В Фировском районе создадут классический университет?
«Классический университет под Тверью: для чего и для кого?» – так назывался круглый стол, организованный 13 октября в Москве Университетом Дмитрия Пожарского. Долгое время этот вуз существовал в полувиртуальном состоянии, проводя вечерние курсы в частных московских школах и арендуя помещения у РАН. Но уже в это году официально открылись две магистратуры для технарей и филологов. Через несколько лет функционеры и спонсоры Университета Дмитрия Пожарского, главным из которых является Михаил Поваляев, планируют построить в Фировском районе собственный учебный кампус. Поэтому мероприятие посвящалось прежде всего рождению нового или хорошо забытого для современной России типа учебного заведения – классического университета. Однако участники круглого стола обсуждали не только детали воссоздания интеллектуального анклава, но и кризис отечественного образования.
ОПАСЕНИЯ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ
Место строительства будущего классического университета – берег озера Шлино – земля, на которой стоял детский оздоровительный лагерь. В №44 (1023) от 11.11.2015 мы писали о том, как бывший «ДОЛ имени Алексея Маресьева» буквально за месяц был разобран до основания новым собственником – Русским фондом содействия образованию и науке. Дело в том, что это учреждение, как и все имущество обанкротившегося стекольного завода «ВОСТЕК», попало в конкурсную массу. Конечно, жители тут же забили тревогу, ведь лагерь был неким памятником для фировчан, хоть и не функционировал.
С моральной точки зрения весь этот снос, мягко говоря, шокирует. Но юридически подобраться не к чему: лагерь не являлся муниципальным имуществом. Тем не менее жители заподозрили в этом признаки эпидемии, расползающейся по всему берегу озера Шлино: стремительно осваивается пространство, состоятельные люди скупают прибрежные участки, строят дачи, загораживают прибрежную зону, закрывая простым смертным доступ к водоему.
С нами связались представители вуза и попытались объяснить, что университет Дмитрия Пожарского не фейк и на месте бывшего детского лагеря появится серьезное учебное заведение, выпускающее образованных людей – интеллектуальный цвет нации.
ВЫСОКИЕ МАТЕРИИ И ПИРОЖКИ С ПОВИДЛОМ
Круглый стол, состоявшийся 13 октября, должен был явить миру преподавателей и первых студентов-магистрантов классического университета. К слову, мероприятие проходило в Филипповской школе, открытой все тем же президентом Русского фонда Михаилом Поваляевым в 2003 году, по аналогии с классической гимназией XVIII–XIX веков, где во главу угла ставилось формирование общей картины мира, изучалась античная культура, древние языки (платное обучение в Филипповской школе стоит порядка 500 тысяч рублей в год. – Прим. ред.).
Преподаватели университета Дмитрия Пожарского говорили о том, что люди разучились читать не только между строк, но и в принципе. Чувствовалось, что их пышущая мозговая деятельность не прекращается ни на минуту, и даже во сне они готовы цитировать Вергилия в оригинале. Это были очень интеллигентные люди, такие, будто только что перенеслись из XIX века в это помещение, их немного маскировала лишь современная одежда и гаджеты.
Под стать преподавателям были и студенты. С большими умными глазами они неспешно говорили о высоких материях и созерцали окружающее их пространство. Кроме интересных людей в актовом зале также были представлены учебники, зачетные книжки, дневники, фотоальбомы времен дореволюционной России.
Приняв высокую пищу для ума, я переключился на бренные пирожки с повидлом и бутерброды с колбасой. А за несколько минут до этого в кулуарах я пересекся с исполнительным директором Русского фонда содействию образования и науке Александром Шалаевым. Он поделился информацией о том, на какой стадии находится строительство кампуса в Фировском районе, и о дальнейшей стратегии развития Университета Дмитрия Пожарского:
– Сейчас активно закупаются стройматериалы, заканчиваются проектные работы. С этим проектом мы выйдем на госэкспертизу, ведь место строительства кампуса – земли ООПТ, поэтому относиться к ним нужно очень бережно. Что касается земли неподалеку от деревень Кузнецово и Зенцово… Мы пока решили приостановить там деятельность и сосредоточиться на строительстве образовательного кампуса. Строительный проект по запуску кампуса рассчитан до 1 сентября 2018 года, в перспективе озерной инфраструктуры должно хватить, чтобы подготовить 200 магистров и 400 бакалавров.
