В Горьковской библиотеке прошла выставка-ярмарка «Тверской переплет»
21-23 октября в Горьковской библиотеке второй раз прошла книжная выставка-ярмарка «Тверской переплет», организованная нашими коллегами из газеты «Тверская жизнь». Вышло не только мероприятие для книгоиздателей и литераторов, но и масштабная культурная тусовка, охватывающая всю тверскую интеллектуальную элиту.
«Переплет» оживил Горьковку: столпотворение в залах, вспышки фотоаппаратов, насыщенная программа с мастер-классами от художников, писателей, мультипликаторов, музыкантов, литературно-театральные постановки, бесчисленные презентации фильмов и книг.
КАРАНДАШ СТАРЕЕТ НЕ ТАК, КАК ЛЮДИ
Известный писатель Евгений Клюев – уроженец Твери, а ныне житель Дании – на встрече со зрителями читает отрывки из своих произведений. Женщины в зале с трепетом за ним наблюдают, а рядом с окном дедушка шуршит пакетом, перебирая книги Клюева, находит звучащую сейчас и начинает тихонечко читать вместе с автором.
– В последнее время в России стало складываться неправильное мнение о Европе. Я сейчас прочитаю вам отрывок из своей книги, чтобы показать, что Европа совсем не так плоха, как ее показывают.
Клюев с выражением читает отрывок из романа Translit, а затем переходит на стихотворения. Но, если прозу он читал по книгам, то стихи он читает со смартфона, объясняя это тем, что не совсем готов к встрече. Затем писателю начинают задавать вопросы.
– Что тверского есть в вашей поэзии?
– Я даже не знаю, как ответить на этот вопрос,– задумывается Евгений Клюев. – У меня есть такая строчка: «Неважно, под каким дождем – тверским ли, датским…» За время моих путешествий я понял, что элементы природы – они везде одинаковые.
– Как рождается проза?
– Прозаические книги рождаются из жизни, в отличие от поэзии, она рождается из какого-то другого места. Причем проза редко рождается из моей жизни. Когда я пишу, я никогда не знаю, чем закончится книга. Мне нравится сам процесс написания, когда он завладевает мной, а не я им.
– Откуда появилась идея писать сказки?
– Если бы я начал писать сказки сейчас – это было бы логично. Я – старикан, а это идеальное амплуа для написания сказок. Но я начал писать их намного раньше. Помню, что был момент, когда я понял теоретически, как писать сказки. Решил попробовать, думал, что напишу одну, а написал не одну дюжину. Все время появляется какая-то мотивация для написания. Например, возникает вещь, которая меня вдохновит. Я ведь больше пишу сказки о вещах. Представляю себя на месте предмета: чем он занимается, с кем общается и т.д. Так появилась удивительная история простого карандаша, который стареет не как люди: он становится меньше со временем.
– Как вы начали писать?
– В моей жизни многое происходит случайно. В Европе есть такое понятие «воскресное дитя». Когда человек рождается в воскресенье, там это диагноз на всю жизнь. В жизни таких людей все происходит случайно и удачно. Я, будучи уже взрослым, узнал что я – «воскресное дитя». Так что то, что я писатель, скорее удачное стечение обстоятельств, хотя я для этого тоже кое-что предпринимал.
В Данию я тоже поехал случайно, по работе. А как я там остался и вовсе не знаю – после нескольких лет предложили получить разрешение на жительство.
КАК НАРИСОВАТЬ КОМИКС
На молодежной площадке внимание приковано к Екатерине Безруковой – популярной комиксистке, известной также по псевдонимам KoDA или КоgotsuchiDark. KoDA учит ребят созданию стрип-комиксов – коротких историй на одну страницу. Стрипы легко распространяются по Сети, их легко читать. Оптимальный объем такого комикса – 4-5 кадров. Помимо рисунка, важно вписать облако, в котором и будут отображены слова, мысли героя.
ЧАЕПИТИЕ С АНГЕЛАМИ
Литературный перфоманс по пьесе Натальи Серовой «Кухня с ангелами» собрал аншлаг. Серова – успешная бизнесвумен, руководитель «Новоторжской ярмарки», мать четверых детей, светская львица в хорошем смысле этого слова. Как у нее хватает времени на творчество – большой секрет, но результат все видели.
Пьеса «Кухня с ангелами», как признается Наталья Юрьевна, была написана по просьбе народной артистки России Наины Хониной: героини ее возраста в пьесах чаще всего умирают, а хотелось бы более оптимистичной развязки.
В литературном перформансе объединились творческие силы тверского ТЮЗа и драмтеатра. И это тоже знаковый момент: Наталья Серова, с помощью своей особой энергетики и обаяния, умудряется собирать вокруг себя лучших людей.
Для читки была выбрана одна из глав пьесы – «Мама». Главную роль исполняла Наина Хонина, остальные взял на себя актерский ансамбль ТЮЗа. Вела спектакль зам директора по творческой части ТЮЗа Татьяна Цветкова.
