Тверской ТЮЗ переименуют в ТУЗ?
Номинация на «Золотую маску» положила начало для ребрендинга ведущего театра региона
Фото: Роман Торопов (ртфото.рф)
Впервые тверской театр был выдвинут на соискание Национальной театральной премии «Золотая маска» в пяти номинациях. Им стал Тверской ТЮЗ с нашумевшим спектаклем «Пустота». 3 ноября в ТЮЗе прошла пресс-конференция.
ВОШЛИ В ДЕСЯТКУ ИЗ 924 ПРЕТЕНДЕНТОВ
– Собрались мы здесь по уникальному поводу для нашего региона в целом. Так замечательно сложилось, что Тверской ТЮЗ с третьей попытки ворвался в номинанты Национальной театральной премии «Золотая маска»,– начала Татьяна Цветкова, заместитель директора по творческим вопросам. – Первый раз мы заявлялись с «Фаустом», затем с «Мертвыми душами». Но не зря говорят: «Бог любит Троицу», – с третьего раза мы попали сразу в 5 номинаций. Здесь присутствуют представители всех номинаций, кроме Ольги Никитиной, художника-постановщика.
– Талгат, вы уже не первый раз номинируетесь на «Маску». Расскажите свою историю с этой премией.
Талгат БАТАЛОВ: – Я был номинирован в 2012 году со спектаклем «Узбек» в номинации «Эксперимент». В 2013 году мы с Михаилом Угаровым были выдвинуты на «Золотую маску» в номинации «Драма / спектакль малой формы» со спектаклем «Двое в твоем доме».
– Вы уже посмотрели список режиссеров, которые номинированы на премию, что думаете по этому поводу?
– Там серьезная компания. Знаете, когда не в первый раз, уже спокойнее к этому относишься, понимаешь, что все будет ясно в апреле. Я рад за театр, это важное для него событие, с точки зрения его позиции и в городе, и в российской культурной жизни. Номинация – это тоже очень важная вещь. Это выбор экспертного совета. Это значимая ступень. Что могу сказать, ждем апреля.
Татьяна ЦВЕТКОВА: – Я хочу добавить, что всего комиссия отсмотрела 924 спектакля, из этого числа ТЮЗ вошел в число 10 номинантов. Мы выдержали уже очень сильную конкуренцию. Нам, конечно, хочется победить. Но мы уже счастливы, так как это признание театра не на местечковом уровне. Сейчас мы ворвались в театральную географию России. Эксперты премии приезжали в Тверь, чтобы посмотреть спектакль в ТЮЗе.
КАК ДИКАПРИО НА ПОСЛЕДНЕМ ОСКАРЕ
– Андрей, в вашей номинации очень достойный список: и Данила Козловский, и Александр Филиппенко, и Евгений Стеблов…
Андрей ИВАНОВ: – Я ощущаю себя, наверное, как ДиКаприо на последнем Оскаре. Уже не ждешь, и тут выпадает… Конечно, это приятно находиться в такой компании. Я приложил максимум усилий в этой работе. Для театра это прорыв, но также и ответственность. Если это сейчас не заглохнет, как бывает в нашем городе, все-таки мы постараемся выйти на более серьезный уровень.
Татьяна ЦВЕТКОВА: – Андрей, как ты считаешь, до этого мы заявляли классические спектакли. А прошел спектакль современной драматургии, может быть, дело в материале?
Андрей ИВАНОВ: – Не знаю, что творится в головах у членов экспертного совета. Я посмотрел шорт-лист. Мы выдвигаемся с «Гамлетом», «Чайкой» и т.д. Это совершенно разные по стилистике работы. Поэтому на этот вопрос сложно ответить.
5 номинаций на «Золотую маску»
Тверской театр юного зрителя – номинация «Драма. Спектакль большой формы».
Режиссер-постановщик спектакля «Пустота» Талгат Баталов – номинация «Драма. Работа режиссера».
Художник-постановщик Ольга Никитина – номинация «Драма. Работа художника».
Исполнитель главной роли в спектакле, артист Андрей Иванов – номинация «Драма. Мужская роль».
