В Торжке приватизировали «партию власти»
Власть всегда стремится оставаться действующей. Любая. Для достижения этой цели власть в принципе готова на все и использует порой методы не самые благородные. Отчетливо проявляется это в маленьких муниципалитетах, где понятие «законность» до сих пор воспринимается отдельными руководителями как нечто условное…
О тревожной ситуации в городе Торжке Тверской губернии этим летом писали практически все местные СМИ. Здесь не произошел раскол, как считают многие, на «бывших» и «нынешних». Просто у главы города, «уничтожившего» за годы правления всех, кто хоть как-то помогал ему в выборах, дошли руки и до руководителя ОАО «Пожтехника» Анатолия Николаевича Строканя, экс-депутата Законодательного собрания, почетного гражданина Торжка. Именно Строкань в 2011 году придумал и организовал выборы Анатолия Рубайло. Долгие годы и даже десятилетия Строкань совместно с другими руководителями города определял торжокскую политику, финансировал согласованные областью избирательные кампании глав, помогал городу динамично развиваться по самым разным направлениям. Анатолий Николаевич был в числе основателей местного отделения партии «Единая Россия», оборудовал в центре города офис партии, который больше десяти лет содержит «Пожтехника».
УЕЗДНЫЙ «ЦАРЬ»
По мнению многих наблюдателей, Рубайло в определенный период возомнил себя «царем и богом» в городке и перестал считаться с мнением действительно заслуженных людей, авторитетных новоторов, в том числе местных активистов «Единой России» – таких как Олег Черноусов, Людмила Мухина, Надежда Волковская и многие другие.
Желание Рубайло отстранить от общественной жизни таких людей, как Строкань, носило затяжной вялотекущий характер и до определенного периода не причиняло ущерба торжокской политике и городу в целом. Обострение произошло минувшим летом, когда глава Торжка задействовал все доступные ему рычаги, чтобы не допустить избрания в областной парламент Строканя, которого по указанию областных руководителей сам же и пригласил пойти на выборы.
В период партийных праймериз административный ресурс городка Рубайло бросил на поддержку кандидата Максима Пилюшкина, сына довольно скандального, на взгляд новоторов, коммерсанта. Не беремся утверждать, что место в ЗС было папой тупо куплено для сына, но неожиданная ярая поддержка никому не известного в Твери вчерашнего студента и, кстати, только что вышедшего из партии «Справедливая Россия» Максима Пилюшкина рядом влиятельных областных руководителей, согласитесь, наводит на подозрения. В числе таких руководителей оказался и начальник Управления по работе с территориальными образованиями правительства области Андрей Зайцев…
Глава Торжка преуспел к тому времени и в том, чтобы сформировать у некоторых руководителей региона негативное отношение к «Пожтехнике» и лично к Строканю. Распространялись слухи о скором закрытии предприятия, о том, что на «Пожтехнике» не выполняются социальные обязательства и так далее.
ЗАЧЕМ ГЛАВЕ ДИСКРЕДИТИРОВАТЬ ЗАВОД?
Безусловно, общая экономическая ситуация в стране не могла не коснуться «Пожтехники», но реально дела обстояли не так мрачно, как преподносилось главой на встречах с ветеранами, военными и учителями (в порыве борьбы за единоличное лидерство – Рубайло не брезговал и этим). «Пожтехника» и сегодня является признанным лидером по производству высотной пожарной техники в России и странах СНГ, выполняет серьезные государственные заказы. Этим летом, как раз в период активной фазы выборов, завод посетил лично министр МЧС России Владимир Пучков. Постоянное внимание проблемам завода уделяет и новый губернатор Игорь Руденя.
Но, несмотря на это, Рубайло продолжал дискредитировать родной для Торжка завод. Причем делать он это начал еще при прежнем губернаторе Шевелеве.
«Зачем все это понадобилось главе города? Почему он ведет себя так?» – спросите вы. Все просто. Только Анатолий Строкань и поддерживающие его авторитетные новоторы могли хоть как-то повлиять на ситуацию в Торжке, могли оказаться серьезным барьером для переизбрания любого главы. Ослабляя позиции Строканя, Рубайло усиливал собственные…
Выборы в Законодательное собрание в Тверской области осенью этого года происходили на фоне избирательной кампании в Государственную Думу РФ и выборов губернатора. Поэтому «поправлять» зарвавшегося главу Торжка никто в тот период не стал. Всем было не до мелкого «личностного конфликта». Главное, чтобы Рубайло и другие главы отработали как надо на БОЛЬШИХ выборах. И Анатолий Анатольевич отработал. Да так, что впоследствии никто не стал разбираться в допущенных нарушениях и в том, зачем же все-таки глава Торжка задвинул в ЗС «незнамо кого».