Действие пьесы происходит в Израиле. Супруги Потемкины из России приехали на лечение в местную клинику – прекрасная половина семьи, Катюша, серьезно больна. Со своими израильскими друзьями они сидят за столом, болтают о том о сем, смеются над причудами старенькой мамы, а в это время черный и белый ангелы вершат их судьбу.
Пьеса, о которой, кстати, лестно отзывался поэт Андрей Дементьев, поднимает вопросы предопределенности жизни и судьбы, в знаковые моменты на экране появляются песочные часы. 90-летняя старушка отказывается идти с ангелами и остается жить, а в это время умирает новорожденная дочь одного из членов семьи. Постановку украшал хор вокального ансамбля «Росинки» – девушки и юноши в черно-белых нарядах пели ангельскими голосами.
После перформанса состоялось обсуждение – о пьесе высказывалась тверская элита: директор ботанического сада Юрий Наумцев, кандидат филологических наук Инесса Жаворонок, блогер Константин Соколов и многие другие. Стоит только добавить, что само действо было очень трогательным – и у автора, и у многочисленных зрителей в глазах стояли слезы.
«КНИГА – РЕБЕНОК, КОТОРОГО НАДО ДОНЯНЧИТЬ»
В зале нотно-музыкальной литературы заслуженный художник России Людмила Юга презентовала альбом со своими работами, попутно на экране шел обучающий фильм, где художница в деталях показывала, как надо творить в технике офорта.
– Тверь – город полиграфистов. Мой альбом – это тоже книга. Я попыталась вложить в нее подробную информацию о том, что такое печатная графика. Книгу следует делать обстоятельно, она как ребенок, которого нельзя не донянчить, – поясняет Людмила Григорьевна.
РУДЕНЯ ВОЗРОДИТ «СОЗВЕЗДИЕ»?
На площадке «Кино» участники предались ностальгии по кинофестивалю «Созвездие», родившемуся в Твери (Калинине) 27 лет назад. Творческая жизнь города бурлила от массового скопления киноактеров. К сожалению, около десяти лет назад фестиваль закрылся.
«Надо бы восстановить» – пронеслось над аудиторией, словно призыв к областным властям. Кто-то вспомнил в шутку, что Игорю Рудене нравится фильм «Сотрудник ГАИ». Ведь нынешний губернатор сам начинал свою блестящую карьеру в структуре МВД.
ПИЛЮЛЯ ОТ БАБЬЕЙ ДУРИ
В Славянском зале подряд идут встречи с московскими писательницами Татьяной Веденской и Марией Метлицкой.
Веденская – миловидная женщина с мягкими чертами лица и большой красной розой в волосах.
– По образованию я юрист, сначала мне было тяжело писать, не хватало знаний. Приходилось многое наверстывать по дороге… Первую книгу «Основы женского шарма» я написала больше 10 лет назад. Смешная история о девушке в 90-х, которая, чтобы свести концы с концами, становится риелтором. Написав первую книгу, я не смогла остановиться (смеется). Какие-то вещи были более удачными, какие-то менее. Но результат на лицо – эта история и весь жизненный путь привели меня к вам.
Затем писательница отвечала на вопросы:
– Я прочитала полторы книжки про историю одного развода. Будто о моей дочери написано, даже некоторые имена совпадают…
– Не первый раз такое слышу. Чтобы создать эффект присутствия, нужно обзавестись знаниями и деталями профессии, «нарастить мясо» персонажу. Помню, когда я писала о врачах, дала объявление в интернете: «Свожу в ресторан работника скорой помощи за свой счет, если он расскажет о своей деятельности». Откликнулся чудесный доктор. Мы с ним сидели часов шесть, и под диктофон он рассказывал… Для книги я отобрала наиболее яркие моменты.
– Общаетесь ли вы с другими писателями?
– Писатель – существо очень ревнивое. Мы друг у друга и подсматриваем, и учимся, и вдохновляем, но в социальные группы объединяемся с трудом. Недавно мы сделали сборник «Когда трава была зеленее» про детство разных писателей. Все средства от продажи были направлены детям-сиротам. В проекте участвовало около 250 писателей. И получилось очень хорошо.
– А что посоветуете из вашего списка для сорокалетней женщины без мужа?
– «Пилюля от бабьей дури». Это книга о кризисе среднего возраста у женщин. Добрая, не разрушающая семьи. Я не призываю к резким действиям; наоборот, многие вещи можно пережить за чашкой чая на кухне.
ХОЛОДИЛЬНИК, КРОВАТЬ И КОШЕЛЕК – ТЕМЫ НЕ ДЛЯ СВЕКРОВИ
Мария Метлицкая пишет современную психологическую прозу. Известность ей принесла серию романов «За чужими окнами». Из них один только «Дневник свекрови» вышел тиражом более ста тысяч. Карьеру писательницы Метлицкая начала в 2011 году, всего издала около 20 книг – получается, примерно по книге раз в 4 месяца.
