Несколько островов в Конаковском районе продали в частные руки
10 января на 84-м году жизни скончался известный российский биолог, эколог, член-корреспондент РАН Алексей Яблоков – ярый защитник растений и животных, проповедник экологической безопасности. Со смерти Яблокова начался в России Год экологии. Таких парадоксов у нас полно: мы же помним, как Год литературы начался с пожара в крупнейшей библиотеке ИНИОН.
К началу экологического года «Караван+Я» публикует собственное экологическое расследование о судьбе Заборских островов в Московском море, на территории Конаковского района.
ПРОБЛЕМЫ ТВЕРСКОЙ ЭКОЛОГИИ
Последние 15 лет природоохранное законодательство сильно ослабло, как говорят, в угоду развитию российской промышленности и бизнеса. Но промышленного рывка по-прежнему нет, отрасль развивается крайне слабо. Зато вырубка лесов, продажа прибрежных и лесных земель бизнесменам и чиновникам, а также браконьерство увеличились в разы. Накануне 2017-го Алексей Яблоков высказывался весьма скептически по плану «Года экологии», разработанного Министерством природных ресурсов и экологии РФ:
«Это скорее имитация деятельности, ведь в реальности масштабы восстановления лесов в десятки раз меньше масштабов их вырубки, сокращение водоохранных зон привело к бОльшему загрязнению озер, рек и морей, переработка ТБО почти не развивается, VIP-особняки заполоняют зеленые массивы, ограничивая права других граждан на общение с природой».
В Тверской области ситуация с природными ресурсами довольно плачевна. Назовем основные экологические «болевые точки» региона.
В подвешенном состоянии находится судьба памятника природы «Лесопарк конаковский», из-за злоупотреблений кадастровых инженеров и работников Росреестра угроза приватизации грозит Карачаровскому мысу и Карачаровскому парку (мы об этом писали). Судебные дела по этим лесным массивам вернулись из Тверского областного суда в Конаковский городской суд на исправление незначительных орфографических ошибок и почему-то зависли. Возможно, представители ответчиков пытаются выйти или уже вышли на неформальный контакт с конаковскими судьями. Мы-то знаем, что это очень пробивные люди, они пытались обвинить нашу газету в клевете, поэтому будут биться за куски леса до конца и использовать самые разные приемы.
В Осташковском и Селижаровском районах, по нашим данным, царит откровенный лесной криминал. Хвойные вырубают такими масштабами, что, судя по всему, меняется микроклимат – степные ураганы стали частыми гостями в этих некогда лесистых местах. Оставшиеся после реформ немногочисленные лесники боятся общаться с прессой. На грани экологической катастрофы и озеро Селигер – и вода, и берега загрязняются стремительными темпами.
Перед новым годом коллеги из Центра управления расследованиями выложили в сеть фильм о фактическом захвате земель в Зубцовском районе федеральными чиновниками.
Крупные свиноводческие комплексы Тверской области, в частности завод «Коралл» в Бежецком районе, отравляют жителей окрестных деревень удушливым запахом, а местные реки и ручьи – отходами производства.
И это лишь маленькая часть экологических проблем, известных нам и некоторым неравнодушным людям. Что даст России и Тверской области «Год экологии»? Разрешит ли он в пользу общества вышеописанные случаи или снова окажется дешевой фикцией?
НА ОСТРОВАХ ПОЯВИТСЯ ГОСТИНИЦА?
В этой статье мы расскажем о вопиющем случае нарушения природоохранного законодательства. Речь пойдет о приватизации земель ООПТ из федеральной собственности с неутвержденными кадастровыми границами. Подобная ситуация уже произошла с Бобачевской рощей в Твери. А сейчас под угрозой оказались Заборские (Григорьевские) острова.
В Иваньковском водохранилище есть группа живописных островов, признанных памятником природы еще во времена СССР и подтвердившие этот статус в начале 90-х. Тем не менее часть территорий острова «Карачарово» и острова «Зеленый» каким-то образом оказались в частных руках и были поставлены на кадастровый учет в 2004 и 2007 годах. В 2016-м приватизированной стала и оставшаяся часть острова «Зеленый» – самого крупного в архипелаге. Примечательно, что во всех случаях постановки на кадастровый учет островных территорий фигурирует инженер Надежда Греховодова.
Еще одной странностью являются адреса теперь уже частных островов: улица Пригородная и Селиховское сельское поселение. Эти объекты расположены, скажем так, в стороне – на «материке» и фактически дублируются другими кадастровыми номерами. То есть, как и в случае с Карачаровским мысом и парком, мы наблюдаем кадастровый подлог? Неужели тверской Росреестр оказался причастен к продаже и Заборских островов? К слову, в архипелаге есть еще один зарегистрированный в кадастре участок земли – остров «Долгий», но на нем (во всяком случае, если судить по документам) есть юстировочная вышка и насосная станция. Зарегистрированная земля на Долгом также частная, но в адресе значится: Григорьевские острова…
Первый тревожный звоночек журналисты, экологи и общественники проспали или, по крайней мере, не предали всеобщей огласке, когда в 2004 и 2007 годах были приватизированы 1/3 острова «Карачарово» (не путать с поселком Карачарово, Карачаровским мысом и парком) и 1/2 острова «Зеленый». Ну а более широкую популярность история с ООПТ Заборские (Григорьевские) острова стала набирать с 2015 года. Именно в ноябре 2015-го на страницах «Тверских ведомостей» вышла статья о том, что острова нужно срочно спасать от дикарей, то есть от простых отдыхающих, и передать группу островов в распоряжение ООО «Конаково Девелопмент» по договору частно-государственного партнерства как экологически надежной компании.