Художник по свету Дмитрий Зименко – номинация «Драма. Работа художника по свету».
ПРОФЕССИИ МОЛОДЕЮТ… КАК И БОЛЕЗНИ
– Талгат, скажите, какой этот спектакль по счету среди тех, что вы сделали в качестве режиссера? Давно ли вы вообще в театре?
– В театре я с 16 лет. Я еще в детской студии занимался… «Пустота», наверное, мой восьмой спектакль. На большой сцене – второй.
– Считается, что «Золотая маска» премия для более именитых и маститых режиссеров, как вы себя ощущаете в их окружении?
– Я не согласен. Эта премия охватывает всю страну. Сейчас молодых режиссеров больше, чем мастодонтов. Это не связано с возрастом, вообще, из театра сейчас уходит возрастной шовинизм. Нет таких понятий «молодой режиссер» и «старый режиссер». Это вопрос планки, нужно ориентироваться на великих. Есть такое мнение, если режиссер молодой – делаем скидку. Но наоборот, чем моложе, тем больше вопросов к режиссеру, а соответственно, и знать он должен больше. Я бы не сказал, что «Золотая маска» связана с пожилыми режиссерами. Вообще, профессии сейчас молодеют, как и болезни.
Татьяна ЦВЕТКОВА: – Сейчас еще мало молодых режиссеров, которые работают с большой формой. Даже если смотреть по «Маске».
Талгат БАТАЛОВ: – Это еще связано и с тем, что большинство молодых режиссеров едут в провинцию. Там им и приходится работать на малой сцене, потому что на большой ставит худрук. В Твери, к счастью, эта практика изжила себя. Здесь молодые режиссеры ставят на большой сцене.
Татьяна ЦВЕТКОВА: – У нас просто худрука нет.
Александр БАХАРЕВ, директор театра:
– Когда-нибудь мы его найдем. Мы не можем просто взять человека и посадить. Нам нужен человек, который придет и захочет работать с нашими актерами, который захочет жить театром. Мы надеемся его найти.
Фонд поддержки Театра юного зрителя «стАРТ»
Фото: Наталия Зиганшина
Фонд основан в 2008 году и занимается поддержкой постановок ТЮЗа, его актеров и гастролей, проведением мастер-классов, творческих вечеров и фестивалей. При участии фонда было реализовано множество проектов: «Пустота», «Мертвые души», «Завтра была война», «Кот в сапогах», «Фауст. Первый опыт», «Карлик Нос», «Чиполлино», «Тартюф» и другие.
Сегодняшний проект – новогодняя сказка «Красавица и чудовище».
В попечительский совет фонда входят:
– Наталья Серова, директор Дома меха «Новоторжская ярмарка»;
– Андрей Соколов, управляющий Тверским филиалом ПАО «ВТБ 24»;
– Александр Петраков, финансовый директор научно-производственного центра «Экспресс»;
– Сергей Кольцов, председатель Тверского отделения общероссийской общественной патриотической организации «Военно-спортивный союз имени М.Т.Калашникова»;
– Александр Бахарев, директор Государственно бюджетного учреждения культуры Тверской области «Театр юного зрителя».
Вы также можете помочь фонду, оказав материальную, натуральную, информационную или волонтерскую поддержку.
Реквизиты для перечисления:
НО Благотворительный фонд «Фонд поддержки театра юного зрителя «стАРТ»
170100, г. Тверь, ул. Советская, 30
ИНН 6950026093 БИК 042809790
КПП 695001001 р/с 40703810200000000760
корр. Счет 30101810100000000790
В АО БАНК «ТГБ»
Назначение платежа: добровольное пожертвование на уставную деятельность
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА НУЖДАЕТСЯ В ПОДДЕРЖКЕ
– Дмитрий, на сколько процентов свет влияет на успешность спектакля? Вообще вы применяли что-то новое в работе со светом на спектакле?
Дмитрий ЗИМЕНКО: – Никаких ноу-хау. Просто плотно поработали с режиссером и художником. Ничего отличного от других театров у нас нет. Просто грамотно используем свои возможности.