Долгое время университет представлял собой вечерние курсы, проходившие в Филипповской школе, но в 2016 году был осуществлен полноценный набор на гуманитарную (с углубленным изучением истории и культуры античности) магистратуру, а также на экономико-физико-математическую магистратуру. По словам ректора Университета Дмитрия Пожарского, доктора физико-математических наук Алексея Савватеева, через два года 29 счастливчиков могут стать первыми представителями интеллектуального десанта. Следующий набор запланирован уже в Фировском кампусе.
МНОГОУКЛАДНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ
Но вернемся к круглому столу.
Александр ПРИВАЛОВ, модератор дискуссии, научный редактор и генеральный директор журнала «Эксперт»:
– Мы 20 лет галдим о реформах на уровне школ и вузов, при этом ничего нет, только самообман. Образование – самая лживая часть нашей жизни. Деградацию могут притормозить классические университеты.
Алексей САВВАТЕЕВ, ректор университета Дмитрия Пожарского:
– По правде говоря, нынешние вузы не выпускают реально образованных людей. На основе экономической программы образования ВЭШ и РЭШ с прибавлением целого ряда дисциплин вроде физики и математики была сформирована технико-экономическая магистратура. Университет Дмитрия Пожарского настроен выпускать грамотных людей, способных думать головой и понимать социально-экономические процессы в стране и мире не на основе узких и устаревших шаблонов, а на основе комплексного подхода.
Алексей ЛЮБЖИН, руководитель гуманитарного направления университета Дмитрия Пожарского, доктор филологических наук:
– Обычная филологическая деятельность подразумевает то, что студент отчитывается по бесконечным историям литературы, все это «изучается» в переводах, без разжевывания, очень торопливо. Идея нашей концепции – возвращение «к истокам». Лучше, если будут прочитаны избранные произведения, но в оригинале, с подробнейшим разбором. Таким образом нарабатывается понимание, формируется методика. В дальнейшем человек, вооруженный этим инструментарием, сможет ознакомиться с любым произведением или источником, ему будет проще изучить и новый язык.
В качестве основы было взято то, что является фундаментом традиционной европейской школы – классической гимназии, что в России исчезло полностью или чуть теплится кое-где. Мы преподаем античную историю, римское право, античное искусство, сквозные гуманитарные курсы, связанные с пониманием западноевропейской и русской цивилизации.
Андрей ЛЕОНИДОВ, руководитель магистратуры «Междисциплинарный анализ социально–экономических процессов (МАСЭП) Университета Дмитрия Пожарского, доктор физико–математических наук, профессор кафедры дискретной математики МФТИ:
– Невероятно, но человек с высшим образованием в ядерной физике понятия не имеет о Бета-распаде. Где взять столько людей, которые могут научить физике, если ее почти никто не знает? Один эксперт мирового уровня написал учебник для школы, ему сказали, что он слишком сложен, и учителя категорически отказываются учить по нему…
Константин СОРОКИН, кандидат физико-математических наук, доцент Высшей школы экономики:
– Университету Дмитрия Пожарского важно обрести своего студента, для танца нужен партнер. Надеюсь, что мы найдем второй и последующие наборы. Соединить высшую математику, физику, экономику и передовые гуманитарные науки довольно сложно, тем более в рамках одной магистратуры, но мы сформировали программу. Вуз видит себя как заметная часть мировой науки. В науке и образовании самоизоляция ведет к снижению уровня, важно, чтобы наши курсы включали наиболее передовые результаты мировых исследований, чтобы результаты выпускников и преподавателей могли проходить жесткие международные экспертизы и получать положительные оценки.