Осенью этого года борьба Рубайло со Строканем перешла в фазу «спора хозяйствующих субъектов». Не без участия главы на «Пожтехнику» обрушилась лавина проверок, умело, на грани мошенничества, используется муниципальное предприятие «Водоканал» как инструмент выемки из предприятий десятков миллионов рублей. По прямому указанию Рубайло в разы возросла арендная плата земельных участков и объектов «Пожтехники», тормозится решение практически всех хозяйственных вопросов по объектам, которых у «Пожтехники» в городе около трехсот. Таким образом, действиями главы предприятию постоянно причиняется реальный материальный ущерб…
ПЕРЕИЗБРАТЬСЯ БЕЗ ВЫБОРОВ
Согласно новому порядку выборы глав муниципалитетов в Тверском регионе проводят специально созданные комиссии. Наполовину они состоят из местных депутатов, наполовину – из чиновников правительства области. В отдельных районах губернии «продвинутые» главы вовремя подсуетились и создали такие комиссии еще летом, переизбравшись, таким образом, в период, когда всем было не до них…
Полномочия главы Торжка истекают в декабре этого года. Но выборы по указанной схеме почему-то представляются Анатолию Рубайло пустой формальностью. Он настолько уверен в своем переизбрании, что на эту тему не заморачивается. Занят больше приятными домашними хлопотами (такими, например, как новоселье и обустройство купленного на днях нового дома. Купил он его, как рассказывают в Торжке, у человека, «через» которого почти 30 лет идет финансирование восстановления памятников архитектуры Торжка).
Делами служебными, в том числе и предвыборными, занимаются «специально обученные люди». Они на днях сформировали комиссию, которая должна выбирать главу, оформили ее, как всегда, задним числом, но почему-то не на заседании думы. В ее составе новоиспеченный депутат ЗС от Торжка Максим Пилюшкин, а возглавляет комиссию Андрей Зайцев (министр по делам территорий областного правительства).
На городской думе вопрос о выборах главы и утверждении состава комиссии вообще не обсуждался. Он был решен путем так называемого «опроса» – когда водитель думы просто объезжает лояльных главе депутатов с бумажкой и просит подписать. Так делается при решении самых незначительных вопросов. Либо в экстренных случаях. Выборы главы города – ни то, ни другое. Это не второстепенный вопрос, и именно поэтому многие депутаты отказались (тем более задним числом!) подписывать завезенную водителем «бумажку»…
О многом говорит и дата проведения выборов – 28 декабря. Во-первых, зарегистрироваться к этому времени в качестве потенциального кандидата никому, кроме тех, кто «в теме», уже, наверное, не удастся. Во-вторых, собрать 28 декабря ВСЕХ депутатов думы при нашем менталитете, согласитесь, утопия. На то и расчет! Ведь для легитимности избрания главы достаточно 15 депутатских голосов «за». И… на банкет! В общем, в этом жизненно важном для Рубайло вопросе все давно продумано и просчитано.
ПАРТИЙЦЕВ ИСКЛЮЧАЛИ «ЗА ГЛАЗА»
Укрепить свои позиции глава Торжка решил и на партийном уровне. В торжокском политсовете «Единой России» провели «ротацию». Глава лично вычеркнул из списка неугодных ему членов – тех, кто долгое время работал с Анатолием Николаевичем Строканем либо поддерживал его по ключевым вопросам развития территории. В число неугодных попали депутат Олег Черноусов, дочь экс-главы Торжка Елена Игнатова, депутат городской думы, генеральный директор ОАО «Пожтехника» Андрей Фортуна, главный редактор газеты «Новоторжский вестник» Людмила Спиридонова. Заслуженные, уважаемые люди… В том же списке советник главы Нина Пушкина, которая в прежние годы работала на «Пожтехнике», а потом сама руководила городом. На главу не подействовало даже то, что у некоторых «исключенных» в партбилете стоит личная подпись Сергея Шойгу. Редактора газеты «Торжокская неделя» Людмилу Мухину тоже хотели убрать из политсовета, но потом «амнистировали». Обещали даже разрешить ей строительство здания типографии, остановленное почти пять лет назад по решению той же администрации.
Заметим, что все «сокращенные» лишились своего статуса тайно – отдельного заседания политсовета и даже обсуждения на эту тему не было. Рубайло просто составил новый список и никому ничего в Торжке не сказал. 9 декабря была созвана городская конференция «Единой России» в составе 32 человек, на которой изгнанные из политсовета узнали о своей «ротации». Объясняя ситуацию членам партии с трибуны конференции, глава Торжка Анатолий Рубайло прибегнул к своей давней хитрости. Сказал, что «список утвержден на самом высоком уровне». ЛИЧНО ГУБЕРНАТОРОМ. Спорить никто не стал…
На той же конференции глава города намеревался утвердить в качестве руководителя политсовета ЕР …себя любимого. И даже всем говорил, что об этом, мол, тоже просит его губернатор Руденя. Не вышло. В Твери идею не поддержали. Подобное совместительство, как выяснилось, не приветствуется ни партией, ни губернатором. Даже в самом «продвинутом и демократичном» с партийной точки зрения Оленинском районе глава и руководитель «Единой России» разные люди (хоть и состоят в законном браке). В общем, не получилось у Рубайло полностью прибрать к рукам партию и город в отдельно взятом населенном пункте. Даже именем губернатора…
Власть всегда стремится оставаться действующей. В Торжке у нее это, похоже, получилось. Цена – предательство прежних друзей, отстранение от городской политики тех, кто реально развивал город, очковтирательство и наглая ложь от имени первых лиц области. Еще одна цена переизбрания Рубайло – большой замок на красивом офисе «Единой России» в самом центре Торжка в канун выборов президента России.
Евгений ПЕТРОВ