Татьяна ЦВЕТКОВА: – Он прибедняется. Дима заявлен на «Золотую маску» дважды, за свет в спектакле «Пустота» и за свет в спектакле «Чайка. Эскиз», Театр драмы им. Ф. Волкова, Ярославль. Мне кажется, что свет, который Дима сделал в нашей «Пустоте», – концептуальный. Он виден, заметен. Благодаря совместной работе именно режиссера, художника-постановщика, художника по свету, хореографа, спектакль получился очень стильным и полным.
– Александр, не боитесь, что после такого успеха ваших работников переманят?
Александр БАХАРЕВ: – Не боюсь. Мы так здорово территориально расположены, что ничто не мешает им совмещать работу и в театре, и в других проектах. Прекрасно, что в России есть множество молодых талантливых режиссеров, как Талгат, которые приезжают и проводят вот такую невероятную работу, делятся своим талантом.
Хочу поблагодарить каждого, кто работает в нашем театре, за этот успех: актеров, режиссеров, наши цеха, которые делают невероятные костюмы и декорации, имея минимум возможностей. В том числе хочу поблагодарить Наталью Серову, которая возглавляет попечительский совет фонда «стАРТ», который с 2008 года поддерживает ТЮЗ. Мало кто знает, но все наши работы за это время реализованы с помощью этого фонда. И будущее театра именно в этом, мы прекрасно понимаем, что театр не может просто заглядывать государству в карман.
Татьяна ЦВЕТКОВА: – Без участия Натальи Юрьевны «Пустота» не смогла бы реализоваться в таком формате, в котором она существует. Хочу добавить, что нам очень хочется, чтобы нас заметила наша власть. Если бы руководство области любило наш театр, хотя бы наполовину от того, как его любим мы – у нас все было бы лучше. А сейчас мы живем в таких условиях, когда все восхищаются декорациями к «Пустоте», а их делал наш единственный столяр Михалыч в коморке 3х3. Мы сейчас выходим на совершенно новый уровень, но упираемся в потолок. Хочется, чтобы театральному искусству уделялось больше времени.
Наталья СЕРОВА, директор «Новоторжской ярмарки» и председатель попечительского совета: – Все, что происходит на наших глазах, – это очень важный момент. Идет революция театра. Все, кто давно живет в Твери, могут вспомнить, что было в момент распада СССР – в театре была пустота, не было зрителей. Сейчас происходит удивительное. ТЮЗ становится театром не только для юного зрителя. Он превращается в экспериментальную площадку, где любой зритель может увидеть новый взгляд, что-то продвинутое. У ТЮЗа уже множество разноплановых современных работ, не только «Пустота». Это необыкновенное явление для культуры. Я очень рада, что имею причастность к этому. Рада, что сейчас возрождается меценатское движение, и фонд «стАРТ», образованный в 2008 году, участвовал в создании множества талантливых постановок. Нужно сейчас создать возможность, чтобы люди, которые любят театр, могли пожертвовать для его работы средства, материалы и т.д. Например, сейчас нужны деньги на проект «Красавица и чудовище». Надеюсь, что эти механизмы тоже будут развиваться.
– Когда зрители смогут снова увидеть «Пустоту»?
Александр БАХАРЕВ: – 29 ноября мы нашли возможность снова показать спектакль. Сразу предупреждаю, успейте купить билеты!
ТЮЗ – единственный театр в Твери, который приглашает для постановки спектаклей режиссеров, художников, хореографов, художников по свету, именитых на всю Россию! Несколько последних постановок уже претендовали на участие в национальной театральной премии «Золотая маска» («Фауст», «Мертвые души»). Выход на качественно новый уровень, успех этих и других спектаклей натолкнули коллектив театра на пересмотр репертуарной политики! 2017 год объявляется годом перезагрузки, теперь спектакли для взрослой аудитории займут более заметное место в репертуаре, а театр можно будет по праву называть театром УМНОГО зрителя!
Подготовила Екатерина СМИРНОВА