Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

«Система образования умерла. Туда ей и дорога»

25.10.2016, 13:25

В Фировском районе создадут классический университет?

Круглый стол в Москве

«Классический университет под Тверью: для чего и для кого?» – так назывался круглый стол, организованный 13 октября в Москве Университетом Дмитрия Пожарского. Долгое время этот вуз существовал в полувиртуальном состоянии, проводя вечерние курсы в частных московских школах и арендуя помещения у РАН. Но уже в это году официально открылись две магистратуры для технарей и филологов. Через несколько лет функционеры и спонсоры Университета Дмитрия Пожарского, главным из которых является Михаил Поваляев, планируют построить в Фировском районе собственный учебный кампус. Поэтому мероприятие посвящалось прежде всего рождению нового или хорошо забытого для современной России типа учебного заведения – классического университета. Однако участники круглого стола обсуждали не только детали воссоздания интеллектуального анклава, но и кризис отечественного образования.

 

ОПАСЕНИЯ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ

 

Место строительства будущего классического университета – берег озера Шлино – земля, на которой стоял детский оздоровительный лагерь. В №44 (1023) от 11.11.2015 мы писали о том, как бывший «ДОЛ имени Алексея Маресьева» буквально за месяц был разобран до основания новым собственником – Русским фондом содействия образованию и науке. Дело в том, что это учреждение, как и все имущество обанкротившегося стекольного завода «ВОСТЕК», попало в конкурсную массу. Конечно, жители тут же забили тревогу, ведь лагерь был неким памятником для фировчан, хоть и не функционировал.

С моральной точки зрения весь этот снос, мягко говоря, шокирует. Но юридически подобраться не к чему: лагерь не являлся муниципальным имуществом. Тем не менее жители заподозрили в этом признаки эпидемии, расползающейся по всему берегу озера Шлино: стремительно осваивается пространство, состоятельные люди скупают прибрежные участки, строят дачи, загораживают прибрежную зону, закрывая простым смертным доступ к водоему.

С нами связались представители вуза и попытались объяснить, что университет Дмитрия Пожарского не фейк и на месте бывшего детского лагеря появится серьезное учебное заведение, выпускающее образованных людей – интеллектуальный цвет нации.

 

ВЫСОКИЕ МАТЕРИИ И ПИРОЖКИ С ПОВИДЛОМ

 

Круглый стол, состоявшийся 13 октября, должен был явить миру преподавателей и первых студентов-магистрантов классического университета. К слову, мероприятие проходило в Филипповской школе, открытой все тем же президентом Русского фонда Михаилом Поваляевым в 2003 году, по аналогии с классической гимназией XVIII–XIX веков, где во главу угла ставилось формирование общей картины мира, изучалась античная культура, древние языки (платное обучение в Филипповской школе стоит порядка 500 тысяч рублей в год. – Прим. ред.).

Преподаватели университета Дмитрия Пожарского говорили о том, что люди разучились читать не только между строк, но и в принципе. Чувствовалось, что их пышущая мозговая деятельность не прекращается ни на минуту, и даже во сне они готовы цитировать Вергилия в оригинале. Это были очень интеллигентные люди, такие, будто только что перенеслись из XIX века в это помещение, их немного маскировала лишь современная одежда и гаджеты.

Под стать преподавателям были и студенты. С большими умными глазами они неспешно говорили о высоких материях и созерцали окружающее их пространство. Кроме интересных людей в актовом зале также были представлены учебники, зачетные книжки, дневники, фотоальбомы времен дореволюционной России.

