Делимся секретами, как писать увлекательно обо всем – от политики до культуры в Тверской области
13 ноября тверской областной еженедельник «Караван+Я» отмечает свое 20-летие. Как начиналась газета? В чем было ее отличие от существовавшей тогда в Твери прессы? Об этом мы беседуем с шеф-редактором «Каравана» Марией Орловой, которая пришла в газету через полгода после ее основания, в далеком уже 1997 году.
– «Караван+Я» появился в ноябре 1996 года, а к февралю тираж газеты уже бил рекорды. Почему новое издание так быстро завоевало Тверскую область и больше никому не удалось повторить такой успех?
– Надо понимать, что тверская пресса в 1996 году еще оставалась советской. В доперестроечном Калинине была одна областная газета «Калининская правда» и приложение к ней «Калининская неделя». Перестройка породила новую городскую газету «Вече Твери». И все. Больше ни одну газету не пускали в киоски «Союзпечати», а следовательно, к читателям (приложения к столичным газетам не в счет, они никогда не воспринимались как местные издания). «Караван+Я» случайно прорвался через этот запрет. В области появился новый губернатор, Владимир Платов, и кто-то думал, что газета создана его сторонниками, а кто-то – что его противниками. На самом деле в начале своего пути «Караван» был довольно озорным и ни к какой политической группе не примыкал.
Имя «Каравану» сделала сенсация, которая до сих пор нас преследует. Где-то раз в год какой-нибудь из телеканалов обязательно решает снять очередной сюжет о чудовище с озера Бросно. Материал о том, что в самом глубоком озере северо-запада России, озере Бросно под Андреаполем, живет динозавр – родственник Лох-Несского чудища – был опубликован в четвертом номере «Каравана», и наш друг, корреспондент ИТАР-ТАСС Саша Харченко запустил его на мировые информационные ленты (тогда еще был слабо развит Интернет, действовали дедовскими способами). Буквально наутро нам позвонили журналисты Би-Би-Си и коллеги из Японии, они срочно хотели снять сюжет о Бросно. И понеслось.
Для творческой интеллигенции газета стала отдушиной. Здесь можно было писать интересно обо всем. Придя в «Караван», я, например, поняла, что региональная политика – невероятно забавная штука, и начала ее описывать человеческим языком. Скажу честно, для многих это был шок: что можно писать о политике не суконным языком пресс-релизов, а весело и так, чтобы это мог прочитать человек, политикой не интересующийся в принципе.
Точно так же мы писали о культуре. С экономикой приходилось быть несколько серьезнее. Все-таки «Караван+Я» еще и первая полностью частная газета. Надо было самим зарабатывать себе на жизнь, собирая рекламу на нарождающемся тверском рынке.
– Через газету прошло немало людей – чуть ли не две трети журналистов Твери когда-либо работали в «Караване». Что ты сказала бы этим людям в связи с юбилеем?
– Долгие годы газета была не только работой. Это был клуб, привлекавший ту самую творческую интеллигенцию. Кто-то приходил и по-настоящему работал, кто-то тусовался в редакции, эпизодически что-то пописывая. Мы никого не прогоняли и очень благодарны людям, создававшим своеобразный стиль «Каравана». Я давно подумываю о том, чтобы записать забавные истории, приключавшиеся с персонажами, связанными с нашей газетой, в стиле «Соло на Ундервуде» Сергея Довлатова. Самого Довлатова, уехавшего в Америку и вообще давно покинувшего наш мир, продолжают ненавидеть люди, довольно безобидно «продернутые» им в его книге. Поэтому я пока не осуществляю свое намерение: публика у нас нервная и обидчивая. Хотя очень смешная, да.
Некоторое время я чувствовала себя «школой послевузовской подготовки молодого журналиста»: активные и талантливые девушки уезжали в Москву и становились там успешными и известными. Наверное, это правильно. Правда, за Тверь было обидно. Сейчас, видимо, стало ясно, что Москва «не резиновая».
Я вижу, как меняется приходящая в редакцию молодежь. Сейчас «Караван» уже не клуб или тусовка. Это работа, серьезная работа, которая для тех, кто с нами трудится, является делом жизни. Наверное, так правильнее, в 20 лет пора стать серьезнее.
– Взаимоотношения «Каравана» с властью для многих загадочны. Мы демонстративно независимы и смогли пережить довольно тяжелое время прессинга со стороны губернатора Шевелева. Значит, есть свобода слова в России?
– Да, я уверена, что свобода слова есть. Просто очень многие наши коллеги от небольшого ума начинают писать неизвестно откуда почерпнутыми штампами советской прессы позднего застоя, гипнотизируя себя тем, что якобы такой стиль нравится начальству. А начальство – тоже люди. Они любят читать то, что написано по-русски и по существу. Демагогических завываний начальники, что постарше, в детстве наслушались.
Я бесконечно благодарна нашему основателю Геннадию Климову за то, что здесь, в «Караване», мы имеем редкую нынче возможность не кривить душой, реализовывать свои журналистские таланты, а не закапывать их в землю.
– И кстати, почему «Караван»? И откуда это «плюс я»?
– В год, когда мы начали выходить, от Твери до Астрахани плыл волжский караван судов, такая плавучая выставка-ярмарка. Мы не пустынный караван верблюдов, мы – волжский караван судов. В процессе плавания к нам присоединился журнал «Умное производство». Это федеральный промышленный журнал, который под руководством Геннадия Климова выходит тоже уже 10 лет и позволяет нам, сотрудникам «Каравана», не зацикливаться на тверской проблематике, смотреть на вещи шире, ездить в командировки по всей стране. А также журнал «Бизнес Территория» – межрегиональное издание, посвященное комплексному развитию экономики, регионов и муниципалитетов.
Откуда «плюс я»? Я – это индивидуальность каждого журналиста, каждого читателя. Мы стараемся найти путь к каждому. И будем стараться впредь.
Беседовала Любовь КУКУШКИНА