Губернатор от сохи

25.10.2016, 13:07

К 70-летию со дня рождения Владимира Платова

Владимир Платов с последними жителями Петроозерья. Экспедиция «Каравана», 1999 г.

23 октября исполнилось бы 70 лет первому избранному губернатору Тверской области Владимиру Платову. У него была сложная судьба, яркая и необычная биография. Несмотря на ряд промахов на губернаторском посту, Платов все-таки искренне любил тверскую землю, именно он проводил ее через самый сложный период – лихолетье 90-х. Сегодня о Владимире Платове вспоминают те, кто с ним работал.

 

«ПЛАТОВ БАЛАНСИРОВАЛ НА ГРАНИ»

 

Юрий КРАСНОВ, бывший вице-губернатор Тверской области:

– Мы с Владимиром Игнатьевичем Платовым познакомились в 1985 году. Тогда меня партия направила в Бежецк первым секретарем горкома. Я сразу стал изучать состав руководителей – в то время уровень руководства в Бежецке был выше среднеобластного. Владимир Платов тогда занимал должность начальника ЖКХ. Его работа мне понравилась. Сначала я рекомендовал перевести его на должность директора завода «Автоспецоборудование», а затем – сделать директором «Бежецксельмаша». Там Владимир Игнатьевич проработал до начала 90-х.

С этой должности его избрали главой района как раз в то время, когда КПСС перестала быть единственной партией в стране. Главой, на мой взгляд, он был очень грамотным. Не только в Бежецке, но и по стране царило безвластие, никто не знал, что будет завтра. И в этой ситуации Платов на удивление хорошо балансировал. Старшее поколение не понаслышке знает, что в то время в Бежецк съезжались со всей области за продуктами, которые здесь были дешевыми и не в дефиците. Именно это обстоятельство, по моему мнению, и помогло Платову выиграть губернаторские выборы, хотя соперник у него был сильный.

Если говорить о главных достижениях на губернаторском посту, то за 1996–1999 годы Платов сумел провести область через все трудности – например, не был заморожен ни один дом. Хотя в то время во всей стране практически везде царили полное безвластие и безденежье. Понятие «бюджет» было относительным, федеральной поддержки, по сути, тоже не было. Мы получали возможность сотрудничества с предприятиями-должниками государства в пределах этих объемов: продукты, топливо, машины. Для этого нужно было знать обстановку в стране и иметь связи – все это было у Платова.

Что касается главных промахов экс-губернатора, первое – это излишнее пристрастие к спиртным напиткам. Второе – он дал возможность откровенным проходимцам войти в свое ближнее окружение. За что и был наказан. После его назначения я работал на должности вице-губернатора бок о бок с Владимиром Игнатьевичем семь лет. Он достаточно долго прислушивался ко мне, но после из-за непримиримых разногласий в управлении мы с ним попрощались.

 

 «ИДЕАЛЬНЫМ ВРЕМЕНЕМ ДЛЯ ПЛАТОВА БЫЛА ПЕРЕСТРОЙКА»

 

Александр ТЯГУНОВ, депутат ЗС Тверской области:

– Думаю, Владимир Игнатьевич смог возглавить Тверскую область благодаря тому, что он был очень толковым человеком, настоящим самородком. И при этом у него был очень необычный характер. Платов взошел на политическую арену в идеальное время для своего характера – в период перестройки. Я взаимодействовал с ним как депутат Второй Государственной Думы, кроме того, работал его заместителем. Совместную работу в оба периода могу оценить как положительную.

Главное, что Платов сумел справиться с задачей перехода от экономики социалистической к экономике реформаторской. Это был позитивный для Тверской области период и первый срок Платова как губернатора.

Дальше Владимир Игнатьевич и сам изменил свое поведение, да и команда его поменялась – она была чужой для Тверской области. Во второй его губернаторский срок уже пошли негативные для области процессы, о которых я не хотел бы распространяться.

 

«ПЛАТОВ БЫЛ БЛИЖЕ К НАРОДУ, ЧЕМ К ЭЛИТЕ»

 

Владислав БАУМАН, бывший руководитель областного комитета по печати, бывший директор Тверской областной типографии:

– Мы с Владимиром Игнатьевичем были знакомы с 1993 года, когда он еще был главой Бежецкого района. Я участвовал в его избирательной губернаторской кампании. Честно скажу, мы тогда даже не надеялись, что он выиграет. У нас не было денег на кампанию, да и Владимир Игнатьевич был не таким известным в области человеком. Но он был простым, в нем не было звездности, он действительно заботился о людях и сопереживал им.

Для меня он был истинно русским человеком. Несмотря на разницу всего в 13 лет, он был для меня как отец. Он был человеком от народа, видимо, большинство людей почувствовали это, потому что в итоге Платов опередил на выборах главу администрации области почти на 150000 голосов. После избрания Платова я стал председателем регионального комитета по печати и информации.

