Мировая и региональная политика: громкие речи и уголовные дела
Прошлая неделя была богата на знаковые события мирового и российского масштаба. В наших краях тоже происходила какая-то политическая жизнь – не бурная, но символичная.
ТРАМП-ПАМ-ПАМ МИРОВОГО МАСШТАБА
Инаугурация нового президента США Дональда Трампа стала основной темой политических программ российского телевидения и политически продвинутых пользователей соцсетей. Обсудили все: и как одета жена его Меланья, и как выглядят дети. Что ж, в условиях отсутствия информации о женах и детях собственного президента будем интересоваться женами и детьми президента американского, так уж у нас заведено.
Особенно старались в описании инаугурации Трампа патриотические блогеры-государственники: такое впечатление, как будто нового царя короновали, столько радости и ликования, аж как-то не по себе – как будто мы уже вошли в состав США. С другой стороны, Трампа обсуждают по всему миру. Новый американский президент действительно необычен: если лидеры демонстративно традиционалистского плана уже стали привычны для Европы, то в США такое впервые за время после холодной войны. И теперь никто не знает, что ждать от крупнейшей экономики мира.
На состоявшемся на прошлой неделе международном экономическом форуме в Давосе, по свидетельству его постоянного российского участника Анатолия Чубайса, царила «атмосфера ужаса». «Самое точное описание нынешнего Давоса – это ощущение ужаса от глобальной политической катастрофы», – заявил Анатолий Чубайс. Чубайс уверяет, что такое подавленное настроение он наблюдал только после всемирного экономического кризиса в 2009 году – но сегодня предпосылки уныния связаны не с экономикой (которая в мировых масштабах начала показывать умеренный рост), а с политикой. По его словам, мир перевернулся. Теперь гарантом глобальной либеральной экономики выступает Китай. И надо ожидать, что Трамп, провозгласивший лозунг «Америка для американцев» начнет с нашим восточным соседом «торговые войны». В таком случае всем, кто окажется между двух огней, мало не покажется.
«ЕДИНАЯ РОССИЯ»: ИМИТАЦИЯ ПЕРЕМЕН
На новые политические вызовы должен был бы ответить съезд «Единой России», прошедший в конце прошлой недели в Москве, на ВДНХ. Должен был бы, но, как всегда, все ограничилось общими словами «за все хорошее против всего плохого». Председатель ЕР Дмитрий Медведев одобрил работу правительства во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым, и его переизбрали на следующие пять лет. «Уж теперь все пойдет по-новому», – застрочили в твиттер и фейсбук приближенные к партии товарищи.
Произошли серьезные изменения в кадровом составе руководства ЕР, в том числе на тверском региональном уровне. Для жизни населения это, конечно, мало что значит, и невооруженным взглядом эти перемены не видны. Что, например, может измениться от того, что в генеральный совет «Единой России» вошел секретарь Гусевской первичной организации партии «Единая Россия» в Оленинском районе Александр Сидоров? Однако сама по себе информация душу греет. Хоть узнают где-то в Москве, что район такой в одной из российских областей имеется…
Вообще, сегодня сложилась уникальная для «партии власти» ситуация в регионе. На протяжении двух предыдущих «губернаторств» за «Единую Россию» в Тверской области шла борьба между нашим депутатом, вице-спикером Госдумы, лидером фракции ЕР Владимиром Васильевым, с одной стороны, и очередным губернатором, Зелениным или Шевелевым, с другой. Нынешний губернатор Игорь Руденя в партийные дела практически не вмешивается. Такое впечатление, что Игорь Руденя не очень забивает себе голову тверской внутренней политикой. В очередной раз заговорили о том, что в марте 2017 года ожидается смена правительства, и, возможно, губернатор уже имеет виды на некое министерское кресло. Может, оно и к лучшему – у нас уже были губернаторы-варяги, для которых внутренняя политика была полем боя, и ничего хорошего из этого не получилось.
Руденя посетил съезд ЕР, заявил, что «Тверская область готова к решению задач, поставленных на съезде» (а когда не готова-то была – со времен съездов ВКП(б) с каждым годом готовность повышается), и этим ограничился. Все участники тверской делегации были подобраны Васильевым. Именно он сейчас является драйвером кадрового обновления регионального отделения «Единой России».
«ОРЕЛ» И «МУРАВЬИ»
В подходе к формированию тверской политической элиты со стороны Владимира Васильева есть только один изъян. Круг его знакомств ныне расширился до бесконечности. Это в Твери мы привыкли, что Васильев – свой, доступный, можно с ним кофе попить изредка. А в Госдуме он идет, и все кланяются, ищут способы пробиться к такому большому человеку.
Так вот, всех, кого он знал в Тверской области еще до того, как поднялся на высоты российского политического Олимпа, Васильев оценивает адекватно и тонко. Но те, кто попадается ему на глаза в последнее время, не проходят такую доскональную личностную оценку: будет ли орел разглядывать муравья?
Плюс прибавляется возрастной фактор. Загадочная субстанция, именуемая «молодежь», по мнению политиков старшего поколения, к которому, как ни крути, относится Васильев, должна как-то «двигаться по общественной линии». Но знать и понимать эту молодежь уже сложновато. Возможно, Васильев даже не вдается в подробности – бегают какие-то мальчики и девочки, кофе наливают, встречи организуют, и ладно…
Между тем нынешняя нормальная молодежь редко мечтает об общественно-политической карьере. Те, кто хотят расти единороссами и чиновниками, как правило, представляют собой нечто запредельное – даже карьерная комсомольская молодежь конца 80-х по сравнению с ними романтики и идеалисты (хотя в те времена считались циниками и беспринципными людьми).
