В драмтеатре показали комедию при выключенном свете
10 декабря в тверском драмтеатре состоялась премьера – спектакль «Черная комедия» по пьесе Питера Шеффера. Режиссером выступил Борис Михня. Зал был набит до отказа, и в большинстве своем зрители не разочаровались. Премьера получилась концептуальной, динамичной и яркой… несмотря на отсутствие света в первой сцене.
Свет и слепота как его антитеза – ключевые метафоры спектакля. Основное действие предваряет шествие средневековых слепцов с котомками (все актеры, занятые в спектакле), которые появляются из зрительного зала, с трудом нащупывают путь и в итоге исчезают за ширмой на сцене – проваливаются в люк. Надо сказать, что драмтеатр начал экспериментировать с современными формами – на экране мелькают фото знаменитых картин и скульптур: «Если произведение искусства сразу же не пронзает вас насквозь, это не искусство» (цитата примерная), который можно считать эпиграфом к основному действу.
Первые пять минут на сцене царит кромешная тьма, улавливаются лишь очертания героев – скульптора Бриндсли Миллера (Геннадий Бабинов) и его невесты Кэрол Мелкетт (Юлия Бедарева). Они ожидают высокого гостя – миллионера Шульца, коллекционирующего произведения искусства, который заинтересовался скульптурами Брина. Чтобы достойно встретить гостя, парочке пришлось даже «позаимствовать» часть мебели у соседа – Гаррольда Корриджа, коллекционера фарфора (Леонид Брусин), ведь сам Брин живет довольно бедно.
Тверской зритель, не приученный к творческим экспериментам, на сценическую темноту отреагировал нервно – начал светить экранами мобильников и шушукаться: «Может, кнопочку какую забыли включить?» К счастью, в этом момент включился свет, а на сцене он будто бы погас, и герои начали чертыхаться, переживать и натыкаться в темноте на предметы.
К слову, делали они это очень органично. На этом контрасте построен весь спектакль – когда на сцене чиркают зажигалкой, свет становится глуше.
Веселые контрасты пронизывают действо. Монтер (Борис Михня), пришедший чинить проводку, оказывается философом и экспромтом читает лекцию о концептуальности скульптур Брина. Соседка мисс Феривелл – очень яркая роль заслуженной артистки России Ирины Кирилловой – после стопки коньяка из высокоморальной пуританки превращается в знойную даму, пускается в пляс и читает лекцию о распущенности современных нравов, стоя на тумбочке в водолазном костюме.
Почти сразу выясняется, что у Бриндсли не одна, а две возлюбленные, и они, конечно, тоже противопоставлены друг другу: если для Кэрол важны богатство и успешность, она делает ставку на встречу с миллионером, то Клея (Виктория Козлова) абсолютно бескорыстна, хотя и с непростым «характерцем». Впрочем, нельзя сказать, что отношения в любовном треугольнике построены тонко – о чувствах героев мы скорее узнаем из реплик, но не из актерской игры. До конца неясно, кому больше симпатизирует Брин – вроде бы он сгоряча готов обеих послать куда подальше. Клея и Кэрол, как показалось, тоже не смогли быть полностью искренними и изобразить все оттенки чувств. Может быть, эти нюансы доработаются на следующих спектаклях.
Кто не изменяет себе – так это полковник Мелкетт, отец Кэрол (Владимир Чернышов), который пришел, чтобы познакомиться с женихом своей «малявочки». Впрочем, в финале он кажется куда менее бравым и куда более рассеянным, чем в начале.
Миллионер Шульц (Алексей Великотный) к Брину все-таки приходит, но в темноте теряется, чертыхается и падает в люк. А монтер, философски обыгрывая тему «Да будет свет!», все-таки устраняет причину поломки.
Спектакль публике понравился – актеров наградили бурными аплодисментами и цветами. Думаем, что раз за разом спектакль будет шлифоваться – но первый блин, то есть премьера, вышел явно не комом.
Ирина СМИРНОВА