Дороги убивает коррупция

27.12.2016, 13:29

Как из Тверской области выкачивают миллиарды на фиктивный ремонт

ДТП в Бологовском районе привело к трагедии

19 декабря стало известно об увольнении главы дорожного фонда Тверской области Сергея Соляхутдинова. В пресс-службе правительства Тверской области говорится о жалобах жителей на «плохую укладку асфальта в ноябре-декабре» 2016 года. Однако, по информации «Каравана», дело гораздо серьезней – в реализации сомнительных схем, по которым крупные госконтракты по содержанию и текущему ремонту региональных автодорог выигрывали фирмы-однодневки, предположительно аффилированные с дорожным фондом. Кроме того, в некоторых случаях тарифы были завышены почти в 10 раз.

 

Обо всех этих нарушениях «Караван» подробно сообщал 10 августа 2016 года («Как нужно делать дороги»), а «первые звоночки» прозвучали еще 13 апреля 2016 года («Кто убил тверские дороги?»). Вскоре был уволен министр транспорта Андрей Суязов, сейчас дошла очередь и до Сергея Соляхутдинова, но правоохранительным органам следует провести более тщательную проверку в отношении чиновников дорфонда.

 

КОМПАНИИ С НУЛЕВЫМ ШТАТОМ ВЫИГРЫВАЮТ СУПЕРКОНТРАКТЫ

 

Эксперты «Каравана» провели собственное расследование. Так, Сергей Нечеталенко, депутат поселка Орша, выявил целый ряд сомнительных фирм, которые были зарегистрированы незадолго до выхода на торги, без какой-либо конкуренции победили на аукционе и в период 2014-2016 годов выкачали из областного бюджета 3,16 млрд рублей. Компании, похоже, «мимикрируют» под бывшие государственные предприятия и называются ООО «Калязинское ДРСУ», ООО «Ржевское ДРСУ», ООО «Осташковское ДРСУ», ООО «Бологовское ДРСУ» и т.д., но не располагаются ни в Калязине, ни в Ржеве, ни в Бологом, а в Твери! Более того, глава Калязинского ДРСУ и глава Ржевского ДРСУ один и тот же человек, который, очевидно, сам запутался в этих сложных схемах. Например, в дополнительном соглашении между «Дирекцией территориального Дорожного фонда» Тверской области и ООО «Калязинское ДРСУ» он поставил печать… «Ржевского ДРСУ»! Если руководитель даже печати путает, страшно представить, как в течение трех лет содержались дороги!

Есть основания считать, что никак. По имеющейся у нас информации, на момент заключения контракта в ООО «Калязинское ДРСУ» в компании числилось 0 сотрудников, на конец 2014 года – 5 человек. При этом сумма выполненных годовых работ – 182 млн рублей.

В «Осташковском ДРСУ» и на момент заключения контракта, и в конце 2014 года, по нашим данным, числилось 0 человек, а сумма выполненных годовых работ – 268 млн рублей! Аналогичная ситуация и на других предприятиях.

Очевидно, что своими силами компании-однодневки с таким «нулевым» штатом и без какой-либо техники не могли производить работы на региональных дорогах в течение трех лет. Как нам удалось выяснить, они заключали контракты с другими компаниями о выполнении 60% от общего объема работ, плюс 15% работ сверху в качестве «благодарности» генподрядчику за возможность исполнить контракт, итого 75%. Кто выполнял остальные 25% работ и куда девались эти деньги, непонятно. Невозможно, чтобы 0 человек или пусть даже 5 человек фиктивного ДРСУ смогли выполнить условия контракта. И, самое главное, как им могли подписать акты выполненных работ? Приличная сумма, очевидно, оседала в карманах чиновников, курирующих эти компании. Кто это был, выяснить должны правоохранители.

Сергей Нечеталенко 31 октября направил обращение к губернатору Тверской области, где подробно изложил эти факты. С тех пор прошло почти два месяца, но, в нарушение сроков реагирования на обращения граждан, ответа так и не пришло. Хотя… увольнение руководителя дорожного фонда Сергея Соляхутдинова можно считать своеобразной ответной реакцией.

– Содержание и ремонт дорог – это сфера, очень важная для безопасности граждан. Некачественное выполнение госконтрактов может послужить причиной ДТП и гибели водителей и пассажиров, – говорит Сергей Нечеталенко. – Сомнительные госконтракты, о которых мы говорим, были заключены на длительный срок – на три года, и они предусматривают содержание и текущий ремонт многокилометровых дорог в различных районах Тверской области. Предполагается, что такого рода укрупненные контракты должны выигрывать надежные фирмы. Однако здесь мы видим, что миллиарды рублей освоили компании-однодневки. Как Дорожный фонд мог доверить им жизни наших граждан?

