Конкуренты по бетону

24.01.2017, 13:34

Кто добивается закрытия перспективного тверского предприятия

Сейчас на предприятии трудятся 140 человек, которые выпускают газосиликат

Рабочие ООО «Тверской завод ячеистого бетона» беспокоятся за судьбу предприятия, которому в этом году исполнилось 26 лет. В прошлом номере «Караван» опубликовал их открытое письмо губернатору Тверской области Игорю Рудене с просьбой поддержать трудовой коллектив. Под обращением подписались 90 человек. Они утверждают, что заводу грозит банкротство, к которому предприятие подталкивают бывшие руководители и акционеры, вероятно связанные с прямым конкурентом – ООО «КСМ-1». На эту тему в тверских СМИ были публикации, которые носят явно односторонний характер. «Караван» инициировал собственное расследование, чтобы разделить слухи и факты.

 

ФАКТ 1. БАНКРОТСТВО ВСТАЛО НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ

 

Из письма рабочих губернатору Тверской области:

«…Сегодня Тверской завод ячеистого бетона оказался в непростой ситуации. В 2014 году мы приступили к реконструкции производства, для чего руководство завода получило кредит в «Россельхозбанке» в целях приобретения отечественного оборудования. Дальше по нам, как и по всей строительной отрасли, ударил кризис. К тому же нас серьезно подвел поставщик новой производственной линии, в результате чего завод долгое время не мог выйти на планируемую мощность».

Для понимания глубины проблемы нужно начать с истории. Тверской завод ячеистого бетона был основан Николаем Саяпиным в непростые 1990-е годы на месте заброшенного цеха. Сейчас на предприятии трудится 140 человек, которые выпускают газосиликат. Поясним для читателей, что газосиликат, или ячеистый бетон, отличается от силикатного кирпича наличием пор – такой материал выигрывает в легкости, показателях теплопроводности (меньше пропускает холод) и более удобен в строительстве. Что касается экологичности, то газосиликат занимает второе место после дерева. Таким образом, Тверской завод ячеистого бетона на протяжении 26 лет обеспечивал Тверскую область (и не только) востребованным строительным материалом.

Однако предприятию необходима была модернизация – об изношенности производственной линии как об одной из главных проблем директор Николай Саяпин говорил начальнику департамента строительного комплекса Тверской области еще в 2010 году. «Как заявил директор завода Николай Саяпин, для того, чтобы не потерять конкурентоспособность, предприятию на реконструкцию оборудования цехов необходимо порядка 15 млн евро», – сообщали в то время журналисты еженедельника «Афанасий-биржа».

В 2011 году Николай Тимофеевич ушел из жизни, дело отца продолжил Валерий Саяпин. В 2014 году был взят кредит в «Россельхозбанке» более чем 50 миллионов рублей на модернизацию производственной линии. Слово «импортозамещение» входило тогда в моду, и Тверской завод ячеистого бетона разместил заказ у отечественного предприятия в городе Набережные Челны, предлагавшего аналог современным европейским производственным линиям. Однако поставщик недоукомплектовал оборудование почти на шесть миллионов рублей, в результате чего завод около года терпел большие убытки. Это наложилось на общероссийский экономический кризис, связанный с санкциями.

Как результат, образовалась задолженность «Россельхозбанку». 11 января Арбитражный суд Тверской области рассмотрел заявление кредитора о признании Тверского завода ячеистого бетона банкротом.

 

ФАКТ 2. ПРЕДПРИЯТИЕ ИМЕЕТ АНТИКРИЗИСНЫЙ ПЛАН

«Спрос на продукцию Тверского завода ячеистого бетона только возрастает», – говорит инвестор.

В обращении к губернатору Тверской области сотрудники завода сообщают, что, несмотря на непростое финансовое положение завода, предприятие выполняло перед ними все необходимые обязательства:

«…Был найден инвестор, благодаря которому удалось сохранить все рабочие места, а реконструкция была продолжена. Сегодня у предприятия нет задолженности по заработной плате, все социальные обязательства по отношению к коллективу, который насчитывает около 140 человек, завод выполняет. Планируется открытие новых рабочих мест, увеличение заработной платы. Мы существенно нарастили объемы и качество выпускаемой продукции и уже сегодня, в «мертвый» для строителей сезон заполняем ею складские помещения завода. У рабочих и инженерно-технических работников появилась уверенность в завтрашнем дне, в том, что предприятие сможет достойно преодолеть возникшие трудности и проблемы…».

«Караван» связался с инвестором – предприниматель Евгений Ким ответил на вопрос, какие перспективы есть у предприятия выйти из кризиса:

– Я вижу, что на заводе работает трудоспособный коллектив, выпускающий востребованную продукцию. Сейчас это перспективное направление – в последние годы в России поменялась технология строительства многоэтажных домов, и все чаще вместо силикатного кирпича и железобетонных панелей создаются монолитные каркасные конструкции, которые заполняются газосиликатными блоками. Кроме хороших качественных показателей, это еще и дешевле. В этом смысле спрос на продукцию Тверского завода ячеистого бетона только возрастает. Нам необходимо доукомплектовать производственную линию и выйти на плановые объемы производства. Я уверен, что завод сможет преодолеть кризис.

Директор Валерий Саяпин так прокомментировал проблемы завода:

– Главное, что на предприятии работает слаженный коллектив. 140 человек – это 140 семей, и я благодарен сотрудникам за нацеленность на работу. Действительно, мы выполняем социальные обязательства. Решением проблемы банкротства могла бы стать реструктуризация долга, и мы не оставляем надежды, что руководство «Россельхозбанка» пойдет нам навстречу.