Приняв высокую пищу для ума, я переключился на бренные пирожки с повидлом и бутерброды с колбасой. А за несколько минут до этого в кулуарах я пересекся с исполнительным директором Русского фонда содействию образования и науке Александром Шалаевым. Он поделился информацией о том, на какой стадии находится строительство кампуса в Фировском районе, и о дальнейшей стратегии развития Университета Дмитрия Пожарского:

– Сейчас активно закупаются стройматериалы, заканчиваются проектные работы. С этим проектом мы выйдем на госэкспертизу, ведь место строительства кампуса – земли ООПТ, поэтому относиться к ним нужно очень бережно. Что касается земли неподалеку от деревень Кузнецово и Зенцово… Мы пока решили приостановить там деятельность и сосредоточиться на строительстве образовательного кампуса. Строительный проект по запуску кампуса рассчитан до 1 сентября 2018 года, в перспективе озерной инфраструктуры должно хватить, чтобы подготовить 200 магистров и 400 бакалавров.

Долгое время университет представлял собой вечерние курсы, проходившие в Филипповской школе, но в 2016 году был осуществлен полноценный набор на гуманитарную (с углубленным изучением истории и культуры античности) магистратуру, а также на экономико-физико-математическую магистратуру. По словам ректора Университета Дмитрия Пожарского, доктора физико-математических наук Алексея Савватеева, через два года 29 счастливчиков могут стать первыми представителями интеллектуального десанта. Следующий набор запланирован уже в Фировском кампусе.

 

МНОГОУКЛАДНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ

Нужно возобновить традиции классического образования

Но вернемся к круглому столу.

Александр ПРИВАЛОВ, модератор дискуссии, научный редактор и генеральный директор журнала «Эксперт»:

– Мы 20 лет галдим о реформах на уровне школ и вузов, при этом ничего нет, только самообман. Образование – самая лживая часть нашей жизни. Деградацию могут притормозить классические университеты.

Алексей САВВАТЕЕВ, ректор университета Дмитрия Пожарского:

– По правде говоря, нынешние вузы не выпускают реально образованных людей. На основе экономической программы образования ВЭШ и РЭШ с прибавлением целого ряда дисциплин вроде физики и математики была сформирована технико-экономическая магистратура. Университет Дмитрия Пожарского настроен выпускать грамотных людей, способных думать головой и понимать социально-экономические процессы в стране и мире не на основе узких и устаревших шаблонов, а на основе комплексного подхода.

Алексей ЛЮБЖИН, руководитель гуманитарного направления университета Дмитрия Пожарского, доктор филологических наук:

– Обычная филологическая деятельность подразумевает то, что студент отчитывается по бесконечным историям литературы, все это «изучается» в переводах, без разжевывания, очень торопливо. Идея нашей концепции – возвращение «к истокам». Лучше, если будут прочитаны избранные произведения, но в оригинале, с подробнейшим разбором. Таким образом нарабатывается понимание, формируется методика. В дальнейшем человек, вооруженный этим инструментарием, сможет ознакомиться с любым произведением или источником, ему будет проще изучить и новый язык.

В качестве основы было взято то, что является фундаментом традиционной европейской школы – классической гимназии, что в России исчезло полностью или чуть теплится кое-где. Мы преподаем античную историю, римское право, античное искусство, сквозные гуманитарные курсы, связанные с пониманием западноевропейской и русской цивилизации.

Андрей ЛЕОНИДОВ, руководитель магистратуры «Междисциплинарный анализ социально–экономических процессов (МАСЭП) Университета Дмитрия Пожарского, доктор физико–математических наук, профессор кафедры дискретной математики МФТИ:

– Невероятно, но человек с высшим образованием в ядерной физике понятия не имеет о Бета-распаде. Где взять столько людей, которые могут научить физике, если ее почти никто не знает? Один эксперт мирового уровня написал учебник для школы, ему сказали, что он слишком сложен, и учителя категорически отказываются учить по нему…

Константин СОРОКИН, кандидат физико-математических наук, доцент Высшей школы экономики:

– Университету Дмитрия Пожарского важно обрести своего студента, для танца нужен партнер. Надеюсь, что мы найдем второй и последующие наборы. Соединить высшую математику, физику, экономику и передовые гуманитарные науки довольно сложно, тем более в рамках одной магистратуры, но мы сформировали программу. Вуз видит себя как заметная часть мировой науки. В науке и образовании самоизоляция ведет к снижению уровня, важно, чтобы наши курсы включали наиболее передовые результаты мировых исследований, чтобы результаты выпускников и преподавателей могли проходить жесткие международные экспертизы и получать положительные оценки.

