарии, мощного торгового государства, исповедовавшего иудаизм.
Большинство отечественных евреев даже не знают, что в реальности они – потомки тех самых хазар, которых пытался образумить еще родоначальник Руси князь Олег. С приобретением хазарских земель на Руси стали преобладать хазарские порядки. Отсюда это отношение к государству как к матери, карающей, милующей и кормящей, которую невозможно ослушаться (классической еврейской мамаше, в общем) – в противовес вечевой демократии северо-запада.
Сегодня именно республики и регионы Поволжья наиболее дисциплинированно голосуют за «Единую Россию». Из Саратова – недавний куратор внутренней политики России Вячеслав Володин, ныне возглавивший Госдуму РФ. Почему-то кажется, что будь он из Твери, все могло бы развиваться по другому сценарию. Будем надеяться, что, поскольку с тверской земли происходит сам президент Путин, мы не дойдем до крайностей хазарско-сарматского пути.
А губернатор Игорь Руденя, как православный человек, мог бы сделать мощный ход, который бы перебил ход дискуссии вокруг личности Ивана Грозного и отношения к этой личности современных российских властей. Еще в 90-е годы в Твери хотели поставить памятник святому митрополиту Филиппу Московскому, у здания Речного вокзала, на территории бывшего Отроч монастыря. Успенский храм, единственный оставшийся от монастырского комплекса, стоит на древнем фундаменте, помнящем святителя. Здесь он был похоронен, и лишь спустя 20 лет после кончины мощи святителя Филиппа были увезены из Твери. Сейчас они покоятся в Успенском соборе Кремля.
Так вот, надо бы поставить памятник святому Филиппу. Это будет угодный Богу шаг, способствующий национальному примирению, урегулированию конфликта, так и не зажившего с XVI столетия.
Итогом правления Ивана Грозного стал династический, экономический и демографический кризис. Обезлюдевшие и истощенные в результате его деятельности земли Руси показались легкой добычей для укрепившихся за это время соседей. Наступило Смутное время. Опять же в порядке извлечения уроков – не хотелось бы, чтобы и сегодня этим все закончилось. Давайте вместе противостоять скатыванию в средневековье в его не самых радостных проявлениях. Все же весь мир живет в XXI веке.
РАЗРУХА В КЛОЗЕТАХ
И, возвращаясь в наши дни, – про обещанную «разруху в клозетах». С началом отопительного сезона в Твери снова участились прорывы теплотрасс. Страшно представить, что ждет город зимой. Недели две назад было торжественно объявлено, что 65% «Тверской генерации» берет в собственность область. Потом – столь же торжественно – «Тверскую генерацию» было решено передать муниципалитету. Народ, в том числе представители СМИ, почему-то обрадовался. Хотя, получается, мы вернулись к тому, с чего вся эта история началась при губернаторе Шевелеве три года назад. Тогдашний глава администрации Твери Валерий Павлов, героически сопротивлявшийся давлению губернатора, привел мне такое сравнение:
– Представь, Маша, что я подарю тебе «Боинг». Что ты будешь делать?
– Наверное, откажусь: где я его буду парковать, ремонтировать, заправлять? Я не умею им пользоваться, ни к чему мне ваш «Боинг».
– Вот так и город Тверь с имуществом «ТГК-2» (ныне – «Тверская генерация». – Прим. ред.). У нас нет специалистов, способных управлять сложным теплоэнергетическим комплексом, торговать на оптовом рынке электроэнергии, руководить ремонтными работами. Однако если у тебя будет возможность взять этот «Боинг» и сдать его в аренду «Аэрофлоту»? Они будут эксплуатировать самолет, а тебе – только денежки капать? Надо отдать тверской теплоэнергетический комплекс за долги «Газпрому». И пусть эта главная компания России разбирается, как функционировать тверской теплоэнергетике.
Тогда переговоры о передаче «Газпрому» четырех тверских ТЭЦ и теплосетей сорвал бывший губернатор Андрей Шевелев, которого подозревали в излишней личной заинтересованности в лоббировании интересов ТГК-2 и его хозяина, тогда еще сенатора, а теперь беглого олигарха Леонида Лебедева. Павлова сняли, но у пришедшего на его место Юрия Тимофеева тоже хватило здравого смысла не ввязываться в эту авантюру и не брать на баланс городского бюджета обремененный гигантскими долгами и изношенный на 90% теплоэнергетический комплекс.
С тех пор долги выросли, изношенность достигла почти 100%. И что, теперь это ветхое, не подлежащее модернизации имущество все же скинут на город и преподнесут это как великое достижение местного самоуправления?
Кто управляет ЖКХ в Твери? Вы, уважаемые горожане, знаете имена этих людей? В принципе, можно зайти на сайт городской администрации и узнать, секрета нет. Но никто не гарантирует, что через два месяца там не будет другое имя. Это ни за что не отвечающие и неизвестно откуда берущиеся чиновники.
По идее, таких чиновников должны контролировать депутаты Тверской городской думы. Но сейчас сложилась ситуация, что в ТГД заседают неведомые лоббисты каких-то средних бизнесов, «назначенные» туда уже давно покинувшим нас бывшим первым заместителем губернатора Сергеем Дудукиным. Горожане не знают этих людей, а они – не желают знать горожан. И на интересы Твери им наплевать. С Дудукина тоже не спросишь, он теперь «возрождает» сельское хозяйство Рязанщины.
Поэтому кому, позвольте поинтересоваться, надо это имущество «Тверской генерации» забрать в муниципальную собственность и обеспечивать его бесперебойное функционирование? Нет такого человека в городе. У нас даже нет мэра города, которого знали бы жители. Получится обычная коллективная безответственность.
Чем все обернется? Простых людей вынудят заплатить еще раз. Никто не ищет украденные деньги, заплаченные горожанами за тепло прошлых лет – проще взять деньги с безмолвных жителей. Потом еще раз все приватизируют, и все пойдет по кругу.
К сожалению, российская вертикаль власти кажется крепкой только на телеэкране. На уровне чуть ниже кремлевского все вязнет в чиновничьем болоте, где никто не способен принимать решения, отвечать за свои поступки. Депутаты всех уровней моментально забывают об интересах избирателей, каждый занят только своими личными интересами. И накануне зимы это вызывает особую тоску.
Новая опричнина не выход. История это доказала убедительно.
Впрочем, возможно, что-то изменится. Следите за нашими публикациями.
Мария ОРЛОВА