 



2 самых опасных аварии за последнюю неделю

За неделю до этой публикации произошло две страшных аварии на участках, о которых идет речь в данной статье. Не исключено, что в числе причин может быть некачественное содержание дорог.

24 декабря на 2-м километре автодороги Куженкино – Бологое столкнулись две легковушки. Водитель Volkswagen Caddy выехал на полосу встречного движения, где произошло столкновение с автомобилем Chevrolet lanos. Госпитализированы 4 взрослых, а 8-летняя девочка скончалась от травм.

22 декабря произошла авария на 94-м километре автодороги Сергиев Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец близ деревни Поречье. 35-летняя женщина, управляя автомобилем Hyundai Accent, по неустановленным причинам не справилась с управлением и выехала на встречную полосу. Там она столкнулась с автомобилем Toyota Rav-4. Женщина госпитализирована. Напомним, жители жаловались на то, что дороги в Калязинском районе не посыпаются песком.



 

ЗОЛОТАЯ ДОРОГА ТВЕРЬ – РЖЕВ

 

В распоряжение редакции попал «Государственный контракт на содержание автомобильной дороги регионального значения Тверской области Тверь – Ржев в 2014–2016 гг.». Тарифы, заложенные в этот договор, почти в 10 раз превышают ценник за другие аналогичные региональные дороги.

Так, общая сумма контракта на содержание дороги Тверь – Ржев составила 393 349 875 рублей: 124 355 750 рублей – в 2014 году, 130 200 436 рублей – в 2015 году, 138 793 688 рублей – в 2016 году. При этом протяженность участка всего 110,3 км. Дальше – чистая математика: разделив сумму на километры, получаем, что в 2014 году сумма за 1 километр составила 1 127 160 рублей, в 2015-м – 1 180 420 рублей, в 2016-м – 1 258 328 рублей.

Все это получила компания ООО «Скайвей». А вот условия госконтракта на аналогичные региональные дороги в Калининском, Рамешковском, Конаковском районах: в 2016 году, например, та же компания «Скайвей» за содержание 993,3 км дорог получила всего 229 590 550 рублей, или 231 139 рублей за километр! Мизер по сравнению с 1,2 миллиона на километр дороги Тверь – Ржев!

– Содержание дорог включает в себя большой перечень работ, связанных с обеспечением безопасности движения, – комментирует руководитель Дорожно-строительной ассоциации Тверской области Владимир Шеин. – Как правило, содержание региональных дорог в Тверской области не соответствует нормативам, денег катастрофически не хватает. На этом фоне странным выглядит щедрый подход к дороге Тверь – Ржев. Нужно проанализировать этот опыт и понять, чем содержание этой дороги отличалось от других участков. Вполне возможно, что ничем.

И тем не менее даже этих денег на «золотую дорогу» оказалось мало. Так, в 2016 году был разыгран дополнительный контракт на «восстановление изношенного асфальтового покрытия» на участке дороги Тверь – Ржев: 72-76 км более чем за 25 млн рублей. Возникает вопрос, не являются ли эти контракты избыточными и не произошло ли наложение на предыдущий контракт?


 

На декабрьской встрече с губернатором Тверской области Игорем Руденей президент Владимир Путин выразил озабоченность тем, что смертность в регионе превышает рождаемость. Игорь Руденя сослался на смертность в результате ДТП: якобы дороги стали ремонтировать лучше и автомобилисты злоупотребляют скоростью на хорошем покрытии…

– На хороших дорогах люди не гибнут. Зато гибнут, когда происходит некачественный ремонт дорог из-за коррупции и безответственности, – комментирует Сергей Нечеталенко. – Безусловно, это понимает и руководство страны. Так, еще в прошлом году президент призвал правительство обратить особое внимание на «повышение ответственности за соблюдение требований в том числе и по содержанию автомобильных дорог в целях безопасности дорожного движения». Владимир Путин обозначил необходимость повысить ответственность чиновников за строительство и содержание автодорог и создать систему публичного мониторинга за состоянием автодорог в России.

С приходом в регион Игорь Руденя стал демонстрировать заинтересованность в улучшении качества ремонта дорог в регионе. Этим стремлением, очевидно, были продиктованы увольнения и министра транспорта, и начальника дорожного фонда. Однако всякое дело нужно доводить до конца. В отношении чиновников дорожного фонда необходимо инициировать тщательную проверку и призвать к ответственности кураторов коррупционных схем.

Галина РУСАКОВА

63 0
Лента новостей
Прокрутить вверх