Прогноз на политическое долголетие губернатора Игоря Рудени
Подходит к концу 2016 год. Пора подводить итоги. О том, что принес этот год жителям Тверской области, что свершилось и что могло бы, но не свершилось, мы беседуем с Геннадием Климовым, инженером, издателем, писателем и историком.
«ЛАСТОЧКА» – ЭТО ПРОРЫВ
– Геннадий Андреевич, что, по вашему мнению, является самым главным событием для Тверской области в 2016 году?
– Я считаю, что самое важно, незаметное и не до конца осознанное позитивное изменение в нашей жизни – пуск от Твери до Москвы скоростных электричек «Ласточка». Это цивилизационный сдвиг. Русская дорога, со своими неотъемлемыми составляющими: грязью, унижением, лицезрением человеческих страданий – уходит в прошлое. При наших гигантских расстояниях путешествовать по стране всегда было трудно, любая дорога ассоциировалась со столыпинскими вагонами, эвакуацией или еще чем похуже, такой «Крутой маршрут». Даже электрички образца 60-х, на которых мы ездили до прошлого года, были таким приветом из послевоенной неустроенности.
В цивилизованной Европе население мобильно, оно может жить за 100 километров от работы, и это не составляет неудобств. Наш знакомый из Великобритании, международный консультант по обустройству городов Ричард Тиббот, президент компании «Colliers» рассказывал, что живет в Брайтоне и ездит на работу в Лондон на скоростной электричке. Расстояние такое же, как от Москвы до Твери. Выпил кофе, почитал газету – и уже на работе. Машиной для таких поездок он не пользуется практически никогда.
«Ласточки» – европейская электричка, быстрая, комфортная, с культурным персоналом. В ней даже публика, та же самая, что была в обычных электричках, стала европейской – интеллигентной, хорошо одетой, хорошо пахнущей, не матерящейся. И, кстати, изменился Ленинградский вокзал в Москве. На нем теперь приятно находится. Даже кассирш в вокзальных кассах натренировали говорить всем «Здравствуйте» и «Счастливого пути!»
Вот что значит, когда руководитель РЖД не борется за «Русский мир» и «Диалог цивилизаций», как прежний руководитель В. Якунин, а просто делает свое дело. Жалко, что производит «Ласточки» не Тверской и не Торжокский вагонзавод, а концерн «Сименс». Наши вагоностроители не сумели вовремя отказаться от образа столыпинского вагона, засевшего в их подсознании, и заводы эти выпали из современности.
Можно сказать, что пуск «Ласточек» включает Тверь в орбиту московской жизни. Я выхожу из дома в 10 утра, провожу деловую встречу в центре Москвы, и в 18.00 я уже опять дома. Не каждый москвич, живущий, скажем, в Чертаново, может этим похвастаться. Я даже закрыл московский офис журнала «Умное производство», теперь персонал набираем в Твери.
Идеологом налаживания скоростного сообщения с Москвой был бывший министр транспорта Тверской области Церен Церенов. Недавно он рассказывал нам, что изначально планировалось, что «Ласточки» будут ходить каждый час, и время в пути будет тоже около часа. Технические характеристики поезда это позволяют. Около часа занимает дорога до Твери на «Сапсане», но это довольно дорого, и в день отъезда сложно купить билет. Пока решено было остановиться на полпути: время в дороге 1 час 40 минут, ходят не так часто, иногда народа столько, что приходится стоять до Клина.
Надеюсь, это временно. И Россия продолжит объединяться в одну единую страну, где Москва – всего лишь столица, а не город, куда все стараются переехать.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ СУЩНОСТНЫХ ОСНОВ ТВЕРИ
– Ну а второе событие по важности, которое произошло в Твери, я могу угадать? Наверное, это смена губернатора региона.
– Возможно, смена губернатора для кого-то самое важное, но, на мой взгляд, есть события большего значения. В Твери, например, произошли на первый взгляд малозаметные культурные трансформации, которые приведут к долгосрочным последствиям. Из видимых – это окончание реставрации Императорского путевого дворца. Это заслуга команды бывшего губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина. Идеологом этого проекта был Алексей Каспржак, тверитяне должны быть ему благодарны, что городу вернули прекрасный исторический памятник. Будем надеяться, что и Алексей Каспржак когда-нибудь вернется в Тверь. Сейчас он восстанавливает легендарный лагерь «Артек» в Крыму.
