«Они там очень наивные»

22.11.2016, 13:29

Тверской координатор «Голоса» Артем Важенков – о своей поездке на выборы в США

На выборах в США, результаты которых до сих пор будоражат мировое сообщество, побывала российская организация «Голос. За честные выборы». В числе делегатов были и представители Тверской области. «Караван+Я» поговорил с одним из них, региональным координатором движения «Голос» Артемом Важенковым, об американской демократии, конституции и… марихуане.

 

ВСЕ ОЧЕНЬ ГОРИЗОНТАЛЬНО

 

– Артем, ты две недели провел в США, в судьбоносный период американской истории. Можешь в двух словах выразить свои впечатления?

– Америку называют страной, максимально приближенной к демократическому устройству. Я пришел к выводу, что так оно и есть. Нашей задачей было изучение американского федерализма и политической системы – эти явления уникальны.

– Американская выборная система довольно сложная, во всяком случае, она сильно отличается от российской. Ты разобрался в ее нюансах?

– Да, на самом деле эта система просто старается учитываться интересы большинства сограждан. От каждого штата, даже самого малонаселенного, есть два выборщика. За каждые 750000 населения прибавляется еще по одному выборщику. Таким образом, большим штатам отдается преимущество в голосовании. Например, в Калифорнии 53 выборщика. Их, кстати, тоже выбирают, – в основном это партийные функционеры, сенаторы, активисты. Допустим, Калифорния проголосовала за Хиллари – тогда все 53 выборщика обязаны проголосовать так же. По сути, они представляют выбор штата. Дональд Трамп проиграл по абсолютному количеству голосов, но выиграл по числу голосов выборщиков. По сути, Америка не страна, а конфедерация. Здесь нет жесткой вертикали власти, к которой привыкли граждане России. Наоборот, все очень горизонтально, в каждом штате свои законы и правила. Чего говорить, если в каждом штате даже свои кандидаты в президенты!

– Расскажи подробнее.

– Каждая партия в США начинает кампанию с процедуры сбора подписей. Но лишь два кандидата – республиканец и демократ – имеют ресурс, чтобы собрать подписи во всех штатах. Но если какая-либо партия собрала подписи, например, в пяти штатах, ее кандидат участвует в выборах на этих территориях. Так, коммунистка Анджела Дэвис была кандидатом в президенты только в одном штате. Да, эти люди заведомо не могут победить, зато учитываются интересы всех партий. Бюллетени для голосования тоже в каждом штате разные. В одних есть свободная графа, чтобы можно было вписать «своего» кандидата, в других – только графа «против всех» и т.п. 8 ноября выбирали не только президента, но и членов конгресса. Кроме того, в бюллетенях каждого штата выносились на голосование другие вопросы, включая самый знаменитый – о легализации марихуаны. Выбор жителей будет закреплен в законодательстве штата. Это прямая демократия. Бюллетени в большинстве штатов выдаются на разных языках. В Калифорнии, например, на 25 языках, включая русский, украинский и несколько наречий китайского.

 

ЛЮДИ ИМЕЮТ ПРАВО НА FUCKIN’ TRUMP

Артем Важенков на выборах в Америке

– Сами вы за кого болели?

– Мне было все равно, кто победит. Единственное, почему я симпатизировал Хиллари, – она обещала рассекретить материалы по НЛО (улыбается). При том что в США, как известно, есть множество традиционно республиканских или, наоборот, демократических штатов. По сути, исход выборов решают колеблющиеся штаты, такие как Флорида. Именно за «неопределившийся» электорат борются кандидаты. Мы с делегацией побывали в двух штатах, Иллинойсе и Вашингтоне. Складывалось впечатления, что там все поддерживают Хиллари. Сам день выборов мы встретили в Вашингтоне. После голосования весь город разошелся по барам и следил за подсчетом голосов в прямом эфире ТВ. Мы тоже были в одном из кафе. Когда объявляли, что такой-то штат проголосовал за Хиллари, все восторженно кричали. Когда говорили про Трампа, его освистывали. Это больше напоминало футбольный матч.