– В 2011 году позвонило издательство ЭКСМО и пригласило работать в качестве автора. Книгу надо было написать за 2-3 месяца. В то лето Москва горела, висел смог, в семье были трудности … Но я все-таки согласилась. Такой шанс выпадает раз в жизни. Первое время писала от руки, компьютером не владела. Но пожалела своих корректоров и редакторов и решила научиться. Хотя с техникой я не в ладах – даже пылесосы раз в год взрываются.
– Расскажите о бестселлере «Дневник свекрови»…
– Проблема отношений невестки и свекрови – тема вечная. При этом в России такие условия, что взрослые дети часто живут с родителями. От этого начинаются проблемы. Скажу одно, что все зарубки от обид на свекровь у меня оставались. Хотя мы люди интеллигентные, и никакого мордобития у нас не было. Сейчас я многое переосмыслила и поняла, что некоторые вещи делать нельзя. Так, сейчас я сама свекровь, и не поднимаю с невесткой такие темы, как холодильник, кровать и кошелек.
ДЕНИСКА ПОДДЕРЖИВАЕТ ПИРАТОВ
Денис Драгунский зашел в читательский зал библиотеки, своим серьезным видом показывая, что мальчик Дениска из знаменитых рассказов давно уже вырос и стал уважаемым дяденькой. Но стоило писателю сесть перед нами за стол и начать рассказывать, как он тут же предстал обычным человеком. Повествуя о своей биографии, изданных книгах, рассказах в соцсетях, Денис Викторович делал перерывы, зачитывая свои короткие юмористические рассказы. Громко, с выражением, переводя взгляд с текста на слушателей, автор заставлял нас смеяться. При этом лицо Драгунского заливалось довольной улыбкой – «живой» читатель его признавал.
Знакомые с Денисом Драгунским с детства по «Денискиным рассказам», слушатели спешили задать вопросы. Тут очень оживились дети: «А как вы учились в школе? В детстве вы мечтали о собаке. Ваше желание сбылось? А у вас был пистолет?» Но больше всего присутствующих волновал вопрос: «Истории, описанные в книге, выдумки или правда?»
– Эти истории не из моей жизни, – поначалу расстроил всех Денис Викторович, – я уже писал об этом в свое книге: «Денискины рассказы: о том, как все было на самом деле». Но в книге не только выдумка. Все герои – это реальные люди: я, Мишка, Аленка, даже управдом Алексей и учительница Раиса Ивановна. Мой отец отлично описал школу, квартиру, где мы жили. Но все наши детские приключения, кроме одного, выдуманы моим папой.
– Какая правдивая? – любопытствовал зал.
– «Третье место в стиле баттерфляй». Когда один мальчик пришел первым, другой вторым, а остальные заняли третье место. И каждый из нас хвастал родителям…
На встрече Денис Драгунский поделился своими мыслями по поводу будущего литературы («люди никогда не перестанут читать книги») и удивил всех, заявив, что он против борьбы с пиратством:
– Литературное произведение должно быть доступным как можно большему числу людей. В условиях высоких цен на книги это единственный способ. Когда писатель говорит: «Вот вы скачали мою книжку, тем самым вытащили у меня сосиску изо рта», – это неправда. Давно просчитано: чем больше книжку скачивают пираты, тем больше в конечном итоге ее покупают в печатном виде.
ХОЧЕШЬ ЗАМУЖ ЗА ГЕНЕРАЛА – ВЫХОДИ ЗА ЛЕЙТЕНАНТА
На книжной ярмарке оживленно, как на южном базаре: продавец арбузов выберет для вас лучший, постукивая по корке, а продавец книг… нет, не постукивая по переплету, а рассказывая о сюжете и литературных особенностях произведения.
– …В этой детской книжке мальчик из 1980 года попадает в наше время, а девочка, наоборот, в 1980-й. Сначала они оба в восхищении: в 1980-м нет пробок, никто никуда не спешит, и папа вечерами играет с ребенком во дворе… Но вскоре начинаются неприятности. Книга о том, что каждое время имеет свои привлекательные черты и в то же время таит в себе много ловушек. Читается легко и страшно интересно – как для детей, так и для взрослых.
«Время всегда хорошее» – так называется книга Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, а рассказывает о ней Дмитрий Гасин из издательства «Время». Именно оно издает Евгения Клюева, выпустило пятитомник Светланы Алексиевич, предвосхитив вручение ей Нобелевской премии. Издательство гордится тем, что выпускает первое и единственное в мире полное собрание сочинений Александра Солженицына в 30 томах, а восьмитомник Андрея Платонова был награжден «книжным Оскаром» – премией «Книга года».
– Мы выпускаем лучшие произведения XX века и современности, следуя русской пословице «Хочешь замуж за генерала – выходи за лейтенанта». Издательство открыло читателям много имен, ставших известными, – говорит Дмитрий Гасин.
О любой книге он рассказывает очень увлекательно, и не случайно его видеоблог о литературе набирает популярность.
Павел КИРИЛЛОВ, Екатерина СМИРНОВА, Анастасия РОМАНОВА, Дарья ДАНИЛОВА