Электромобили в Твери
Первый в регионе владелец электрокара – о конце бензиновой эпохи
C 1 ноября 2016 года на каждой АЗС в России должны были появиться зарядные станции для электромобилей. Это постановление еще год назад подписал Дмитрий Медведев, но, как видим, пока оно далеко от реальности. Электрозаправок в России на сегодня 60, половина из них в Москве. И хотя компания Tesla Motors анонсировала установку в РФ в 2016 году еще 55 электрозаправок, в том числе в Твери и близ поселка Старая Торопа, пока никаких подвижек не видно. По официальным данным, в России всего 722 электромобиля. В Тверской области на 1 января 2016 года был зарегистрирован один из них. «Караван+Я» разыскал владельца «машины будущего».
ГОРОД, ГДЕ НЕ СЛЫШНО МАШИН
На просьбу встретиться и рассказать об автомобиле Дмитрий Емельянов согласился без проблем. Удалось даже немного прокатиться. Больше всего меня потрясла тишина в салоне. Музыку Дима специально не включал, чтобы я убедилась: на электричестве авто работает практически беззвучно; тишина была, даже когда автомобиль ускорялся. Кроме того, не было этого привычного чувства переключения передач – «коробка передач» в электрокаре отсутствует.
– Дмитрий, как вам пришла в голову идея купить электромобиль?
– У меня с детства была авантюрная жилка. А еще я часто представлял себе тихий город, где нет звуков автомобилей, особенно этих гремящих грузовиков, воздух чистый и свежий. Но куда сейчас без машин? Про автомобили, ездящие на электричестве, я, конечно, слышал. Но цены в то время не позволяли мне сделать себе такой подарок. Со временем стал лучше зарабатывать, сменил не одну машину, а потом как-то случайно наткнулся на продажу электрокара «Nissan Leaf», и мой разум помутнел. Но ненадолго – начались расчеты. Проблемой мне тогда казалось то, что на одном полном заряде этого автомобиля можно проехать всего 150 километров. Тогда я стал просчитывать, сколько в среднем проезжаю за день, оказалось, что не так много. По идее, одного заряда должно хватить дня на три. Тогда я узнал все о компании, которая занималась продажами из-за границы, ознакомился с отзывами о машине, пригляделся к цене, всего 600 тысяч, и решил: «Будет моя!» За покупкой я поехал во Владивосток.
– А почему именно туда?
– Ну, в Центральном регионе можно, конечно, купить электромобиль, но значительно дороже, да и выбора толком нет. Я купил с аукциона в Японии. Есть специализированные фирмы, которые этим занимаются, доступна статистика. Не будет хорошая фирма ради одного автомобиля чернить свою репутацию. Им можно спокойно деньги отправлять, конечно, предварительно все проверив. Но многих людей такие сложности останавливают. В автосалоне за углом они бы смелее покупали.
ЛОМАТЬСЯ НЕЧЕМУ
– Как в России обстоят дела с обслуживанием электрокара? Как ремонтируете?
– В отличие от бензиновой машины, электромобиль практически не требует обслуживания. Свечи и масло менять не нужно – их попросту нет, так же как и ремня ГРМ! Клапана также отсутствуют. Двигатель и редуктор имеют очень большой ресурс, поскольку там нечему стираться. Всего 2 подшипника, нет лишних частей. Если сравнивать с двигателем внутреннего сгорания, то там порядка трехсот движущихся взаимодействующих частей – поршни, коленвал, куча подшипников… В общем, для любителей почернить руки в гараже электромобиль покажется скучным.
Аккумуляторов в электромобиле два: маленький, как на простой бензиновой машине, и большой. Маленький аккумулятор обслуживает всю мелкую электронику – спидометр, «мозги», свет и т.д., а когда машине нужно ехать, включается большой аккумулятор. Он вообще серьезный парень – в нем 400 Вольт, и он занимает практически все днище машины. Цена, конечно, у него тоже серьезная – порядка 200 тысяч.
– Недешево…
– Да. Друзья мне часто говорят: «Ха! Крутая у тебя, конечно, тачка, но если аккумулятор сдохнет, далеко не уедешь». Но, как утверждает компания «Nissan», их аккумуляторы устанавливаются на весь срок службы электромобиля. К тому же я одновременно являюсь модератором всероссийской группы «Nissan Leaf» – ни у кого из наших парней не было необходимости менять аккумулятор. Да и сейчас полно диагностических приборов, способных показывать данные о батарее. Неоднократно проверял, все отлично работает.
ДЕШЕВОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО: 80 РУБЛЕЙ НА 150 КМ
– Так как вы заряжаете свою «Ласточку»?
– От обычной розетки в 220 Вольт. Мне в этом плане повезло – живу в частном доме. Владельцам квартир на последних этажах многоэтажек, конечно, пришлось бы сложнее. Но я и так бы, наверное, выкрутился – всегда можно с ЖЭКом договориться, провод от щитка протянуть.
А так я приезжаю домой, втыкаю пистолет и ухожу. Ночью машина сама вычисляет, во сколько начать заряжаться, и к 7:30, когда я обычно уезжаю на работу, автомобиль заряжен. То есть каждое утро у меня «полный бак». Чтобы полностью зарядить электромобиль от розетки, нужно 7 часов. Но на электрозаправках это делается за 20 минут. Жаль, что в Твери таких станций пока нет.
– В жизни многих автовладельцев случалась такая неприятность, когда заканчивался бензин. А вы оставались когда-нибудь без электричества? И что тогда делать?
– Нет, за полтора года такого ни разу не было. Вообще, я стараюсь не рисковать. Но в крайнем случае есть еще один способ зарядить аккумулятор. Если отпустить педаль газа в тот момент, когда машина катится, аккумулятор будет сам заряжаться, поскольку накопил энергию движения. Т.е. если найдется хороший товарищ, готовый протащить машину на буксире километров 10 км, то аккумулятор при этом зарядится на 20–30 километров. Но, конечно, это не самый безопасный и правильный способ зарядить электромобиль.
– А зимой есть проблемы?
– Не считая нечищеных дорог в Твери, проблем не так много. Зимой батарейка чувствует себя отлично. Но нужно учитывать, что печка здесь электрическая. Если в бензиновой машине вырабатывается тепло просто потому, что работает двигатель, и оно используется для обогрева салона, то в электромобиле все устроено иначе. Двигатель остается холодным, и обогревается салон за счет дополнительного расхода электричества. И хоть эта энергия не такая значительная, но это, конечно, нужно учитывать при планировании поездок.
– Электричество обходится дешевле бензина?
– Без сомнений. Огромный плюс этой машины – экономичность. Если раньше на бензин у меня уходило от 3 до 7 тысяч рублей в месяц, то сейчас зарядка аккумулятора обходится всего в 300-400 рублей за этот же период. Чтобы проехать 150 км, я трачу приблизительно 80 рублей.
Странно, но при такой экономии электромобиль пока остается непопулярным в нашей стране. В чем дело? Может, это нездоровый консерватизм, может, привычка людей, что машина должна ездить далеко (хотя большинство из нас редко выезжает за пределы своего города)? Как бы то ни было, электромобили, по всем прогнозам, скоро завоюют рынок – осталось ждать совсем недолго, максимум лет 10. Все преимущества этого транспорта налицо: экологичность, практичность, экономичность. Главное, чтобы электрозаправки в России все-таки оборудовали. И тогда люди гораздо смелее будут делать шаги навстречу автомобилям будущего.
Дарья САМАРИНА