Ответ президенту из тверской глубинки
Послание президента Федеральному собранию – одна из основных идеологических вех года. Вслушиваясь в его слова, элиты «ловят знаки». Что у нас нынче в моде: война или мир, свобода или несвобода, станут высокие технологии развивать или детский спорт? Попытаемся, оттолкнувшись от президентского послания, понять, что будет с родиной и конкретно с нами, с Тверской областью.
«СПЯТ УСТАЛЫЕ ИГРУШКИ»
В этом году послание президента было нарочито успокаивающим. Развитие высоких технологий, возрождение (в который раз?) сельского хозяйства, городское благоустройство, волонтеры, которых должны поддерживать губернаторы, и т.д. и т.п. Соцсети обошли фотографии дремлющих рядом премьера Дмитрия Медведева и спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко (впрочем, у Медведева спать на президентских посланиях стало уже традицией). Эксперты сошлись во мнении, что после предыдущих воинственных трех лет надо снизить в стране градус политических эмоций. Но снизится ли он, учитывая наступающий 17-й год?
В выступлении президента практически не были затронуты проблемы внутренней политики. Такое впечатление, что у нас все в порядке и с региональным, и с муниципальным управлением (ну, за исключением благоустройства).
Губернатор Тверской области Игорь Руденя сразу после того, как заслушал послание, ушел на больничный. Говорят, загрипповал.
Кстати, насчет благоустройства наш Руденя просек еще за пару дней до президентского послания: на прошедшем 29 ноября заседании правительства региона он предложил тратить деньги на ремонт фасадов, а не на концерты звезд. (Обсуждалось дополнительное финансирование ремонта учреждений культуры в Ржеве, который отметил свое 800-летие. На ремонт фасадов и помещений израсходуют почти 34,6 млн рублей, а еще 8,7 млн рублей должно было пойти на проведение культурных акций с участием известных артистов.) Фасады у нас как после Великой Отечественной, что верно, то верно. Но не благоустройством единым живы города. Они живы жителями, неравнодушными гражданами.
ВОЗМОЖНОСТЬ ЕВРОПЕЙСКОГО ПУТИ
5 декабря Тверь очередной раз отметила день своего небесного покровителя, святого благоверного князя Михаила Тверского. Напомним, во времена, когда Тверское княжество экономически и политически было сильнее Москвы и тверской князь владел ярлыком на великое княжение, московским князьям удалось победить Тверь исключительно с помощью лжи и предательства. По наговору московских правителей в Орде были казнены сам Михаил Тверской, его сыновья Дмитрий Грозные Очи и Александр, внук Федор. Истребление тверского княжеского дома продолжалось на протяжении всего XIV столетия.
Тверь и Москва олицетворяли два разных пути развития России: европейский и азиатский, ордынский. Сложно представить, что было бы, если тогда, в XIV веке, тверские князья сумели бы одержать верх. Возможно, мы сейчас жили бы в государстве, по-европейски компактном, цивилизованном, густонаселенном, не испытывающем силу так называемого «ресурсного проклятия». Но история не терпит сослагательного наклонения, мы живем в той стране, что получилась как результат всей последующей истории.
А история – это такая штука, что, в свою очередь, не терпит однозначных трактовок. Мы не знаем истинной подоплеки даже тех событий, что происходят сейчас, на наших глазах и с нашим участием. Только сравнив множество данных, можно прийти к более или менее объективной картине. Но российское прошлое таких данных не предоставляет: например, московские летописцы тщательно вымарывали из отечественной истории роль Твери. Слишком мало источников, чтобы восстановить полную картину событий.
А в том, что происходит сегодня, историкам будущего вообще без бутылки будет не разобраться. Источников слишком много, но действительно знающие люди по-прежнему предпочитают молчать. Разговорчивым в России быть опасно.
ЗЕМЦЫ И ИХ ПОТОМКИ
После эпохи Михаила Тверского и его доблестных потомков, в следующий раз тверская земля стала центром «русской Европы» во время земской реформы, в эпоху создания местного самоуправления второй половины XIX века. Именно в Тверской губернии жили и работали такие теоретики и практики местного самоуправления, как Алексей Унковский, Николай Верещагин (основоположник российского сыроварения).
В минувшие выходные я посетила краеведческий музей в Торжке и специально перефотографировала портрет человека, возглавлявшего Торжок ровно сто лет назад. Новоторжский городской голова Николай Иванович Дегтяревский, хозяин аптеки на Сенной площади. Осуществлял свои обязанности на общественных началах, пользовался уважением сограждан. В бытность его городским головой Торжок, между прочим, впервые получил уличное электрическое освещение – этим и спустя сто лет не каждый уездный город Тверской губернии может похвастаться.
