Дмитрий Кошелев, член Союза охраны птиц, рассказывает о птицах, которые, кажется, всегда жили в Твери (на самом деле нет). Это тем более актуально в пору сизых морозов, когда сотни уток-крякв, оставшихся зимовать, бродят по замерзшим рекам в ожидании пищи – и добрые люди, как правило, их подкармливают.
– С момента появления на Земле человека некоторые виды птиц стали тянуться к его жилью. Там они находили себе пропитание, защиту от неблагоприятного климата и хищников, подходящие условия для гнездования. И сегодня невозможно представить себе наши города, поселки и деревни без ворон, галок, синиц, скворцов и других птиц, которые уже многие столетия являются нашими соседями. А такие птицы, как сизые голуби, домовые и полевые воробьи, теперь и вовсе не могут существовать вдали от населенных пунктов, то есть, как говорят ученые, стали синантропными видами.
На первый взгляд может показаться, что видовой состав наших пернатых соседей, испокон веку живущих бок о бок с нами, неизменен. Но это не так. Птицы, как и все живые существа, приспосабливаются к непостоянным условиям существования, меняя прежде всего свое поведение. Поэтому неудивительно, что все новые их виды, привлекаемые преимуществами существования рядом с человеком, начинают селиться возле его жилья. И происходит это буквально на наших глазах.
Так, старшее поколение помнит, как в Твери появились оседлые кряквы. По наблюдениям тверских орнитологов, первые немногочисленные пары этих уток стали оставаться на зимовку в Твери в 1978 году и уже в 80-х годах их число достигло полутора тысяч. Зимой они держатся на незамерзающих участках городских водоемов – Волги, Тьмаки, Тверцы, Лазури и других. Особенно много крякв в местах подкормки. Одно из них – сквер им. Ниловского на ул. Горького, где рядом с автобусной остановкой «Улица Зинаиды Коноплянниковой» каждый день, особенно зимой, собирается иногда до 800 птиц. Сюда утки прилетают с распложенной недалеко незамерзающей полыньи на Волге у памятника Афанасию Никитину, на которой они держатся всю зиму. Гнездятся эти кряквы также в черте города по берегам рек и других водоемов, в том числе техногенных – таких как пруды-отстойники очистных сооружений у поселков Большие Перемерки и имени Крупской. Кроме прочих преимуществ, обитание в городе дает кряквам защиту от охотников.
Другой яркий пример «новых жителей» населенных пунктов – сизая чайка. Раньше она гнездилась на берегах водоемов за пределами Твери, но с середины 1980-х годов стала активно осваивать плоские крыши жилых домов и других зданий по всему городу. Обильную пищу для себя и подрастающего потомства эти всеядные птицы находят в установленных повсюду контейнерах с бытовыми отходами и на пригородных свалках. И теперь слетевшие в конце июня с крыш и бегающие под ногами прохожих чаячьи подростки стали обычным зрелищем, а громкие визгливые голоса взрослых птиц летом будят ни свет ни заря тысячи тверитян. Подобное происходит и в других городах, например, в Москве.
Надо заметить, что селиться рядом с человеком могут далеко не все виды птиц, а лишь те, которые обладают высокой экологической пластичностью и стрессоустойчивостью.