Проблема в том, что у нынешних молодых и не очень людей, рвущихся в партфункционеры, совершенно размытые представления о морали, добре и зле. По мнению этих ребят, политическая жизнь – это «одна банда против другой», и надо оказаться на стороне победителя (буквально дословная цитата из одного из «васильевских адьютантов»).
Позабавило наличие в окружении Владимира Васильева Юлии Овсянниковой, начинавшей свой трудовой путь в некоей газете, использовавшейся исключительно для черного пиара, и продолжившей карьеру в другой черно-пиаровской листовке (кстати, самого Васильева в этих изданиях неоднократно «примачивали»). Эта девушка, по свидетельству знавших ее на филфаке людей, поначалу думала, что бывший губернатор Дмитрий Зеленин – исчадье ада (так считала ее первый начальник). Потом, ненадолго попав в официальную газету «Тверская жизнь», Овсянникова узнала, что губернатор Зеленин – светоч и опора региона. Эти две противоречивые информации, сойдясь в ее мозгу, нанесли ей ментальную травму: она решила, что правды не бывает. А писать надо «что начальницы велят», за что деньги платят. Вершина ее творчества – появившаяся несколько лет назад в день небывалого снегопада в Твери в «Тверской жизни» статья о том, как замечательно коммунальные службы убирают снег и какие чистые и красивые улицы в нашем городе. В день, когда встал весь городской транспорт, и люди не могли дойти до работы – приходилось покупать лопаты и прокапывать себе дорожки в сугробах, – в официальной областной газете вышло вот такое.
Четыре года она прославляла бывшего губернатора Шевелева и его первого зама Дудукина. В последнее время Юлия Овсянникова писала изобилующие штампами а-ля «поздний застой», демагогическими восклицаниями и риторическими вопросами заказные статьи про разного рода уездные интриги. Хочешь узнать, кто в каком-нибудь районе олицетворяет самое плохое – почитай, кого хвалит Овсянникова, не ошибешься.
Но тем не менее. В понедельник эту даму представили коллективу РИА «Верхневолжье» (объединенная редакция «Тверской жизни» и «Тверских ведомостей») как нового руководителя. Перед этим ее ввели в региональный Совет ЕР. Чудные дела происходят в губернии, поистине чудные! Может быть, штампы, вызывающие в памяти худшие образцы советско-партийной прессы 80-х, у кого-то вызывают ностальгию?
«ДОМ ПОРОСЕНКА ДОЛЖЕН БЫТЬ КРЕПОСТЬЮ»
Еще одна набирающая обороты история, которая может наделать много шума в региональной политике. В конце декабря 2016 года было возбуждено уголовное дело по факту незаконной аренды коттеджа для бывшего губернатора Тверской области Андрея Шевелева в элитном коттеджном поселке Рябеево.
Дело в том, что, когда Шевелев в 2011 году приехал в Тверскую область, все принадлежащие администрации региона базы отдыха, гостиницы и т.д. либо пребывали в упадке, как бывшая обкомовская база в Рябеево, либо уже ушли из рук, как бывшая обкомовская гостиница «Заря». Дом в Рябеево был арендован под представительские цели. Договор был согласован правовым управлением, деньги на его оплату планировались в установленном законом порядке, ежегодно КСП проводило камеральные проверки. Однако ж теперь выяснилось, что все было неправомерно, и бюджету нанесен ущерб. Называют сумму 28 млн рублей.
По делу проходят человек семь фигурантов, главные – бывший первый заместитель губернатора Тверской области Сергей Дудукин и бывший замгубернатора, начальник аппарата администрации Тверской области Людмила Иванова. Именно они подписывали бумаги по аренде пресловутого коттеджа, и им, видимо, вменяется нецелевое расходование бюджетных средств. Пока всех допрашивают как свидетелей, но тому, кто станет «козлом отпущения», грозит до 8 лет лишения свободы. Дудукин на допросы из Рязани не приезжает, но на следующей неделе явиться придется.
Напомним, Андрей Шевелев был простой военный человек и рассматривал Тверскую область как служилое дворянство былых веков – мол, вотчину пожаловали на кормление. Юридическими тонкостями особо не заморачивался, но нрав имел грозный, все ж Герой России. Интересно, как бы подчиненные посмели отказаться подписывать бумаги по аренде коттеджа для губернатора? Вмиг вылетели бы с работы с «волчьим билетом».
С другой стороны, именно там, в Рябеево, в так называемой «Генеральской долине», жили все силовики, все руководители федеральных надзорных ведомств. Задам наивный вопрос: почему они не обратили внимание на факт аренды коттеджа для губернатора тогда, когда вся эта история только началась, и Шевелев был еще на своем посту?
Возбуждать уголовные дела против уже ушедшей команды – какой-то дурной тон. Вот потому-то у нас никто и не уходит ни с какого поста по своей воле, как бы ни чувствовал свою профнепригодность. Это не Америка, где бывший президент Обама выехал из Белого дома и стал свободным человеком. Это Россия, где почти каждый шаг чиновника уголовно наказуем, если на то есть «политическое решение».
Президент Путин предоставил гарантии безопасности Борису Ельцину и его ближайшему окружению. В свое время губернатор Дмитрий Зеленин специально внес изменения в областное законодательство, чтобы обеспечить достойный уровень жизни своему предшественнику Владимиру Платову. А тот же Шевелев, который Платова вообще не знал, дал свои личные деньги на памятник Платову.
Мы много критиковали Андрея Шевелева и его команду. Но теперь, когда они не у власти, надо «милость к павшим призывать». Это по-христиански. Надеемся, что некрасивой истории все же не будет.
Оставайтесь с нами, и вы узнаете, чем все продолжится. Ждать осталось недолго, до следующей среды.
Мария ОРЛОВА