Алексей СОЛОПОВ, доктор филологических наук, преподаватель университета Дмитрия Пожарского:

– Высшее образование – логическое продолжение среднего. А школа страдает от невнимания и дилетантства. Первые два курса университета тратятся на приведение знаний студента от минуса к нулевому состоянию. По образованности нынешнего студента второго – третьего курса можно приравнять к среднему советскому школьнику. Наш университет – одна из попыток остановить падение. В нем сочетаются классическое образование и совершенно новый подход – междисциплинарность – поиск нового знания на стыке наук.

Евгений МАЛИКОВ, преподаватель информатики Университетского колледжа информационных технологий при МГУТУ, доцент кафедры Информатики и информационных систем Евразийского открытого института:

– Современная система образования умирает, туда ей и дорога. Советское, а до этого и дореволюционное российское образование базировалось на прусской модели. Это было хорошее образование, формирующее целостную картину мира. Все погибло из-за зависимости мандаринствующей профессуры от государства. Свобода и нищета против «обеспеченного рабства» – выбор по-настоящему трудный. В гармонично уложенном обществе нужно и то и другое, поэтому я за многоукладность в образовании и в науке. Я за частные и государственные учреждения: например, дорогостоящие опыты по физике невозможны на базе коммерческого вуза. А что касается уровня образования, то нужно просто задать высокие стандарты, а уж какой из вузов торгует настоящими дипломами, а какой фальшивыми – в научном мире известно и так. Это подход свободы и ответственности, в нем нет комфорта, но в прусской модели нет свободы. Зато есть целостность восприятия природы и философии, и если мы хотим положительное из прусской модели сохранить, то наш выпускник обязан с завязанными глазами ориентироваться в мире, в чем помогут и гуманитарные дисциплины, и физика с математикой. Любые умозаключения мы делаем из анализа картины мира. Чем она полнее, тем точнее и детальнее описание феномена мироздания. Например, поэзия. Зачем она нужна? Да хотя бы затем, чтобы процитировать Бальмонта на какой-нибудь научной конференции и украсить пресный доклад: «Яйцевидные атомы мчатся, пути их – орбиты спиральные».

 

СЛЕДИМ ВНИМАТЕЛЬНО

 

Споры об образовании проходили полтора часа. Участники круглого стола приводили примеры грамотности дореволюционных гимназий, где на 800 учащихся приходилось 600 орфографических и 1000 пунктуационных ошибок. Тогда как современные студенты-филологи делают по 8 ошибок на одной странице.

Преподаватели университета сделали небольшой интеллектуальный реверанс тверским журналистам. Алексей Любжин прочитал лекцию «Тверские сюжеты в русском образовании XVIII–XIX веков». По качеству учебных заведений Тверь, особенно во времена Екатерины II, относилась не к провинциальным, а скорее к столичным городам.

При всем уважении университет Дмитрия Пожарского хорош пока только на бумаге, когда в итоге будет построен кампус – неизвестно, хотя организаторы обещают все сделать в 2018 году. Хочется верить, что эта, в общем-то, неплохая задумка, не лопнет как мыльный пузырь, не превратится в закрытый элитарный клуб для ребят из состоятельных семей, а даст новую возможность студентам не только из столиц, но и из Тверской области.

В приоритете вуза значатся по-настоящему образованные и интеллигентные люди, а не яйцеголовые дипломоносцы, в этом случае дверцей в университет должен стать уровень знаний, а не толщина кошелька. «Караван» будет пристально следить за тем, как строится или не строится университет в честь одного из значимых героев России. Этим круглым столом преподаватели и функционеры вуза обрекли себя на бесконечное внимание со стороны общественности и СМИ.

Павел КИРИЛЛОВ

36 0
Лента новостей