Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

«Не люблю навязывать себя миру»

27.12.2016, 13:25

Святослав Михня – о стихах, футболе и жизни

26 декабря отметил свой день рождения тверской поэт и журналист Святослав Михня. В этом году он выпустил сборник стихотворений «Вечереющий свет» и получил за него премию Николая Гумилева. «Караван+Я» поговорил со Святославом Борисовичем о жизни и стихах, что, по сути, одно и то же.

 

«ПОЭТ ДОЛЖЕН ПИСАТЬ, СТОЯ ОДНОЙ НОГОЙ В МОГИЛЕ»

 

– Интересно, что в вашей семье многие пишут стихи…

– Да, и отец пишет, и дед – Паул Михня, он писал на молдавском языке. Я свое первое стихотворение написал в 14 лет. Оно, конечно, было наивное и детское. Более или менее постоянно я стал писать в 16-17 лет. Нельзя говорить о высоком качестве первых стихотворений, но семья одобрила эти опыты. Меня поддержали отец с дедом и тетя, она художник. Я помню фразу тети, она сказала: «Прирожденный поэт». Это меня, конечно, подбадривало и стимулировало. Ведь в юности многие пишут, но не многие продолжают делать это позже. Я вот продолжаю, хотя, как писал Александр Межиров:

До тридцати поэтом быть почетно,

И срам кромешный – после тридцати.

Но сейчас я уже скорее живу и попутно пишу стихи. В творчестве меня поддерживают публикации, книги – поэту нужна обратная связь. Когда ее нет, очень легко погаснуть. Важно, когда творчеством интересуется не только семья, но и люди со стороны: приглашают на встречи, просят о публикации… это все является неким стимулом. Ведь немногие люди интересуются поэзией. Это нужно принять как факт. На встречи со мной в библиотеках приходит человек двадцать, а иногда и меньше.

– А это уже некий сложившийся круг или разные люди?

– Всегда по-разному. Бывает, что приходят одни и те же люди, бывает, новые. Многие приходят просто ради интереса, потому что кто-то позвал. Но есть круг людей, пусть и небольшой, который действительно интересуется моими стихами.

– Не зря считается, что поэзия – дело неблагодарное…

– Я и не рассчитываю на благодарность. Если есть склонность к творчеству, то нужно ее развивать. Как говорил мне дед: «Поэт должен писать, даже стоя одной ногой в могиле». Эта максималистская установка на меня сильно повлияла. Конечно, я ее не выполняю, в силу разных жизненных обстоятельств. Пишу по мере сил и возможностей.

 

«СТИХИ ДИКТУЮТ САМИ СЕБЯ»

 

– Что можно назвать центральной темой вашего творчества?

– Каждый поэт в стихах выражает прежде всего собственное «я». В моем случае это, наверное, скоротечность жизни, поиски смысла, веры… Дело поэта – это жизнь. Поэтому пишу так, как живу. Не должно быть разрыва между жизнью и творчеством, не должно быть надуманных стихов. Это самое ценное. Сейчас я пишу немного. Как писал Вознесенский:

Стихи не пишутся – случаются,

как чувства или же закат.

Это не планируемый процесс. Хотя раньше я думал, что нужно писать 5-10 стихотворений в месяц, но это неправильно. Так появляется некая искусственность. Стихи действительно диктуют себя сами.

– Вы храните только лучшие стихотворения или все?

– Стараюсь записывать все. К некоторым стихам надеюсь вернуться, доработать их. Мало из того, что я сочинил, пропало. Бывает, что пишешь, а эмоция теряется и остается одно четверостишье. Хотя, может, это и хорошо – в поэзии (она ведь не научный доклад) иногда должна оставаться некая недосказанность.

– Кстати, заметила, что в отличие от многих поэтов, вы не выкладываете свои стихи в соцсетях…

– Да, я редко выкладываю стихи в Интернет. Наверное, в силу характера. Я не из тех, кто любит себя навязывать миру. Другое дело, что от публикаций не отказываюсь. Поэтому мои стихи можно найти в периодике, на интернет-ресурсах. Также у меня есть несколько сборников. Для меня жизнь стала первична, раньше на первом месте было творчество. Раньше главными были книги, теперь – люди. Все-таки стихи – это, скорее, производная от жизни, а не наоборот.

– У вас есть кумир среди поэтов?

– Ни на кого не стремлюсь быть похожим. Но настоящая поэзия, конечно же, преемственна. Мне кажется, на меня значительно повлиял Серебряный век. У меня классические стихи – не играю ими и не увлекаюсь экспериментами.

