К 99-й годовщине избрания нашего земляка Патриархом Московским и всея России
18 ноября состоится 99-я годовщина избрания в храме Христа Спасителя патриархом Московским и всея России нашего земляка – жителя Торопецкого уезда Василия Ивановича Беллавина, в монашестве Тихона. «Караван» публикует статью Владимира ОСИПОВА, руководителя Тверского научного центра комплексного изучения человека, председателя Тверского регионального отделения Петровской академии наук и искусств.
НАКАНУНЕ СТОЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ
Тихон был первым патриархом после восстановления патриаршества, которое произошло после 216-летнего перерыва на созыве Священного Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 годов. Близится столетний юбилей этой даты.
Основной задачей Собора было вернуться к каноническому управлению Церковью, которое официально упразднил Петр I в 1721 году. Вторая задача, вытекающая из первой, – выработка документов, регламентирующих систему управления в новых условиях.
Собор стал самым легитимным и массовым представительским собранием православной России: 576 депутатов, в том числе 277 священнослужителей и 299 мирян, представляли все сословия, организации и территории страны.
Это историческое событие произошло одновременно, в один год и один месяц с Октябрьским переворотом и взятием власти большевиками в Петрограде. Есть тайна предопределения и историческая загадка в одновременности этих двух великих событий. Как они воздействовали друг на друга? Какое место занимал Собор в общем реформационно-революционном процессе преобразования России?
На наш взгляд, Собор был составной частью революционного процесса в российском обществе, но его мирной частью. Поэтому он взял на себя третью – сакральную миссию: отмолить потрясенную Россию, укрепить «храмину государственного бытия», предотвратить гражданскую войну, воссоздать христианскую любовь в душах озлобленных сограждан. Первые две задачи были решены, третья – нет.
Собор действовал больше года: с 15 (28) августа 1917 по 7 (20) сентября 1918 года и оставил огромное количество детально продуманных решений и документов, которые ждут своих исследователей и современного воплощения в жизнь.
Для клира Русской Православной Церкви (Московский патриархат), для миллионов православных России, для всего Русского мира избрание патриарха – это праздник. Для псковичей и тверичей – праздник вдвойне.
Чем мы можем и должны отметить его? Еще одним обращением к богатому духовному наследию патриарха Тихона. Молитвой Тихону о заступничестве пред Престолом Господнем по спасению и процветанию тверской земли и России. Установкой в Торопце перед Спасо-Преображенской церковью бронзового, в полный рост памятника святому патриарху Тихону. А главное – исполнением заветов патриарха, следованием его образу идеального русского человека, а также соблюдением всех православных канонов в нашей повседневной грешной жизни.
Обо всем об этом как раз и шла речь на секции «Духовное наследие патриарха Тихона» XIII Торопецкой Свято-Тихоновской православной международной конференции, основная тема которой была определена так: «Малая и большая Родина: духовно-нравственные уроки XX-XXI столетий».
ПОДМЕНА ПАМЯТИ ДРУГИМИ ИНТЕРЕСАМИ
Эта традиционная ежегодная конференция, посвященная патриарху Тихону, состоялась в городе Торопце 7 октября. Дни конференции приурочены к одному из Дней памяти патриарха. Именно 9 октября 1989 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил патриарха Тихона к лику святых. И он стал первым в долгом списке святых Новомучеников Российских. На иконе российских новомучеников и иконе «Собор святых в тверской земле просиявших», которая стоит в тверском соборе «Белая Троица», патриарх Тихон занимает подобающее центральное место.
За день до этого 6 октября в селе Татево Оленинского района в средней школе им. педагога С.А. Рачинского в рамках конференции был проведен областной педагогический форум «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание во внеурочной деятельности и дополнительном образовании».
А на пленарное заседание конференции «Пастырь добрый» в Торопецком Доме культуры собрались торопчане, священники Ржевской и Торопецкой епархии, ученые, студенты, учителя и краеведы из Твери и других районов, гости из Болгарии.