На мой взгляд, во время руководства областью Владимир Игнатьевич, будучи человеком из народа, не уделил должного внимания политическим элитам. Естественно, они начали действовать против него, блокировали инициативы и даже собирали подписи за его отставку. Все из-за того, что он был ближе к народу, а не к ним. Еще один момент – некоторые люди подставляли Платова, чего он действительно не замечал.

Положительные стороны его работы видны даже сейчас. У нас в последнее время губернаторы в рейтингах среди худших, их снимают и т.д. А Владимир Игнатьевич был на хорошем счету в администрации президента. При нем, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, регион не был в долговой яме. Я знаю, что Платов планировал провести эффективную реформу налоговой системы, но ему опять же не дала элита. Но самое главное – это был единственный губернатор, который пользовался любовью простого народа. Да, он мог выпить или ввернуть крепкое словцо, но и это объединяло его с народом – люди видели, что он свой, и любили его.

 

«ПЛАТОВА СГУБИЛО БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ»

 

Михаил ТИТОВ, экс-председатель тверского облизбиркома:

– Избрание Платова губернатором стало шоком для местной элиты. Этой победы никто не ожидал. Его конкурентом был глава администрации Тверской области Владимир Анатольевич Суслов, сильный и уважаемый руководитель. Админресурс, как сейчас говорят, был на стороне Суслова, и Платова на этом фоне никто всерьез не воспринимал.

Когда областная избирательная комиссия (в то время я там еще не работал) подвела итоги выборов, ей долго не давали официально их озвучить. Вокруг победы Платова складывались разнообразные коалиции, поступали массовые протестные обращения… И, несмотря на этот шок, Владимир Игнатьевич – мужиковатый, совсем не похожий на губернатора – начал работать. Причем работать совершенно по-новому. В первый срок Платова ломались все стереотипы, включая кадровые назначения. Сейчас трудно представить, что может быть такой губернатор. Но тогда действительно решения принимались на открытых обсуждениях, а кадры назначались по результатам работы.

Да, было много ошибок, потому что в России 90-х еще не было никаких правил, они создавались буквально на ходу. Но многое и получалось. Есть статистика периода руководства Платова, где отражены очень достойные экономические показатели.

Первый и второй срок – это два разных Платова. Главной бедой было то, что вокруг губернатора всегда шли очень серьезные интриги. Основная часть руководителей была еще советской закалки, они привыкли работать по старым лекалам и стереотипам, а Платов эти стереотипы ломал. И он совершенно не был аппаратчиком, не владел тонкой «византийской» аппаратной работой. А многие люди из его окружения владели. Я уверен, что именно ближайшее окружение подкосило губернатора – он излишне доверял людям и оттого часто ошибался, принимал неправильные решения, метался, менял их на ходу. Опытные аппаратчики могли убедить его в совершенно противоположных вещах.

На этом фоне окружение начало целенаправленно спаивать Платова. Я думаю, не было цели снять его с губернаторской должности – были задачи провести конкретные нужные решения. Эта подлая деятельность была сопряжена с личностной слабостью Платова, и он не устоял.

Я не могу назвать Владимира Платова коррупционером. Даже если уголовное дело против него было не сфальсифицированным, по сравнению с размахом сегодняшней коррупции в стране оно кажется смешным. В то же время я убежден, что это была серьезная провокация, против которой губернатор опять же не смог устоять.

Владимир Игнатьевич ушел тихо, после ухода не пытался вмешиваться в какие-либо дела и использовать свои бывшие связи. Драма на работе совпала с семейной драмой, разрушилась его семья.

Я глубоко уважаю Владимира Игнатьевича. Мы с ним работали очень тесно. Он два раза согласовывал мое утверждение на должность – первый раз как замначальника УВД, второй раз – как председателя областной избирательной комиссии. Мы с ним долго жили в одном дворе, общались, пока он не уехал к себе на родину во Владимирскую область.

Главное для меня, что Владимир Платов был, как и все люди, со своими достоинствами и недостатками, и поэтому он был близок к простому народу. За годы руководства областью он не забронзовел и, по сути, всегда оставался таким же, каким приехал из Бежецка.

 

«ОН БЫЛ ИСТИННЫМ ДЕМОКРАТОМ»

 

Геннадий КЛИМОВ, руководитель газеты «Караван+Я»:

– Владимир Платов был чрезвычайно интересным человеком. И тот период, когда он был губернатором Тверской области, делал жизнь тверитян многообразней, свободней. При нем магазины начали наполняться товарами. В это время стала возникать тверская идентичность: появился интерес к истории, краеведению, вспомнили Михаила Тверского, тверское земство.

