Традиции тверского правления

18.10.2016, 13:12

К 745-летию со дня рождения князя Михаила Ярославича

Святой благоверный князь Михаил Тверской

1 ноября в Твери принято отмечать условный день рождения князя Михаила Ярославича Тверского (точная дата рождения неизвестна). В этом году ему исполняется 745 лет. Что удивительно, имя князя почти не упоминают ни в школьных учебниках истории ни в вузах, ни в массовой литературе. Человек, стоявший у истоков возникновения единого Русского государства, проповедовавший высокую мораль в управлении подданными, помогавший восстановлению ростков общерусской культуры, оказался на задворках официальной исторической науки. Замалчивание стало двойным после переворота 1917 года – как по причине княжеского происхождения Михаила, так и вследствие причастности его к Церкви: князь в 1549 году был причислен к лику святых с именем Михаила Благоверного.

 

ПРАВО КАЗНИТЬ И МИЛОВАТЬ

 

Сегодня завеса молчания постепенно исчезает благодаря деятельности тех, кто понимает роль князя Михаила в истории. Однако недоброжелателей князя и сегодня полно. Каким хотелось бы видеть Михаила в качестве государственного деятеля современным критикам-аналитикам? Наверное, добрым, либеральным, справедливым и наделенным другими добродетелями по лекалу XXI века.

Но это же бессмыслица. Нельзя мерить аршином современной морали человека, жившего семь веков назад. Да еще князя, сына своего времени, обладавшего своеобразным мироощущением. Он был порой, на наш взгляд, жесток, как жестоко было его время, когда реальным правом была сила. Критики забывают, что суровыми становились все князья, когда требовала обстановка: Александр Невский ослеплял непокорных новгородцев и топил их в Волхове; Дмитрий Донской публично рубил головы непокорным. А уж об Иванах – князьях Московских, начиная с «собирателя земли русской» Калиты, умолчим – русской кровушки они пролили больше других.

Став великим князем Владимирским, Михаил должен был заботиться о целостности своего княжения, о его спокойствии и правопорядке. Поэтому он и ходил с войском на Новгород, Москву, громил враждебный Торжок – владение Новгорода, наводя порядок в качестве законного хозяина. «В Новегороде в Нижнем черные люди побили бояр. Князь Михаило Ярославич из Орды приехав в Новегород в Нижнеи изби вечников», – говорится в летописи за 1305 год. За что Михаила тут осуждать? Он – князь, хозяин в своем княжестве, доставшемся ему законно. К тому же он – старший среди князей, и только ему принадлежало право казнить и миловать.

 

ПРЕДТЕЧА ОБЪЕДИНЕНИЯ РУСИ

 

Теперь о «клятвопреступлении», которое Михаил якобы совершил в 1315 году при разгроме Торжка. Заметим, что за год до этого, в 1314 году, когда Михаил был в Орде, новгородцы предали великого князя, посадив на свой стол князя Ржевского Федора, вассала Москвы, а в начале 1315 года Юрий Московский «в Новегороде остави брата своего князя Афанасия». Разгромив новгородцев и взяв Торжок, Михаил «на себе же докончяша 5 тем гривен серебра и докончяша мир и крест целоваша». После этого город был, как тогда водилось, разграблен, множество народа и бояр с князем Афанасием послано в Тверь в таль (в неволю), а в Новгороде было восстановлено тверское наместничество. В этом разгроме участвовали и ордынцы под командованием «Таитемера и Мархоужоу и Индыи», с которыми Михаил пришел из Орды наводить порядок. Обычное дело – участие ордынцев в тогдашних междоусобных схватках.

 Где тут «преступление» клятвы? Есть лишь наказание конкретных виновников. А «крест целоваша» – с целью окончания военных действий, и только.

Что касается характеристики Михаила как неудачливого государственного деятеля, даваемой ему современными критиками, то это в корне несправедливо. Кого в те времена можно назвать сплошным «удачником»? Думается – никого. У всех правителей были успехи и поражения в разной пропорции. Военных поражений в прямом смысле у Михаила Ярославича, нелишне заметить, не было. Была неудача в 1316 году при организации похода на Новгород с целью восстановления тверского влияния. Отступление тверичей в летописи освещено так: «Князь же Михаило не дошед города, ста в Оустиянех. И тако мира не возма, поиде прочь, не оуспев ничто же, но большоую рану въсприим, възратися въспять». Речь здесь идет, очевидно, о некоей болезни князя, поскольку термин «рана» не означает физического ранения (в летописи использовался бы скорее термин «язва»).

