В Твери представили фильм о землетрясении в Армении
«Господи, почему ты так больно объясняешь?» – упав на колени, прорыдал старик Ерем. Пожалуй, это одна из самых сильных сцен драмы «Землетрясение». В кинотеатре «Синема Стар» состоялся предпремьерный показ фильма-катастрофы, основанного на реальных событиях.
7 декабря 1988 года в Армении произошло мощнейшее в истории землетрясение. Были разрушены города Спитак, Ленинакан, Кировакан, Степанаван и еще более 300 населенных пунктов. 25 тысяч человек погибли (по неофициальным данным – 150 тысяч), 19 тысяч стали инвалидами, больше полумиллиона остались без крыши над головой.
«Землетрясение» – общий проект России и Армении с целью напомнить о трагедии, связавшей судьбы абсолютно разных людей. «Помня трагедию, мы проявляем уважение к людям, которые через это прошли, людям, жизнь которых тогда оборвалась. Это дань памяти», – поделился режиссер картины Сарик Андерсян.
Съемки фильма длились 42 дня, каждый из которых завершался минутой молчания. Создатели фильма рассказали, как по крупицам собирали необходимую информацию: общались с выжившими жителями, а также с работавшими тогда в городе спасателями и медиками, просмотрели сотни фотографий, книг и видеохроник.
«Караван+Я» также побывал на предпоказе.
ДОСТОВЕРНОСТЬ АТМОСФЕРЫ
Период «мирного времени» в фильме снят в городе Гюмри (бывший Ленинакан), а «разрушительные» события – в России. «Жигули» и «Волги», большие ковры на полу и стене, открытый рынок, где за прилавками торгуют свежим мясом – все это детально воссоздает атмосферу бывшего СССР. Жители дружелюбны, справляются о здоровье друг друга, смеются – все это так близко легкому и добродушному нраву Армении.
ОТСТАЛОСТЬ РОССИЙСКОЙ ГРАФИКИ
Начало землетрясения: Ерем, отец «непутевой» дочери Гаяне, с ужасом смотрит, как под ногами расходится асфальт, а дальше – его собственный дом за пару минут превращается в руины. Несколько разочаровывает графика, которая у российского кино до сих пор хромает. С другой стороны, нет того «американского экшн-парада», про который говорил режиссер.
ПОДЛИННОСТЬ ЭМОЦИЙ
«Я думала, так страшно может быть только на войне», – фраза девушки, три дня пролежавшей под завалами. Ничего не подозревающие люди за какие-то минуты полностью искорежены, разбиты – и с этим надо как-то жить…
В каждой семье – своя трагедия. Мать маленького Ванечки (Мария Миронова) борется за жизнь, чтобы спасти сына, но в итоге без своевременной помощи врачей погибает. Муж Гаяне спасает мальчика ценой своей жизни, оставив беременную жену. Парень помогает незнакомой девушке выбраться из-под завала. Хотя любовная история, которая здесь зарождается, выглядит слегка легковесной по сравнению с масштабами трагедии, но почему бы и нет? На войне ведь тоже рождалась любовь…
НЕ ЗАБЫВАЕМ О МАРОДЕРАХ
Наживающиеся на людском горе были всегда – во времена природных стихий, военных действий и даже – «рядового» пожара.
Что движет такими людьми? Откуда эта алчность на костях? Наверное, от одиночества. Этим людям не о ком переживать и молиться, им некого любить.
ХЭППИ-ЭНД
Напоследок авторы решили смягчить общее впечатление и добавили сладкую пилюлю – счастливый конец для одной из семей. Однако такой момент, когда на четвертый день из завалов Ерем сам выкапывает живую и «бодрую» старуху-жену, – делает картину менее реалистичной…
ПРАВИЛЬНЫЙ ПОСЫЛ
Достойная картина в эмоциональном и познавательном плане. Несмотря на некоторые «сладкие» моменты для фильма-катастрофы, такое кино нужно снимать. Именно они позволяют кому-то вспомнить, а кому-то и узнать о масштабных исторических событиях. А главное – помнить простые истины: в любой ситуации нужно оставаться человеком.
Посмотреть картину в прокате можно уже с 1 декабря.
Анастасия РОМАНОВА