Сколько же в этом лицемерия, но, как известно, «Тверские ведомости» – рупор областного правительства, тогда еще возглавляемого Шевелевым, и неудивительно, что они пытались подать протухшее блюдо под вкусным соусом. «Конаково Деволопмент» – организация, занимающаяся строительством. Знающим людям стало ясно, на островах появится элитная гостиница.
Чуть ранее, в октябре 2015-го, нарисовался некий государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, его сотрудники провели комплексное экологическое обследование (КЭО) Заборских островов. Причина этих телодвижений, в общем-то, высосана из пальца: недостаточная изученность архипелага в экологическом и природоохранном аспектах. Для КЭО нужен был формальный повод, зацепка. В исследовании сказано о большом значении Заборских островов как памятника природы – не только в научном, но и в рекреационном плане. Однако в работе нет информации о заказчике – вроде бы питерский лесотехнический университет провел экспертизу самостоятельно и бескорыстно. Но ничего бескорыстного в нашем мире нет.
Похоже, что университет был нанят минприроды Тверской области, а чиновники, в свою очередь, сдружились с «Конаково Девелопмент» и, видимо, были неплохо вознаграждены за это. Почему по этому поводу не было информации? Видимо, боялись огласки. К тому же Сергей Орлов, на тот момент возглавлявший минприроды региона, не провел открытый конкурс среди экологических организаций. По нашим данным, экс-министр был давно знаком с сотрудниками университета, так как работал в свое время в департаменте природных ресурсов Ленинградской области.
В ДОКУМЕНТАХ – ОДНА ВОДА
По итогам КЭО ученые сделали выводы, что острова богаты ценными видами растений и животных, в том числе и краснокнижных, однако часть острова «Карачарово» включать в новые границы памятника природы нецелесообразно – якобы из-за того, что там остались постройки санатория Карачарово: «их лучше реконструировать под «аналогичный гостиничный комплекс».
В то же время исследователи ничего не сказали об острове Зеленый, будто он не остров вовсе. Солидарна с экспертами и природоохранная прокуратура – они также не видят слона. В ответном прокурорском письме, адресованном местным жителям, выражается полное доверие Санкт-Петербургскому лесотехническому университету и Росреестру Тверской области.
Правоохранителей не смущает ни дублирование в кадастровых номерах и отсыл к материковым участкам, ни советские и российские постановления и карты о том, что Зеленый является островом Григорьевского архипелага. Не видят они нарушений и в работе минприроды Тверской области в части проведения конкурсных работ.
Чтобы окончательно замять любые упоминания о выведенных из ООПТ островах, чиновники от минприроды подготовили проект-постановление о переименовании и изменении площади особо охраняемой природной территории регионального значения Тверской области памятника природы «Заборские (Григорьевские) острова Иваньковского водохранилища», утверждении паспорта памятника природы «Заборские острова» в первой половине 2016 года. В то время Игорь Руденя был еще и.о. губернатора Тверской области, а Орлов уверенно сидел в своем кресле. При первом знакомстве может показаться, что этот проект создан в защиту архипелага, охранную территорию предложено расширить со 124 га до 431 га. Так, например, может подумать губернатор, бегло прочитавший подложенный на стол документ, коих тысячи. Но, если изучить постановление и паспорт памятника, то становится ясно, что прибавленная территория – это лишь вода. В реальности ООПТ вместе с островом «Зеленый», частично островами «Карачарово» и «Долгий» потеряют 78 га суши, останется лишь 46 га, остальное – акватория вокруг островов.
Такими темпами можно распродать оставшиеся острова федеральной собственности водного фонда РФ и включить в ООПТ все Московское море, представьте, какой огромный памятник природы получится! В качестве легальной частной собственности в проекте указан лишь участок на острове «Долгий», остров «Карачарово» также упоминается вскользь, об острове «Зеленый» ни слова. В документе есть неоднократно повторяющееся сочетание: «зона с особыми условиями использования», и это совсем не ООПТ, просим не путать. Так вот именно под этим словосочетанием и фигурирует, вероятно, теневая частная собственность, отошедшая к ООО «Конаково Девелопмент».
Пока нет официальной информации, на какой стадии находится проект-постановление и паспорт ООПТ «Заборские острова» с измененными границами. Подписаны ли эти документы федеральным министерством природных ресурсов и далее губернатором – неизвестно. Региональное министерство пытается закрыться от прессы. Сотрудник природоохранной прокуратуры, занимающийся вопросом «Заборских островов», на больничном. Остается ждать. Если подписи под документами не стоят, то у экологов и активистов еще есть мизерный шанс побороться за острова.
P.S. Мы не потеряли в одночасье все прибрежные земли, леса, водоемы и острова. Процессы длились десятилетиями. Этому, безусловно, способствовало и людское безразличие, основной массе обывателей все равно, что будет завтра, а за законные права большинства бьется горстка неравнодушных. Так во всем. Пока люди будут молчать, не ходить на общественные слушания, не писать жалобы во все инстанции, острова продолжат уплывать в частные руки «экологически ответственных» организаций. И да, чтобы нас не считали дикарями, нужно хотя бы убирать за собой мусор.
Павел КИРИЛЛОВ