В политике был промах, связанный с попыткой оказать давление на Церковь в лице митрополита Петра – чтобы сделать церковь послушной великокняжеской власти. Но и эта неудача свидетельствует о государственном масштабе ума князя, предпринявшего эту попытку не в угоду личным амбициям. Это удалось лишь Петру Великому через 400 лет.

В строительстве единого великого княжества Михаил, к сожалению, не преуспел. Предательство мелких князей, амбиции претендентов, колоссальные трудности экономического, военного, идеологического порядка встали на его пути. Его миссия как предтечи объединителя Руси нашла понимание у наших выдающихся умов.

Николай Карамзин: «Сверх достоинств государственных – ума проницательного, твердости, мужества – Михаил отличался и семейственными: нежною любовию к супруге, к детям, в особенности к матери».

Лев Гумилев: «Михаил Ярославич был по своему складу похож на былинного богатыря: храбр, силен физически, верен слову, благороден».

 

УРОКИ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ XXI ВЕКА

Отдав жизнь за други своя, Михаил Тверской стал примером христианского благочестия

Какие выводы может сделать современный человек из жизни и деяний Михаила?

Власть должна быть законной.

Получив в 1304 году по «лествичному» праву старейшинство среди князей Северо-Восточной Руси и подтвердив это в Орде, Михаил стал хозяином в отчине и великом княжестве и по долгу, и по совести. И править стал по долгу и совести. Напротив, начавший княжение на Москве убийством рязанского князя Константина, князь московский Юрий не прекращал попыток переиначить древнюю традицию Рюриковичей в свою пользу, с помощью коварства, подкупа, неподчинения.

 Нам так часто сообщали учебники истории, что именно с этого момента началась борьба Твери с Москвой за верховенство на Руси, что мысль о тверской крамоле подспудно заполонила историческое сознание. А на самом деле наоборот: это была борьба Москвы против державной Твери, бунт, мятеж. Мы здесь не говорим, за кем и какими способами осталась победа, мы говорим об истоках этой победы: 700 лет после нее на Руси, в Российской империи, СССР воцарились традиции жесткости в управлении – вплоть до деспотизма. Тверь взрастила бы другие побеги, ибо семена были другие…

Власть должна быть сильной. И не столько физически, сколько морально. Хотя одно не отрицает другого. Что нам показывает время Михаила Ярославича? К 1317 году его власть во Владимирском княжестве ослабла. Мгновенно этим воспользовался Юрий Московский, добыл себе ярлык на великое княжение и пошел на Русь утверждать свое первенство. Не рассчитав своих сил в период разбоя и грабежей на территории Тверского княжества, восстановив против себя и население, Юрий поплатился за это поражением под Бортеневом в декабре 1317 года. И не только якобы из-за слабости своего войска – у него, кстати, была рать практически со всего Понизовья, не говоря об ордынцах Кавгадыя и Астрабыла. На стороне Михаила, его тверичей и кашинцев была справедливость, а она сильнее оружия. Итак, власть должна быть сильной своей правдой, своим духовным потенциалом. Иначе она вырождается в деспотизм.

Лидер должен обладать достоинством и благородством. Мы утверждаем, что это фамильная черта тверских князей, начиная с Михаила Ярославича. В этом смысле среди московских можно считать одного Даниила, сына Александра Невского. Кто его воспитал? Его дядя – тверской Ярослав Ярославич, отец Михаила. Даниил Московский до самой смерти, будучи старше Михаила на 10 лет, поддерживал дружественные отношения с Тверью. Эх, если бы его сын Юрий продолжил политику отца – может быть, Орда была бы разгромлена на 50 лет раньше? Увы! В отношениях Юрия к Михаилу не было ни благородства, ни княжеского достоинства.

Итак, благородные принципы управления, элементы свободы, цивилизованность в отношениях оказались в политическом проигрыше на заре тверской истории, а значит, и российской. Но не в моральном! Это и есть главное наследие Михаила Ярославича – государственность на базе высокой нравственности, величия духа и значительности целей.

Ради этого стоит поднимать на щит память о великих людях, к числу которых мы причисляем князя Михаила Ярославича.

Борис ЕРШОВ

64 0
Лента новостей
Прокрутить вверх