Маргарита Железнова – о развитии туризма в Торжке, Кашине, Калязине, Кимрах, Торопце
Сегодня в Тверской области только и говорят что о туризме: губернатор Игорь Руденя считает его важным фактором подъема экономики и собирается даже создавать профильное министерство. «Караван» решил спросить у экспертов, что нужно сделать для развития туризма в тверском крае и верны ли первые шаги правительства в этом направлении. Наш собеседник Маргарита Железнова, пожалуй, самый крупный в Тверской области специалист по туризму: с 1992 по 2001 год она была председателем регионального комитета по туризму, курортам и международным связям. С 2002 по 2009 год – советником председателя комитета по туризму правительства Москвы. Также она является почетным членом Российского союза туриндустрии (РСТ).
«МЫ ОТСТАЕМ ОТ СОСЕДНИХ ТЕРРИТОРИЙ»
Сейчас в Тверской области уже пятый губернатор, я работала при двух. Я была председателем комитета по туризму, членом правления «Тверьинтуриста», на меня выпала немалая доля проблем гостиничного и ресторанного бизнеса. Работая в Москве, я уже занималась развитием туризма в регионах «от Калининграда до Камчатки». Получается, я знаю ситуацию с туризмом и снаружи, и изнутри.
5 лет назад я вернулась из Москвы в Тверь и была очень огорчена. За эти годы многое из того, что мы наработали, было потеряно. Только инфраструктура стала лучше. Сейчас в Твери и области есть где перекусить и переночевать. А 15 лет назад я ходила по нашим кафе в парике и очках, чтобы меня не узнавали – почти везде было только мясо по-французски под разными названиями. Тверской кухни вообще не было, но с ней и сейчас проблемы.
Министерство туризма, которое нам анонсируют, – очень важный вопрос. Главная проблема – это нехватка кадров. Начиная с подготовки – в Твери нет профессиональных преподавателей по туризму. Есть по самодеятельному туризму, по водному, по экологическому, но в целом по туризму нет.
Тверская область может развивать сразу много видов туризма: у нас есть уникальная природа, и историко-культурное наследие, и удобное расположение между двумя столицами. Но Москва и Питер, увы, сильно оттягивают у нас кадры. Если новый губернатор обеспечит финансовой поддержкой развитие туризма, можно будет говорить о многих проектах. Но сначала надо готовить преподавателей. Я не хвастаюсь, но сертификат Всемирной туристской организации на преподавание пока есть в Тверской области только у меня. Чтобы его получить, необходимо длительное и системное обучение. Однако у нас ведется подготовка кадров на разном уровне, и улучшить ее поможет новый образовательный кластер.
Нужно внедрять европейскую систему статистики, чтобы точно знать, сколько у нас туристов. Считают в основном по гостиницам. Когда я работала в Тверской области, нам помогали в ГИБДД. Они предоставляли данные вплоть до того, сколько туристов в каждом автобусе. У нас была относительно точная статистика, не учитывались лишь индивидуальные туристы. Нужны туристские информационные центры, имеющие связь с центральным компьютером. Это предлагалось сделать еще 15 лет назад: поставить на въезде и выезде компьютеры, чтобы турист, въезжая в регион, сразу получал всю необходимую информацию. У нас с этим пока туго. Мы отстаем от соседних территорий, которые когда-то учились у нас развивать туризм.
Власть у нас постоянно меняется, поэтому никто даже не читал областные и федеральные программы по туризму, которые мы когда-то создавали. Хотя можно было бы взять их за основу будущего министерства. За 15 лет сменилось 6 руководителей регионального туризма, та же чехарда и на федеральном уровне.
В 1997 году мы вошли в «Золотое кольцо России» но сейчас, к сожалению, оно уже не то, что было при советской власти. В СССР туризм получал деньги и дотации, каждый сезон, когда открывались объекты, проверялись трассы, остановки, кафе, туалеты и т.д. Сейчас этого нет, все должны сами зарабатывать деньги.
В Тверской области более 300 турфирм, но из них только 28 туроператоров, которые имеют право разрабатывать маршруты, иметь контакты с турагентами. В наших интересах, чтобы фирмы занимались внутренним туризмом и платили налоги. Та же ситуация с гостиницами. Если честно, было бы интересно знать, сколько налогов платит Radisson Завидово, к которому мы уже во второй раз проводим дорогу по федеральной программе. В свое время на Селигере были базы, которые налоги отправляли в Москву, а нам оставались только грязные берега.
Я знаю, что какая-то группа сейчас работает над развитием туризма, но все специалисты, нанятые извне, московские или питерские – не напишут настоящую программу развития туризма в Тверской области. Для этого нужно знать инфраструктуру, позиции и положения, в целом знать, что происходит.