Смотришь на эти старые фотографии и думаешь – какой страной могла бы быть Россия, если бы ей дали возможность спокойно развиваться, если бы всех этих интеллигентных и красивых людей не поубивали на трех последующих войнах, не сгноили бы в ГУЛАГе…
Раскрепощение местных инициатив в конце XIX века привело к тому, что в Тверской губернии за десять лет было открыто более ста земских школ. Скажем сразу, почти все они, просуществовав до начала XXI века, были закрыты, так сказать, «оптимизированы». Массово строившиеся и открывавшиеся земствами больницы тоже закрывались уже в наши дни, в «тучные нулевые», когда российский бюджет пух от роста цен на нефть (это к вопросу о «ресурсном проклятии»).
ЛИКВИДАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Местное самоуправление, ожившее было в 90-е, к настоящему времени потихоньку свелось к одной видимости. Покойный первый губернатор Тверской области Владимир Платов еще мог вести диалоги о перспективах возрождения земства с великим Александром Исаевичем Солженицыным. А мэр города Твери Александр Белоусов мог вести с Платовым «войну» за то, чтобы областной центр, главный донор регионального бюджета, имел особые права. Конфликт между губернаторами регионов и мэрами областных центров был нервом региональной политики конца 90-х – начала 2000-х. Этот конфликт не давал засохнуть общественной жизни.
Потом выборных мэров заменили на так называемую «двухглавую» систему – когда управление муниципалитетами осуществляли глава местного собрания депутатов (вроде как политическое руководство, а на самом деле вручение цветов и разрезание ленточек) и приглашенный по контракту глава администрации. Главы спорили с главами администрации, в этих спорах иногда рождалась истина. Но выработка общей позиции в процессе дискуссии – это сложно. Сейчас от «двухглавой системы» Тверская область переходит к «одноглавой»: глав муниципалитета будут назначать с помощью специальной комиссии.
В данный момент в Твери идет «конкурс» на должность сити-менеджера. 2 декабря состоялся полуфинал: на финишную прямую вышли исполняющий обязанности главы администрации Твери Алексей Огоньков и глава Аввакумовского сельского поселения молодой бизнесмен Дмитрий Мирошниченко. Угадайте с трех раз, кто победит?
Насколько нам известно, в областной администрации серьезно обсуждается вариант сделать Алексея Огонькова заместителем губернатора Тверской области «по областному центру» (не ручаемся за точность формулировки).
Говорят, в областном правительстве есть идея вообще избавиться от местного самоуправления. И впрямь, зачем оно нужно, если выборы – лишь профанация, если народ уже давно не чувствует своей причастности к формированию местной власти, не интересуется ее работой? Лишь когда его, этот самый народ, по уши завалит снегом или вдруг отключится свет, вода и отопление, люди начинают вспоминать, что есть какие-то выборы, на которые надо ходить. И то помнят об этом недолго – пока не растает снег и не включат отопление.
«ОДИН ЗА ВСЕХ»
Увы, искусство политики заключается в делегировании полномочий. Если губернатор будет назначать всех глав, то и отвечать за то, что происходит в каждом уголке губернии, придется тоже лично ему. Нет электричества в Торопецком районе? Пожалуйте-с, губернатор Игорь Михайлович Руденя, расскажите нам, куда вы его дели? Примерно вот так.
Президент России Владимир Путин, устранив промежуточные центры принятия решений, уже замкнул все процессы в стране на себя. Без президентского пинка не решается ни один вопрос. А давать пинка по каждому пустяку в течение стольких лет просто надоедает. Поэтому все идет к тому, что в стране просто ничего не решается. Все ждут.
Судя по доносящимся из-под ковра, где дерутся бульдоги, звукам, в России сейчас идет глобальная подготовка к каким-то изменениям. «Ближний круг», до этого просто управлявший госкорпорациями, бросился приватизировать все и вся, страну делят на части.
Периодически вбрасываются слухи о том, что, дескать, в будущем году Путин на некоторое время уйдет в тень. Не знаем, насколько правдивы эти слухи. Когда президент зачитывал послание к Федеральному Собранию, нам тоже показалось, что ему как-то неинтересно стоять на этой трибуне и обращаться к этим уже надоевшим за долгие годы лицам. Но это лишь ощущения от телеизображения, не более.
Факт тот, что грядущей политизации не избежать. Не может оставаться неизменной ситуация, когда на каждого работающего приходится человек 20 чиновников, силовиков и так далее. На днях прочитала, что в разных регионах России на одного безработного – от двух до шестнадцати сотрудников службы занятости! Ну не маразм ли это? Эволюционно тут уже ничего не сделаешь. Практика показывает, что все попытки сократить количество чиновников на 10% оборачивались ростом их численности на 20%. Будем ждать, пока граждане пойдут выкидывать из окон сотрудников какого-нибудь Пенсионного фонда?
Или все же стоит разрешить людям выбирать хотя бы самую близкую к ним власть, сделать местное самоуправление не профанацией, а реальностью? И, может быть, тогда общество выдвинет из своих рядов порядочных и неравнодушных людей.
Наверное, они еще остались, люди эти.
Мария ОРЛОВА