Сельские поселения вместе с самоуправлением и рядом функций, которыми наделил их 131-й федеральный закон, не получили практически никаких рычагов для их выполнения. Неэффективность государственной политики в этой сфере признал даже премьер-министр
Выступая на II Всероссийском форуме сельских поселений в Мордовии, Владимир Путин отметил, что сельские поселения и муниципальные районы практически полностью зависят от помощи из вышестоящих бюджетов, а их собственные доходы зачастую не превышают 30%. При этом, по словам Путина, обязанностей у этого уровня власти много, более 30 функций, а качественно реализовать свои полномочия с такими ресурсами очень трудно, а подчас невозможно. «Получается, что на бумаге самоуправление на селе есть, а доходов, стимулов к развитию территорий подчас нет», — заявил он.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ВНИЗ, ДЕНЬГИ — НАВЕРХ
Подобные проблемы стоят и перед сельскими поселениями нашей области. Главным «монстром», высасывающим деньги из местного бюджета, является сфера ЖКХ. Дороговизна услуг, небольшие доходы населения и малочисленность сельчан ставят сельский коммунальный комплекс на грань банкротства. Убытки коммунальных компаний приходится покрывать муниципалитетам. Часто эти расходы составляют значительную часть местного бюджета. Не каждое муниципальное образование готово нести такие затраты.
Так, в середине июня депутаты Совета депутатов Лихославльского района приняли решение прекратить субсидирование районного ЖКХ. При этом в решении было указано, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года. Получается, что решение было вынесено задним числом. При этом предприятия ЖКХ, полгода снабжавшие район теплом, водой и газом, вдруг остались не у дел и будут вынуждены нести огромные убытки. То есть, проще говоря, можно сделать вывод, что депутаты их просто кинули. Или как иначе объяснить решение отказаться от своих обязательств после того, как шесть месяцев населению оказывались услуги?
— Сегодня жилищно-коммунальный комплекс на селе по определению не может быть рентабельным, — считает депутат Законодательного Собрания Тверской области от Лихославльского избирательного округа Станислав Петрушенко. — Сельское население не может оплачивать реальные затраты на коммунальное обслуживание. Например, реальная цена 1 кубометра воды обойдётся среднестатистическому жителю поселения 300-400 руб. Ну кто потянет такие расходы, если средняя зарплата на селе — 7 тысяч рублей?
Возникла в районе и ещё одна проблема. 16 июня на совещании глав сельских поселений директор МУП «ЖКХ «Вариант-А», обслуживающего сферу ЖКХ района, заявил, что с 1 июля расторгает договор на обслуживание водоснабжения по причине того, что у него образовались убытки в районе 7,5 млн руб. На что заместитель главы района возразила, что ничего страшного в этом нет: не будет централизованного водоснабжения, будем рыть колодцы.
— Меня удивляет позиция заместителя главы, — недоумевает Станислав Петрушенко. – Мы можем вернуться и к жизни в землянках, но это проблему не решит. Задача администрации – составить реальный бюджет, согласовать его с администрацией области и определить программы, в которые можно войти и какие средства привлечь.
НЕ ДЕЛАТЬ ЛЮДЕЙ ЗАЛОЖНИКАМИ
МУП «ЖКХ «Вариант-А» был создан сравнительно недавно, в октябре прошлого года, для обслуживания всей коммунальной инфраструктуры жилого фонда Лихославльского района. А это девять сельских поселений или порядка 30 населённых пунктов. Только за апрель предприятие понесло убытки в размере порядка 426 тыс. руб. Доходы в этом месяце составили около 1,77 млн руб., а расходная часть 2,196 млн руб. Львиную долю затрат МУПа, почти 1,5 млн руб., составляют расходы на электроэнергию и газ.