В свое время мы разработали 8 экономических туристских зон. У нас было все просто – в каждой зоне был духовный центр. Например, Осташков – это Нилова пустынь, Торопец – Спасо-Преображенская церковь и т.д. В то же время у зон был экономический центр. Сейчас эти зоны развиваются очень неоднородно. Многое зависит от местных властей. 15 лет назад в каждом муниципальном образовании, кроме Бежецка, был назначен чиновник по туризму. Совместно с муниципальными образованиями была разработана программа по каждому району и определены основные объекты…
При Шевелеве в туризме вообще, я считаю, был провал, в комитет по туризму входило два специалиста, а возглавляли его абсолютно некомпетентные люди. Я не представляю, кто будет работать в новом министерстве, да и весь турбизнес волнуется. Те профессионалы, которые у нас есть, давно имеют собственные фирмы, и руководить не пойдут. Если же придет чиновник, который ничего не понимает, это будет сплошная профанация. Очень правильно сейчас уволили Андрея Гагарина (бывший начальник управления общественных связей аппарата правительства Тверской области. – Прим. авт.), он все идеи отпихивал и ничего не хотел делать. Нужно делать ставку на молодых специалистов, но их нужно учить.
Важно еще следить за распределением финансов. Чтобы некоторые дилетантствующие дамы не рассказывали о том, о сем и об этом, абсолютно не понимая, что они говорят. Таких людей не должно быть. Чиновники должны постоянно учиться.
«СОЗДАНИЕ КЛАСТЕРА НА СЕЛИГЕРЕ – ЭТО ОШИБКА»
У нас и рекламы туризма уже давно нет. 15 лет назад я была на международной выставке в Мадриде. Именно на таких мероприятиях распределяются туристские потоки и заключаются договоры. А нас нет на международном рынке уже почти 16 лет. Сейчас Тверская область едет на выставки в Москву, но мало ездит в Петербург. Раньше мы ездили два раза в год и туда, и туда. В туризме ведь все планируется заранее.
Нужно проводить рекламу территории. А у нас сейчас какая реклама? Портал, который был сделан, почему-то пропал. Один путеводитель издали, но это скорее большой краеведческий справочник. А современный турист предпочитает маленькие форматы, чтобы удобно было положить в сумку или карман. Не нужно много информации, все должно быть наглядно. Для подробной информации можно поставить QR-коды, которые считываются с помощью телефона. На международных выставках должна быть представлена информация на иностранных языках в виде красочных листовок и буклетов. Плюс экраны, где можно будет демонстрировать фильмы о красотах Тверской области.
Делать туристический кластер на Селигере – это, я считаю, ошибка. Мы изучали Селигер: экологию, окрестности, воду. Пока не будет сделана дорога и очистные сооружения кожевенного завода, Селигер в плане туризма не перспективен. Везде ниже Осташкова вода оставляет желать много лучшего. В самом Осташкове – кошмар. Я недавно ездила на Селигерский форум с московской профессурой. Грязные здания, лужи около администрации, закрытый причал. Про разбитые дороги я вообще молчу. Летом там уже закрылись три крупные базы. Если все-таки будут создавать селигерский кластер, главное, чтобы не навредили. Селигерской зоне и так уже нанесен ущерб. У Селигера есть статус «курорт местного значения», но находятся горячие непрофессиональные головы, которые говорят, что его нужно изменить. Давайте вообще вырубим все вокруг Селигера, но что мы получим?
Я считаю, на Селигере нужно сделать, как в Литве. Там к туристу сразу подъезжает подросток на велосипеде или местная бабушка и объясняет, где можно останавливаться, купаться, брать дрова, собирать ягоды, а где нельзя. Везде должна быть цивилизация.
В Тверской области можно насчитать 35 видов туризма. Для начала взять хотя бы пять: историко-культурное наследие, экологический туризм, детский туризм, молодежный туризм и еще на выбор, водный или вертолетный, например. В свое время и я, и Геннадий Климов предлагали еще развивать медицинский туризм. У нас много хороших врачей, к которым ездят лечиться и делать операции из Москвы.
Ставка на круизный туризм, на мой взгляд, ошибочная. Сейчас новые теплоходы не строятся. 15 лет назад ходило по разным рекам около 100 теплоходов. Сейчас только по Волге их количество сократилось больше, чем в 2 раза. Потому что строительство теплоходов турфирмы потянуть не смогут, только государство, но и ему не до этого.
С другой стороны, что нам дает круизный туризм? Вот если бы в Твери был отреставрирован Речной вокзал, там можно было развернуть, как я в свое время предлагала, галерею тверского современного искусства и на площади перед вокзалом ярмарку продуктов, которыми славится наша область, начиная с козьего молока, заканчивая сырами или яблоками. У нас ведь есть чем гордиться. Но нужно привести в порядок площадь под эти проекты.