Имеющими прямое отношение к патриарху Тихону оказались две секции. Секция «История развития, социально-просветительское и духовное служение Свято-Тихоновского женского монастыря г. Торопца», которой руководила его настоятельница, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств монахиня Иоанна (Калашникова). А также секция «Духовное наследие патриарха Тихона», которую довелось вести мне вместе с настоятелем торопецкой церкви Вознесения Господня протоиереем Георгием Фроловым.
На этой секции выступили: Ирина Воронцова, историк из Православного Свято-Тихоновского государственного университета (г. Москва); настоятель церкви святителя Тихона, патриарха Всероссийского, протоиерей Анатолий Фролов (г. Клин); тверской краевед Лариса Лизунова; художник и писатель Людмила Болотова; учительница школы №43 г. Твери Татьяна Бобринская и председатель общественной организации СНТ «Университет» Елена Шамбарова.
У нашей тверской делегации остались хорошие впечатления от участия в работе секции и от экскурсии по историческим достопримечательностям славного града Торопца.
Однако некоторые несуразицы это впечатление подпортили. Во-первых, сама тема патриарха Тихона у организаторов конференции стала заменяться прикладной педагогической тематикой. Так, вместо книги для детей и семейного чтения «Святой Тихон» была издана в ТвГУ и роздана брошюра о педагоге Сергее Рачинском. Во-вторых, полуторачасовая задержка окончания пленарного заседания лишила возможности всем заявленным докладчикам выступить на секциях и провести дискуссию. Не говорю уже о том, что не пахло профессионализмом и от решения останавливать по пути из Твери в Торопец и обратно два набитых людьми автобуса на «зеленые остановки» у одноместных «скворечников».
Бюрократические и групповые интересы стали вытеснять, на мой взгляд, главную идею – бескорыстного служения великому имени и деяниям патриарха Московского и всея России Тихона.
УКОР СТЯЖАТЕЛЬСТВУ – УМНОЕ ДЕЛАНИЕ!
В Твери никто не занимается глубоким изучением и пропагандой духовного наследия патриарха Тихона: ни ученые исторического факультета и кафедры теологии ТвГУ, ни просвещенное священничество Тверской митрополии, ни местные краеведы. Никто, кроме временного творческого коллектива Тверского научного центра комплексного изучения человека и Тверского отделения Петровской академии наук и искусств, который занимается этим в рамках общей долгосрочной программы «Патриарх Тихон – духовный вождь Русского мира».
Но результаты работы даже такого уникального ВТК не нашли пока должного внимания и поддержки, несмотря на все книги, конференции, научные статьи и публицистические выступления о патриархе, созданные за 15 лет.
Причины скрытого равнодушия региональной власти и митрополии к великому имени меня всегда озадачивали. Геннадий Климов, главный редактор федерального журнала «Умное производство» и известный регионовед, открыл в своих публикациях один из секретов духовного оцепенения элиты: утрата любознательности и уважения к людям. Они-то и привели к кризису гуманитарного знания.
В недавней критичной и умной статье «Духовные скрепы» («Караван+Я», №43) политический обозреватель газеты Мария Орлова указала еще на несколько причин деградации («окукливания») и властного, и церковного сообщества: стяжательство, бесчеловечность, формализм, которые привели к пропасти между народом и властью, к кризису и переосмыслению роли РЦП в жизни страны.
Но ведь все эти проблемы, в первую очередь взаимоотношения церкви и государства в новых условиях, были осмыслены и решены еще на Поместном Соборе в 1917–1918 годах. Нужно заново прочесть и учесть деяния Собора.
Идеальным примером истинно русского человека и доброго пастыря для всех нас служит жизнь и деятельность самого патриарха Тихона. Сдается мне, что высота духа, личное бескорыстие и мудрая простота этого патриарха колет глаза, служит незримым укором для многих нынешних олигархов и иерархов.
Владимир ОСИПОВ