Стоит также отметить, что именно в платовское время появилась первая в Тверской области независимая газета «Караван+Я». Платов как истинный демократ этому не сопротивлялся. Однако многие в Тверской области почему-то решили, что газета нацелена на борьбу с действующим губернатором. В команде Платова было много разных людей: и профессионалов, и откровенных аферистов.

Первая команда вообще была специфической. Достаточно сказать, что заместителем по внутренней политике был не совсем адекватный Олег Дубов, позже сосланный в Оленино. Он и теперь там работает. В 2000 году бывший первый заместитель губернатора Тверской области, директор департамента по социально-экономическому развитию села Валерий Румянцев был арестован по обвинению в злоупотреблениях служебными полномочиями и получении взятки в $23 тыс. По тем временам астрономическая сумма. Сейчас Румянцев – глава Ржевского района Тверской области.

В 2001 году заместитель губернатора Тверской области Ибрагим Гулаев приговорен к трем годам лишения свободы за превышение служебных полномочий при операциях с векселями Калининской АЭС. Таких дел было очень и очень много.

Тогда еще никто толком не понимал, как работает рыночная экономика и чем чиновник отличается от бизнесмена. Думаю, что Платов с трудом мог представить масштаб коррупции в его администрации. Тем не менее я все же считал и считаю, что роль Платова в конечном итоге была положительной, несмотря на все недостатки.

Как всегда, потом при других губернаторах это аферистическое крыло распространяло страшилки, пыталось убедить Платова, что наша газета желает ему зла. Несколько лет Платов со мною не общался. Когда у него наступил действительно сложный момент, то однажды поздно вечером у меня дома раздался звонок, звонил губернатор. Что-то ему было надо обсудить.

Тогда многие хотели выбить Платова из колеи. Околовластная тусовка уговаривала мэра Твери Александра Белоусова выдвинуться на выборах против Платова. В частности, журналист Руслан Дзкуя планировал на пресс-конференции в Доме журналистов в Москве презентовать свою книгу «Тверь – территория коррупции», где активно критиковал Владимира Игнатьевича. Спонсором этой книги, скорее всего, была группа коммерсантов во главе с владельцем компании «АНТЭК» Николаем Карповым и владельцем «Мелькомбината» Сергеем Потаповым, получившими состояния за счет приватизации больших кусков госсобственности. Я считал идею смещения Платова авантюрой. Номенклатурная контрреволюция в союзе с новыми приватизаторами ничего хорошего не сулила.

Платов попросил меня поучаствовать в этом мероприятии в Москве и дать свою оценку. В Доме журналистов собралось много народу, тогда еще дела в регионах интересовали федеральную прессу. Тогда я спросил: «Руслан, скажи, а за книгу тебе кто заплатил?» После этого презентация пошла наперекосяк. С Платовым мы оттуда вышли уже друзьями.

После вторых выборов Владимир Платов начал сдавать. Все реже стал появляться на работе, начал выпивать. Некоторые его соратники просто умышленно его спаивали. Помните, такой был редактор газеты «Тверская жизнь» Виктор Куликов? Он ходил по пятам за Платовым с чемоданчиком с водкой. Сейчас в Твери уже четвертый губернатор Игорь Руденя. Весной этого года, когда его назначил Путин, по прибытии в Тверь он одного из первых пригласил на разговор меня. Наша беседа состоялась поздно вечером после 22 часов. И что вы думаете, кого я увидел в приемной? Конечно, Виктора Куликова с видеокамерой. Эта публика просто неистребима. Мы с ними боремся уже 20 лет – поэтому многие так ненавидят «Караван».

А перед третьими выборами Платову все эти люди, которые заглядывали ему в глаза, и вовсе организовали хищение – и его же подставили. Он попал в тюрьму. Выйти на волю ему помог уже следующий губернатор Дмитрий Зеленин, который просил за него президента. Но все равно Платов умер в нищете и одиночестве у себя на родине во Владимире. Почти все соратники его предали.

Мне было его необыкновенно жаль: фантастически интересный человек, талантливый руководитель. Он сыграл огромную роль в Тверской губернии, пытался взрастить тверскую идентичность и человеческие свободы, национальное достоинство. При нем Тверская область самостоятельно выходила на уровень международной политики и устанавливала побратимские отношения со многими странами. Это было прекрасное время огромных возможностей. Несмотря на то что сам он был родом из Владимира, столица региона Тверь захватила его всей душой. Вообще, сила тверской земли такова, что люди очень быстро в нее влюбляются и становятся истинно тверскими.

Дарья ДАНИЛОВА, Екатерина СМИРНОВА, Анастасия РОМАНОВА, Любовь КУКУШКИНА

39 0
Лента новостей
Прокрутить вверх