Кто важней в Тверской области: Христос или очередной начальник?
23 декабря 1569 года в Твери опричниками царя Ивана Грозного был убит Филипп II – митрополит Московский и всея Руси. Так закончились Святая Русь и русская демократия. После этого началась русская деспотия.
Еще недавно на стене Успенского собора в Твери, единственного сохранившегося храма Отроч монастыря, была роспись с изображением кончины святителя Филиппа от рук царского опричника Скуратова. Судя по фреске, Скуратов задушил Филиппа подушкой. Сейчас вы не найдете этой росписи. Все оставшиеся фрагменты фресок были варварски уничтожены при нынешнем митрополите Тверском и Кашинском Викторе.
Почти пятьсот лет прошло, а русское общество так и не решило, кто важней – Иисус Христос или очередной начальник. В кабинете нынешнего тверского митрополита выше иконы Николая Угодника висят портреты Путина и недавно назначенного тверского губернатора Рудени.
Но на Руси были и другие митрополиты. Филипп II (в миру боярин Федор Колычев) известен обличением злодейств опричников царя Ивана Грозного. Из-за несогласия с политикой Ивана Грозного и открытого выступления против опричнины попал в опалу. Решением церковного Собора лишен сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь, где был убит Малютой Скуратовым.
ФИЛИПП СТАНОВИТСЯ МИТРОПОЛИТОМ
Святитель принадлежал к младшей ветви боярского рода Колычевых. В 1537 году его родственники встали на сторону старицкого князя Андрея Ивановича, поднявшего бунт против Елены Глинской, матери Ивана Грозного. Глинские считали себя происходящими от татарского темника Мамая, воевавшего против московского войска на Куликовом поле. Род Колычевых подвергся опале: дядя Федора, Иван Умной-Колычев, попал в тюрьму, его троюродные братья Андрей Иванович и Гаврила Владимирович были казнены. После этого Федор тайно покинул Москву.
Федор направился на север. Год он служил пастухом в деревне Хижи у Онежского озера. Затем перебрался на Соловецкие острова на Белом море в Соловецкий монастырь. В 1548 году соловецкий игумен Алексий по старости сложил с себя сан, предложив монастырскому собору в качестве своего преемника Федора, в монашестве получившего имя Филиппа, который к этому времени прожил в монастыре около 8 лет.
Игумен Филипп был участником Стоглавого собора 1551 года, стал лично известен царю (на момент, когда Филипп покинул Москву, царю Ивану IV было 8 лет). Под присмотр Филиппа в 1554 году на Соловки был сослан троицкий игумен Артемий, лидер партии нестяжателей. В 1560 году в монастырь Филиппа был заточен видный деятель «Избранной Рады» Сильвестр.
После того как кандидат в московские митрополиты казанский архиепископ Герман, выразивший несогласие с политикой Ивана Грозного, попал в опалу, занять престол Московской митрополии предложили соловецкому игумену Филиппу. Иван IV вызвал его в Москву, и на соборе епископов 20 июля 1566 года ему было предложено принять митрополичий сан. Перед тем как дать согласие, Филипп поставил условием уничтожение опричнины. Царь не согласился. Филипп возразил, но, устав от спора, царь велел ему умолкнуть. Церковные иерархи смогли уговорить Филиппа уступить царю.
ОБЛИЧЕНИЕ ЦАРЯ
Вернувшись зимой 1568 года из первого ливонского похода, царь начал новую волну террора. Иван Грозный стал избегать встреч с митрополитом. Первое открытое столкновение митрополита с царем произошло 22 марта 1568 года в Успенском соборе Кремля. Подробности этого известны по рассказам иностранных наемников. Царь вместе с опричниками пришел на богослужение в черных ризах и высоких монашеских шапках, а после литургии подошел к Филиппу за благословением. Митрополит сделал вид, что не замечает царя, и только после просьбы бояр благословить Ивана обратился к нему с обличительной речью:
«В сем виде, в сем одеянии странном не узнаю Царя Православного; не узнаю и в делах Царства… О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за олтарем льется невинная кровь Христианская. Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы Цари благочестивые возмущали собственную Державу столь ужасно! В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки? ибо самые камни под ногами твоими вопиют о мести!.. Государь! вещаю яко пастырь душ. Боюся Господа единого!»
На следующий день начались новые казни, погиб князь Василий Пронский. Бояр и служилых людей митрополичьего двора подвергли пыткам. В знак протеста Филипп покинул свою резиденцию в Кремле, переехав в один из московских монастырей.
КАЗНЬ И ПОПРАНИЕ ХРИСТИАНСТВА
По указанию Ивана IV в Соловецкий монастырь была направлена следственная комиссия для сбора доносов против митрополита Филиппа. В ноябре 1568 года в Успенском соборе Кремля состоялся церковный суд, главным обвинителем Филиппа стал новгородский архиепископ Пимен. Неизвестно, в чем обвиняли Филиппа, но, вероятно, это были типичные для того времени обвинения в колдовстве.
Опричники сняли с Филиппа святительское облачение, одели в разодранную монашескую рясу и изгнали «из церкви яко злодея».
Спустя несколько дней святителя Филиппа привезли слушать окончательный приговор, которым его осудили на вечное заключение. Ноги митрополита были навечно забиты в деревянные колодки, руки заковали в железные кандалы. Его посадили в монастыре Николы Старого, затем морили голодом. Царь, казнив племянника святителя, прислал ему его голову, зашитую в кожаный мешок, со словами: «Вот твой сродник, не помогли ему твои чары».
Вскоре Филипп был сослан в отдаленный Отроч Успенский монастырь в Твери, а царь Иван IV казнил еще ряд Колычевых. Отроч монастырь в Твери тогда был под началом архимандрита Феодосия II.
Во время новгородского похода в 1569 году царь подступил к стенам Твери, направил в монастырь к Филиппу опричника Малюту Скуратова попросить благословения на поход. Неизвестно, что между ними произошло, но в Твери, в Отроч монастыре у впадения реки Тверцы в Волгу, царский опричник задушил святителя Филиппа. После этого царские опричники устроили массовые убийства и грабежи в Твери, Клину, Торжке. После этого разорению подвергся Великий Новгород.
Так закончилась христианская Русь и началась имперская Россия. Закончилась она в том же месте, откуда началась – устье Тверцы у впадения в Волгу, где за 554 года до этого (в 1015 году) был построен первыми христианами детинец отроков.
Похоронил Святую Русь и превратил ее в имперскую Россию потомок хана Мамая царь Иван Грозный. Последним защитником уходящей эпохи первых христианских пилигримов был узник тверского Отроч монастыря святитель Филипп. Его мы сегодня и чтим.
Геннадий КЛИМОВ