Несколько лет назад усилиями мецената Валерия Гусева началось восстановление главной тверской святыни Спасо-Преображенского собора, усыпальницы покровителя Твери святого благоверного князя Михаила Тверского. На прошлой неделе прошло заседание президиума тверского отделения Петровской академии наук и искусств. Участвующие общественные эксперты обсудили стратегический план реконструкции исторического центра Твери, включая проект восстановления Тверского кремля на месте нынешнего стадиона «Химик», проект создания делового центра на месте бывшей Сельскохозяйственной выставки в Сахарово. Рассмотрели и мое предложение по восстановлению более древней левобережной части исторической Твери – детинца христианских отроков в ансамбле современного Речного вокзала.
Нам удалось восстановить историю 1000-летней давности, период тверской истории с 1016 по 1238 год. Собственно, у Твери сейчас юбилей – 1000 лет. После многих наших исследований в Твери и на острове Родос на полпути из Рима в Сирию, мы нашли взаимосвязь первобытной истории Твери (строительства детинца для христианских рыцарей) и Торжка (создания странноприимного дома) с важнейшими рубежными событиями европейской истории. В частности, события тысячелетней давности на востоке Европы в Твери и Торжке были прелюдией создания христианского ордена госпитальеров, или иоаннитов (также известных как Иерусалимский, Родосский и Мальтийский Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна). Русский царь Павел одно время возглавлял этот орден. Но начался христианский орден за 65 лет до событий на Святой земле в Верхневолжье на востоке христианского мира. Это удивительно, но это факт.
В этом открытии большую помощь мне оказал тверской священник Алексей Расев, настоящий тверской энциклопедист. К сожалению, Тверь в этом году понесла огромную потерю. Две недели назад отец Алексей умер в реанимации 7-й городской больницы. Тем не менее многие его откровения будут жить в нашей памяти, будут изменять наше настоящее к лучшему.
Новые исторические открытия создают некую законченность мифологического образа тверских туристических объектов. Тверь – часть Европы, окно в Европу. На президиуме Тверского отделения Петровской академии наук общественные эксперты приняли решение провести в рамках гражданской инициативы публичные слушания по этому вопросу. Это начало очень важного процесса избавления от «соковой» безвкусицы и в умах, и в архитектуре – восстановления неких сущностных основ древней Твери как форпоста русской Европы. Казалось, эти процессы мало влияют на сегодняшний день, но они, поверьте, очень сильно влияют на день завтрашний. А завтра наступит очень скоро.
ПЕРСПЕКТИВЫ И УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ЭКОНОМИКЕ
– Что касается губернатора… Предыдущий губернатор Тверской области Андрей Шевелев был худшим губернатором страны, худшим губернатором из тех, кто когда-либо возглавлял Тверскую губернию. У него были все шансы стать лидером тверской элиты, начать проект модернизации региона. Шевелев предпочел окружить себя подхалимами и демагогами, барствовать лежа на боку в перерывах между застольями и игрой в хоккей. Как результат: он не смог отработать даже одного срока. Впрочем, что результат будет таким, я его предупреждал еще в апреле 2012 года.
– То есть на 9-й месяц после того, как он заступил на должность?
– Выходит так.
– А что вы можете сказать о нынешнем губернаторе Игоре Рудене? Как раз он около 9 месяцев у власти…
– Руденя, конечно, другого масштаба человек, чем Шевелев. У него огромные лоббистские возможности на федеральном уровне. Но проблема в том, что он унаследовал команду управленцев от Шевелева, худшую команду всех эпох и всех регионов. Естественно, они его погружают в потоки дезинформации. Поэтому любой шаг губернатора сопряжен с огромными потерями времени на узнавание правды.
Многие решения запаздывают. У него нет людей, которые могли бы дорабатывать за ним. У Рудени непосредственный выход на Сергея Чемезова, генерального директора корпорации «Ростех». Это крупнейшая госкорпорация. Прямой контакт с Чемезовым дает возможность реализовать на территории Тверской области несколько глобальных проектов, которые создали бы тысячи рабочих мест и наполнили бюджет. Предположим, губернатор договаривается с Чемезовым, но должна быть команда, которая доводит все на уровне министерств и ведомств. А таких людей в стенах областного правительства нет.
Поэтому и нет станкостроительного кластера в Кимрах, где можно было построить 12-14 новых заводов, нет кластера в зоне Селигера с тысячами высокооплачиваемых рабочих мест. Дело в том, что в Осташкове и Пено есть залежи уникального кварцевого песка и возможности для производства оптического стекловолокна, а на их базе – навигационных приборов (гироскопы, акселерометры, датчики) для гирокомпасов морских судов, навигационных систем наземных и воздушных подвижных объектов, мониторинговых систем ответственных инженерных сооружений. Экспертный совет Фонда развития промышленности (ФРП) одобрил 9 льготных займов объемом 2,4 млрд руб. Одним из них является проект Пермской научно-производственной приборостроительной компании, которая планирует создать производство сверхчистого синтетического кварцевого стекла. На сегодняшний день кварц соответствующего качества в России не производится. Почему завод строится в Перми, а не в Пено или Осташкове, учитывая залежи песка и возможности высокотехнологичного предприятия «Звезда» на Городомле?