– А протесты против победы Трампа ты застал?

– У Белого Дома во время протестов были мои коллеги. На самом деле это в России подобные митинги считаются экстраординарными. У нас бы согнали ОМОН и всех разогнали за полчаса. В Америке же это нормально: да, люди выразили свое недовольство, покричали Fuckin' Trump, что ж, имеют право. Там даже полиции почти не было. Апофеозом протестов стало то, что кто-то залез на дерево.

 

ПОЛЕ ДЛЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЙ

 

– Ты много наблюдаешь за выборами в России. Насколько, на твой взгляд, прозрачна американская выборная система?

– По моему мнению, эта система дает большое поле для фальсификаций, просто никто ими не пользуется. С этой точки зрения американцы очень наивные. Я бы сказал «честные», но у нас это понятие как-то себя девальвировало. Например, в двух штатах вообще нет участков для голосования, жители отправляют заполненные бюллетени по почте. У нас бы руководители бюджетных предприятий сразу подсуетились, провели работу и обеспечили нужные «галочки». Там это никому даже в голову не приходит.

Бюллетени не имеют практически никаких защитных знаков. Они хранятся не в избиркоме, а в администрации, то есть больше людей имеют к ним доступ. Кроме того, в США голосовать могут только зарегистрированные избиратели. Зато после регистрации тебе даже паспорт не нужен. Просто называешь фамилию, адрес, год рождения.

Мы спросили у представителя одной избирательной комиссии:

 – А если я попытаюсь проголосовать на двух избирательных участках, назову фамилию своего соседа?

– Тогда вас посадят.

– А если не поймают?

– Он сильно задумался: «…Тогда не посадят!»

Хотя подобные прецеденты, конечно, случаются – но фальсификаторов, как правило, ловят и сразу дают тюремный срок. В Америке с этим строго. Но на самом деле вопросов к защищенности голосов множество. Пусти в США Чурова – и там победит «Единая Россия». Но американцы, судя по всему, лазейками в законодательстве не пользуются.

– Какой миф об американских выборах ты мог бы развенчать?

– Пожалуй, миф о высокой явке в США. Во-первых, в большинстве штатов день выборов является рабочим. И очереди на участки, которые показывают на ТВ, – это, как правило, утренние и вечерние очереди. На самом деле далеко не все жители США зарегистрированы как избиратели – а процент явки считается именно от числа избирателей. В этом хитрость. В целом же США – страна с одной из самых низких явок на выборах. И еще. В России многие жалуются на грязные технологии. В США кампании Клинтон и Трампа, особенно последние дни, были построены исключительно на компромате и поливании друг друга грязью. Это продолжалось до самого последнего момента: в Америке нет «дня тишины», даже на избирательном участке продолжают агитировать.

– Вот сейчас победил Трамп, диванные патриоты радуются, либералы горюют. Что будет, как ты думаешь?

– Да ничего не будет. В США выстроена мощная система сдержек и противовесов. Благодаря этому соблюдаются демократические принципы и политический баланс. Республиканца Трампа будут «сдерживать» демократы из Конгресса и Сената, а в случае с Хиллари было бы наоборот. Конгресс избирается на два года, причем постепенно, по одной трети – чтобы была постоянная ротация. Решение принимается не абсолютным большинством, как у нас, а 60 голосами. Я разговаривал с помощником одного конгрессмена-республиканца. Он говорит, что с любым новым законопроектом республиканцы, прежде всего, идут договариваться к демократам, ищут поддержку среди них. Любой закон является результатом компромисса. В основе всего находится все-таки Конституция, так что самодурства и тоталитаризма Америка не допустит. Трампа бояться ничего.

Любовь КУКУШКИНА

54 0
Лента новостей
Прокрутить вверх