— ЖКХ – это сфера социальной ответственности власти, поэтому деньги на оплату выпадающих доходов должны закладывать даже не в региональный, а в федеральный бюджет, — комментирует ситуацию депутат ЗС. – Правительство хочет довести до мирового уровня цены на газ. Но давайте сначала доведём до мирового уровня уровень жизни людей, зарплаты, медобслуживание. Сейчас только по Лихославльскому району мы имеем около 8 млн долгов. С 1 июня в п. Осиновая Гряда и в п. Приозёрный отключено электричество за неуплату. В д. Вёски отключен газ. Мы совместно с Собранием депутатов создали комиссию, чтобы в максимально короткие сроки решить проблему. Однако такие ситуации допускать нельзя. Люди не должны становиться заложниками обстоятельств.
Выход из сложившегося положения Станислав Петрушенко видит в модернизации.
— Например, в Осиновой Гряде есть котельная, которая нерентабельна, потому что изначально предназначалась для работы на производственное предприятие и жилой фонд, — объясняет он. — Сейчас, когда предприятия не существует, её работа стала убыточна. Выход – оснащать населённые пункты новыми современными котельными, благодаря которым потребление газа и электроэнергии уменьшается в разы. Конечно, такие котельные стоят недёшево, но они очень быстро себя окупают. Благодаря их использованию сельские поселения смогут высвободить значительную часть средств, которые можно использовать на развитие и социальные нужды.
«КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ»
Ещё одной острой проблемой села является медицинское обслуживание. Показательным в этом плане может быть посёлок Калашниково всё в том же Лихославльском районе. В посёлке проживает около пяти тысяч жителей, что сопоставимо с численностью небольшого района области. В Калашникове начинали строить палатный корпус больницы (строительство велось на средства Калашниковского электролампового завода), однако так и не достроили. Сейчас в посёлке всего шесть коек стационара и семь коек дневного стационара, которые содержатся за счёт муниципального бюджета.
— Недавно Андрей Епшин заявил о том, что через два года в области будет новое модернизированное здравоохранение, — цитирует Станислав Анатольевич. – Это прекрасно, вопрос только в том, как эта программа будет выполняться? Говорить можно много. Сейчас мы видим только оптимизацию, которая до добра не доведёт.
Я считаю, что основой для любых реформ должна быть инициатива снизу. Люди на местах лучше знают свои проблемы. Поэтому при формировании федеральных и региональных программ надо руководствоваться их мнением и пожеланиями.
Сейчас в Лихославльском районе сложилась напряжённая ситуация. Бюджет по состоянию на 1 июня 2011 г. утверждён в размере 456 млн руб., однако доходы составляют всего 379 млн руб., то есть разница 77 млн руб. Но при этом район закредитован. Сейчас он имеет долг в размере 96 млн перед областным бюджетом, срок погашения – 2011 год. Большая часть долга – средства, выделенные на строительство нового палатного корпуса Лихославльской ЦРБ. Однако с 1 января 2012 года согласно федеральному законодательству Лихославльская ЦРБ переходит в собственность Тверской области. В таком случае, считает депутат ЗС, область должна вернуть 84 млн руб. муниципальному образованию.
— Сейчас действует федеральная программа модернизации здравоохранения на 2011-2012 гг., — говорит Станислав Анатольевич. – Выделяются большие деньги: за два года наша область должна освоить более 2 млрд руб. В программу заложена закупка нового оборудования, строительство, но текущий ремонт медучреждений нигде не учтён.
Кроме того, она не увязана с реальной ситуацией на селе. Сейчас там нет узких специалистов, которые не едут в район, потому что там нет жилья. Например, в одном из районов есть полностью оборудованный стоматологический кабинет, но нет врача. Чтобы в районах было хорошее медицинское обслуживание, нам надо выйти с законодательной инициативой. И тогда мы сможем скорректировать эту программу на 2012 г., включить определённые средства на строительство или покупку жилья врачей узких специальностей, которое бы находилось в муниципальной собственности. Я предлагаю предусмотреть, чтобы человеку, отработавшему 5 лет, погашалось 30% стоимости жилья, 10 лет – ещё 30%, 15 лет – жильё передавалось в собственность. Человек будет жить на селе, работать, платить налоги. От этого выиграют все: и власть, и люди. Дыра сегодня есть в бюджетах практически всех районов области. Но, если комплексно подходить к решению этой проблемы, ситуацию можно будет изменить в корне.
Елена ПАВЛОВА