Утешает только то, что в ближайшее время получит новую жизнь тверское предприятие АО «ВНИИСВ», именуемое в народе Химинститутом. Вскоре оно получит большие государственные инвестиции. Вместе с ним начнется реновация некогда флагмана тверской индустрии – площадки «Химволокно». Здесь проектируется новое производство химических волокон, востребованного сырья для композиционных материалов. Надеемся, что, может быть, власти поймут, что на этой площадке еще надо заниматься и угленами из льноволокна, перспективной продукцией для композитных материалов. Это будущее индустрии Твери, которое дает возможность провести реновацию всего льноводства Тверской области.
В своих недавних интервью федеральным СМИ Игорь Руденя упоминал про перспективы льноводства – но в традиционном его понимании, как части легкой промышленности. Между тем мы входим в новый технологический уклад, лен сегодня – стратегический ресурс для композитных материалов.
Об этих проектах можно бесконечно говорить, но нужны люди, в том числе в областной администрации, которые реализуют их на практике. Вокруг губернатора таких людей пока не видно.
«УМНОЕ» ПРОИЗВОДСТВО И «УМНАЯ» ОБЛАСТЬ
– Если бы у вас возникла возможность реализовать свои мысли в преображении тверского края, на чем бы вы сосредоточились?
– Так у нас и есть такая возможность, кто ее у нас может отнять? Мы занимаемся фундаментальными вещами, которые не зависят ни от президента, ни от губернатора. Хотя, возможно, при их поддержке все бы двинулось быстрее. Вы наверняка слышали слова «Умный город – Smart city» и «Умное производство – Intelligent Manufacturing». Эти два понятия тесно связаны. Не знаю, кто первым сформулировал понятие «smart city», оно пришло к нам в Россию с Запада, а вот понятие «умное производство» было сформулировано в России ровно 10 лет, и уже в мае 2007 года вышел первый номер журнала «Умное производство – Intelligent Manufacturing» и ваш покорный слуга стал его главным редактором.
Через 10 лет в октябре 2016 года в журнале Manufacturing Leadership опубликовано интервью с новым вице-президентом по производству автомобилей Тесла господином Петером Хошхолдингером (Peter Hochholdinger). Он говорит, что основная задача для современного проектировщика заводов – построить интеллектуальную машину, производящую машины. Создание умных заводов – это основной тренд глобальной конкуренции проектировщиков новых производств. Мы еще более усложняем задачу. Основная задача для современного производителя – построить интеллектуальную самосовершенствующуюся машину, производящую самосовершенствующуюся машины. Мы этим занимаемся, в том числе в Твери.
– А что же люди? Как все это будет существовать в несовершенном мире социальных проблем и чиновничьей глупости?
– В 2013 году компания Microsoft анонсировала инициативу CityNext. Инициатива CityNext уже сегодня предлагает пользователям около 400 тысяч разнообразных сервисов. С помощью мобильных устройств, – сенсоры, смартфоны и планшеты, – власти теоретически могут поддерживать постоянную связь с горожанами, где бы те ни находились. То, что у вас не вывозится мусор из двора, будет точно известно и мэру, и губернатору, и президенту, и директору управляющей компании, отвечающей за вывозку мусора. Другой вопрос, как они на это будут реагировать… Инициатива «Intelligent Manufacturing», как и инициатива «Smart city», базируется на появившихся недавно технологиях облачных вычислений (cloud computing), «интернет вещей», цифровом управлении логистикой, в том числе с использованием RFID идентификации (например, умные полки, pick-by-light) при подключении к MES и пр.
При современном и образованном губернаторе есть возможность сделать первый в России «умный регион». Вот здесь, мне кажется, можно было приложить свои усилия Игорю Рудене. Если же он оставит все как есть, то он незаметно промелькнет на тверском политическом олимпе, так и не заняв тверской трон. Всегда помните, что герб Тверской губернии – пустой трон, на котором пока никто не сидит.
Это вам ответ на ваш вопрос о прогнозе после 9 месяцев губернаторства Игоря Рудени.
Записала Мария ОРЛОВА