Что касается конкретных поэтов, то в первую очередь это Борис Пастернак, Иосиф Бродский, Марина Цветаева, Осип Мандельштам, в какой-то мере Георгий Иванов и Владислав Ходасевич. Нравятся Борис Чичибабин, Сергей Гандлевский, Давид Самойлов, Борис Слуцкий, Юнна Мориц – ряд можно продолжать и продолжать… Читаю много стихов, стараюсь не пропускать подборки в толстых журналах.

– Сколько сборников у вас вышло на данный момент?

– Их три: «Невидимые дни» (2002 год), «Отступление в небо» (2011) и «Вечереющий свет» (2016). Выпускаю книжки только тогда, когда понимаю, что у меня есть что показать публике. Я их долго готовлю, собираю стихи, многое отсеиваю.

– Вы общаетесь с тверскими поэтами?

– Конечно, в основном общаюсь со «старой школой», с молодыми поэтами меньше, хотя у меня нет к ним никакого предубеждения. Просто так складываются обстоятельства жизни. Среди молодых выделил бы творчество Романа Гурского, хотя я с ним не знаком лично.

 



Январь. Блокада Ленинграда.

Рояль меняют на собак.

Из леденеющего ада

куда ты вырвешься и как?

Все люто. Люди – людоеды.

Голодный человек свиреп.

И режут своего соседа

за смешанный со жмыхом хлеб.

…Жилось бы ведь куда как просто,

когда б не этот смертный вой –

не Хиросима с Холокостом,

не мрак над сталинской Москвой,

не огонечек Люцифера,

зло холодеющий в ночи,

не эта искренняя вера

в то, что гуманны палачи.

От ужасов войны и мира,

от быта или бытия,

от смерти медлящей секиры

укрыться можно ли, нельзя?

Укрыться лучше одеялом,

накрыться лучше с головой.

…Но если б это порастало

быльем, забвеньем, трын-травой.



 

«МОЙ СЫН ПИШЕТ СТИХИ НА НЕМЕЦКОМ»

 

– Интересно, что в вас сочетаются поэзия и спорт. Вы, насколько я знаю, играете в футбол.

– Да, а зимой еще и в хоккей… Мой дед и отец играли в футбол. У отца в СССР был первый разряд, он играл за кишиневский «Локомотив». Его даже приглашали в команду мастеров, но не сложилось. Может быть, к лучшему. Сам играю в любое время года. У меня даже была своя команда в первенстве города. Сейчас играю реже: у меня трое детей, семья занимает много времени. На днях, кстати, старшему исполнилось 14 лет, а младшему еще только год.

– Старший сын уже начал писать стихи?

– У него, безусловно, есть склонность к языку, он побеждает в конкурсах по немецкому, участвует в олимпиадах. Иногда он пишет стихи на немецком. Я тоже изучал немецкий, но никогда даже не пробовал писать на нем стихи.

– Помимо стихов и футбола, вы еще увлекаетесь историей, написали несколько краеведческих книг, путеводителей…

– Пазлы моей судьбы сложились так удачно, что на историческом факультете ТвГУ я писал дипломную работу по краеведению, средневековой Твери. Интерес к истории тверского края сохранился, потом появилась возможность писать книги по краеведению. Хотя, строго говоря, не считаю себя краеведом, ведь я не занимаюсь исследовательским трудом, не работаю в архивах. Я оперирую открытыми источниками, поэтому отношу себя скорее к популяризаторам исторических знаний.

– В стихах у вас присутствует Тверская область?

– Иногда присутствует. Вот, к примеру:

В Вышнем городе том Волочке

просто думалось мне о Всевышнем.

Одиноким на этом клочке

суши был я, но вовсе не лишним.

Ибо давнее чуял родство

с ветром, небом, плывущим навстречу,

ощущал всем своим существом

эту жизнь, как грядущей предтечу.

Как в дремотный декабрьский денек

солнце марта на миг заглянуло…

Горячо среди льда ручеек

бился, и свежим ветром тянуло.

 

Или:

Домославль, Миронежье, Раек…

Кто придумал названия эти –

то давно никому невдомек.

Память выдуло ветром столетий.

Покосившийся чей-то сарай,

флаг поник над избой сельсовета…

Этот темный, заброшенный край –

средоточие белого света.

 

– Мне всегда было интересно, как в голове у поэта помещаются его стихи. Вы помните все, что написали?

– Раньше запоминал практически все. Сейчас, наверное, не вижу в этом необходимости. Но самые сильные свои стихотворения, конечно, помню.

– Кстати, а «проблемные» стихи, стихи на злобу дня в вашем творчестве есть?

– Политики в буквальном смысле в них нет. Но это не отменяет «социальности» некоторых моих стихов. Например, сборник «Вечереющий свет» начинается со стихотворения, связанного со сталинскими временами. Меня возмущает, что в обществе зреет тенденция к почитанию этого тирана. На мой взгляд, это чудовищно.

Беседовала Екатерина СМИРНОВА

125 0
Лента новостей