Тем не менее долг перед «Россельхозбанком» не единственная проблема завода, которая стоит на пути его развития.

 

ФАКТ 3. ПРОБЛЕМЫ ЗАВОДА НА РУКУ КОНКУРЕНТАМ

 

Сотрудники завода утверждают, что имеет место намеренная дезорганизация деятельности предприятия со стороны бывших руководителей в угоду конкурирующей организации:

«…По Твери усиленно распространяются слухи о скором закрытии нашего предприятия… Вдвойне обидно, когда такие слухи распространяют «свои» – бывшие руководители и акционеры завода Мусаев и Голубев. Мусаев ходит по цехам и требует от нас прекратить работу, угрожает, что он как учредитель предпринимает все меры для банкротства предприятия и сделает так, что завод работать не будет. В Твери единственным конкурентом нашего завода является ООО «КСМ-1», собственником которого является Секержицкий А.М… Мусаев является бывшим сотрудником Секержицкого, их совместные действия, направленные на прекращение работы завода, нам очевидны, но в этом пусть разбираются правоохранительные органы…».

То, что удалось выяснить «Каравану» по этой части письма, будет интересно поклонникам детективного жанра и, собственно, правоохранителям.

Предприятие «КСМ-1» так же, как Тверской завод ячеистого бетона, выпускает газосиликат – в этом смысле они абсолютные конкуренты. С 1979 по 2000 год директором «КСМ-1» был Мечислав Антонович Секержицкий, он ушел из жизни совсем недавно, в январе этого года. Заслуженный строитель РФ, обладатель многих орденов и медалей, в том числе «Лучшие люди России», Мечислав Антонович вызывал большое уважение в среде строителей и производственников – проститься с ним пришло большое количество коллег по работе, в том числе нынешнее руководство и директор Тверского завода ячеистого бетона. Свои соболезнования выразила и редакция «Каравана» – Мечислав Секержицкий является одним из героев изданной нами книги Бориса Ершова о руководителях советского периода «Мы сделали свое дело. Очередь за вами».

В то же время сын Секержицкого Антон Мечиславович, являющийся собственником завода «КСМ-1», такой безупречной репутацией похвастаться не может. Рабочие Тверского завода ячеистого бетона, судя по письму, подозревают его в действиях, направленных на разрушение конкурента контролируемого им предприятия.

Нет сомнений, что Антон Серкержицкий лично знаком с Гасамутдином Мусаевым и Олегом Голубевым – в свое время они работали на КСМ-1, а потом Николай Саяпин, создавая свой завод, пригласил их к сотрудничеству. Так возникло ОАО «Тверской завод ячеистого бетона», в котором, согласно имеющимся в распоряжении редакции данным, у Николая Саяпина было 26 020 акций, а у Гасамутдина Мусаева – 800 акций.

11 октября 2011 года Николай Тимофеевич Саяпин ушел из жизни, и на следующий день на Тверском заводе ячеистого бетона прошло собрание акционеров. Согласно протоколу, на нем присутствовал лично… Николай Саяпин! Покойный Николай Тимофеевич будто бы проголосовал за освобождение себя от должности и за назначение генеральным директором завода Гасамутдина Мусаева…

При этом распределение акций в этом протоколе было зафиксировано следующим образом: будто бы у Николая Саяпина не 26 020, а всего 13 947 акций. На следующем собрании, случившемся через две недели, акции перевели в доли, ОАО преобразовали в ООО. Получилось, что у наследников Николая Саяпина – 52%, у Гасамутдина Мусаева – 33%, у Олега Голубева – 15%.

Вероятно, жена и сын Николая Саяпина в тот момент, когда решалась судьба предприятия, были в меньшей степени погружены в финансовые заботы, чем в переживания по поводу смерти близкого человека. Сложно было представить, что с людьми, которые проработали с Николаем Тимофеевичем 20 лет, когда-либо возникнет конфликт. Сын Николая Тимофеевича Валерий Саяпин, занявший место отца, столкнулся с этим в дальнейшем.

По данным «Каравана», начиная с 2016 года Мусаев и Голубев являются авторами заявлений в различные правоохранительные структуры на директора и инвестора завода. Это создает дополнительные проблемы в работе и негативно сказывается на репутации завода. Кроме того, по словам сотрудников, бывшие учредители пытаются отбить у них мотивацию трудиться на предприятии. С трудом верится, что все это можно делать по личной инициативе, никак не кооперируясь с главным конкурентом завода – «КСМ-1» и лично Антоном Секержицким.

– Я не могу бросить завод, просто взять и закрыть его, – комментирует Валерий Саяпин. – Мой отец вложил в него много сил, в том числе поэтому он ушел из жизни так рано. Для меня завод – это семейный бизнес и память об отце. Я ищу выходы из кризиса. Благодаря инвестору мы выполняем все обязательства перед работниками и настроены на повышение объемов производства. У меня уже есть поддержка коллектива – необходима лишь поддержка областной власти и, если потребуется, правоохранительных органов.


 

Тверской области в современных условиях необходимо дорожить каждым предприятием. «Караван» будет следить за судьбой Тверского завода ячеистого бетона.

Дмитрий КОЧЕТКОВ

84 0
Лента новостей
Прокрутить вверх