Алексей СОЛОПОВ, доктор филологических наук, преподаватель университета Дмитрия Пожарского:
– Высшее образование – логическое продолжение среднего. А школа страдает от невнимания и дилетантства. Первые два курса университета тратятся на приведение знаний студента от минуса к нулевому состоянию. По образованности нынешнего студента второго – третьего курса можно приравнять к среднему советскому школьнику. Наш университет – одна из попыток остановить падение. В нем сочетаются классическое образование и совершенно новый подход – междисциплинарность – поиск нового знания на стыке наук.
Евгений МАЛИКОВ, преподаватель информатики Университетского колледжа информационных технологий при МГУТУ, доцент кафедры Информатики и информационных систем Евразийского открытого института:
– Современная система образования умирает, туда ей и дорога. Советское, а до этого и дореволюционное российское образование базировалось на прусской модели. Это было хорошее образование, формирующее целостную картину мира. Все погибло из-за зависимости мандаринствующей профессуры от государства. Свобода и нищета против «обеспеченного рабства» – выбор по-настоящему трудный. В гармонично уложенном обществе нужно и то и другое, поэтому я за многоукладность в образовании и в науке. Я за частные и государственные учреждения: например, дорогостоящие опыты по физике невозможны на базе коммерческого вуза. А что касается уровня образования, то нужно просто задать высокие стандарты, а уж какой из вузов торгует настоящими дипломами, а какой фальшивыми – в научном мире известно и так. Это подход свободы и ответственности, в нем нет комфорта, но в прусской модели нет свободы. Зато есть целостность восприятия природы и философии, и если мы хотим положительное из прусской модели сохранить, то наш выпускник обязан с завязанными глазами ориентироваться в мире, в чем помогут и гуманитарные дисциплины, и физика с математикой. Любые умозаключения мы делаем из анализа картины мира. Чем она полнее, тем точнее и детальнее описание феномена мироздания. Например, поэзия. Зачем она нужна? Да хотя бы затем, чтобы процитировать Бальмонта на какой-нибудь научной конференции и украсить пресный доклад: «Яйцевидные атомы мчатся, пути их – орбиты спиральные».
СЛЕДИМ ВНИМАТЕЛЬНО
Споры об образовании проходили полтора часа. Участники круглого стола приводили примеры грамотности дореволюционных гимназий, где на 800 учащихся приходилось 600 орфографических и 1000 пунктуационных ошибок. Тогда как современные студенты-филологи делают по 8 ошибок на одной странице.
Преподаватели университета сделали небольшой интеллектуальный реверанс тверским журналистам. Алексей Любжин прочитал лекцию «Тверские сюжеты в русском образовании XVIII–XIX веков». По качеству учебных заведений Тверь, особенно во времена Екатерины II, относилась не к провинциальным, а скорее к столичным городам.
При всем уважении университет Дмитрия Пожарского хорош пока только на бумаге, когда в итоге будет построен кампус – неизвестно, хотя организаторы обещают все сделать в 2018 году. Хочется верить, что эта, в общем-то, неплохая задумка, не лопнет как мыльный пузырь, не превратится в закрытый элитарный клуб для ребят из состоятельных семей, а даст новую возможность студентам не только из столиц, но и из Тверской области.
В приоритете вуза значатся по-настоящему образованные и интеллигентные люди, а не яйцеголовые дипломоносцы, в этом случае дверцей в университет должен стать уровень знаний, а не толщина кошелька. «Караван» будет пристально следить за тем, как строится или не строится университет в честь одного из значимых героев России. Этим круглым столом преподаватели и функционеры вуза обрекли себя на бесконечное внимание со стороны общественности и СМИ.
Павел КИРИЛЛОВ