Тверь – это отдельный кластер, который должен развиваться по своей программе. Но у нас сейчас появится новый сити-менеджер, потом выборы в гордуму, всем не до этого. Например, сейчас остро нужны стоянки для автобусов. Императорский дворец откроют, но как к нему подъехать туристическому автобусу? Стратегически нужно восстанавливать Центральный стадион, убирать «Химик», а на его месте открывать площадку, связанную с тверским кремлем, возрождать Владимирскую церковь, делать стоянку. Потом для дворцового сада сделали слишком большую площадку, а горсад, наоборот, сократили, там много мест, где поесть, но мало, где отдохнуть. Около памятника Пушкину тоже осталось очень мало места, люди еле протискиваются. Также нужно восстанавливать фасады зданий по туристическим маршрутам.
Вообще я считаю, областная власть должна потребовать от всех городов создать свои туристические программы. А в некоторых – кластеры.
Первый кластер нужно создавать в Торжке, Там новые дороги есть, мост построили, православные храмы, великолепные музеи, санатории, гостиницы… Можно привести в порядок усадьбы, которые находятся под Торжком. Есть бренд – «Пожарские котлеты», хоть он и спорный, так как на него претендует и Великий Новгород.
Там есть другой мировой бренд – архитектор Львов и его усадъбы. Ведь даже в Израиле построены сооружения по его проектам.
Наши точки притяжения, помимо Твери, Торжка и Осташкова: Торопец, но там пока некому принимать группы, Кашин, Конаково и Калязин, Кимры. Кимры, на мой взгляд, могут стать вторым туристическим кластером. Там есть образцы русского деревянного и каменного модерна. Этот мировой бренд нужно раскручивать. Потом сейчас есть большой интерес ко всему советскому. Если сделать экскурсию «По Ленинским местам», то китайцы к нам точно поедут в область, а не только в Тверь… Но нужны переводчики с китайского. Есть еще ностальгирующий туризм – те же немцы приезжают, чтобы поклониться праху своих солдат. Нужно это развивать. Но бессмысленно раскручивать старые бренды типа Кощея Бессмертного, Бабы Яги и т.д. В свое время был проект «Дед Мороз», но один из губернаторов подарил его Вологде.
Важен также вопрос цен. На мой взгляд, в Тверской области они завышены. Сейчас люди выбирают поездки, сравнивая цены в Интернете. А значит, должны быть скидки для детей, пенсионеров и т.д. Регулирование ценообразования – это задача нового министерства. И цена при этом должна соответствовать качеству. Например, недавно мы в Питере останавливались в очень хорошем мини-отеле, в Твери даже хостелы стоят дороже.
Также нужны налоговые льготы, в свое время за счет этого сохранились наши санатории. Сейчас введена кадастровая оценка имущества, земли – если для санаториев и баз отдыха не сделать льготы на это, они закроются и разорятся.
«КАК НАЙТИ СВОЮ ЗВЕРЮШКУ»
Турфирмам, на мой взгляд, надо работать по всем направлениям. Сейчас мало кто обращается в санэпидстанцию. А ведь турист перед поездкой должен знать, с какими рисками может столкнуться. Например, если ты едешь в Юго-Восточную Азию, ни в коем случае нельзя купаться в пресных озерах, пить воду из-под крана, из рек и т.д. Все любят пляжи, но мало кто знает, что нельзя ходить без тапочек даже по самому чистому песку. Никому не объясняют про морских змей, про морских скатов… Нужно объяснять взрослым людям, когда они едут на неделю на море, они полностью сбивают себе иммунитет, а молодым, что путевка должна длиться минимум 10 дней.
Сейчас губернатор заявил, что все школьники должны посетить Императорский дворец. Но возникает проблема детского туризма. С 1 января по новому закону детей нельзя будет перевозить в автобусах, которым больше 10 лет. А у нас почти все автобусы такие. Мы сейчас создали Ассоциацию экскурсоводов, гидов-переводчиков, которая будет выполнять правозащитную и просветительскую функцию. Дело в том, что со второй половины 2018 года нелицензированные гиды не смогут водить экскурсии. Сейчас краевед Павел Иванов водит пешеходов по Твери, а в 2018 году ему нужно будет получать на это лицензию.
Мышкин, которому мы помогали, в свое время раскрутился благодаря мэру, который горел идеей развития туризма. Я помню, как в 1996 году люди под проливным дождем танцевали в самодельных костюмах, потому что за это был объявлен приз. Они умело продвигают свою мышку, а Ярославль медведя. Зверюшек еще много, Тверской области есть из чего выбрать.
Как итог, хочу сказать, что человек, который будет заниматься туризмом, должен проработать минимум 5-6 лет. Если все делать правильно, то результаты придут где-то через 4 года. Тогда и можно будет передать их следующему специалисту, но нельзя бросать начатое на полпути.
Подготовила Екатерина СМИРНОВА