Как журналист «Каравана» устраивался на работу в сетевую компанию
В Твери, как и по всему миру, активно работают сетевые компании, действующие по принципу финансовых пирамид. Такие фирмы, как «Тяньши», «Дешели» и т.п., предлагают жителям стать их агентами, купить товаров на определенную сумму, затем их продать и «заманить в сети» своих знакомых – тогда, возможно, они получат «пассивный доход». Кажется, эта хитрая схема ясна как день, однако на удочку по-прежнему попадается множество граждан, в основном студентов и пенсионеров. Журналист «Караван+Я» решил устроиться на работу в одну из сетевых компаний, чтобы разглядеть дракона изнутри.
Моя подруга однажды попала в такую сеть. Лет 6 назад, будучи студенткой, по объявлению в газете она оказалась на семинаре китайской компании «Тяньши» («Тиенс»), после которого оставила 15 000 рублей.
– Что накупила, уже не помню: какой-то чай, кофе, косметику… – рассказала Кристина. – Конечно, ничего не продала, все лежало мертвым грузом. А немалые деньги потратила. Как это вышло – даже не поняла. Наверное, молодая была, да и они настолько убедительны, что начинаешь верить…
Стоимость продукции таких фирм (травяные чаи, биодобавки, химия и косметика) совсем не дешевая. И если «Орифлейм» и «Эйвон» – более простые сети (невысокие цены, работа по каталогу, нет «обязаловки» самим покупать продукцию), то «крокодилы» рынка работают так агрессивно, что ты закупаешь ненужных вещей на десятки тысяч, а опомнившись, не знаешь, что делать.
«Тяньши» будоражила тверской кадровый рынок не один год. Я сама дважды попадала в их руки по разным объявлениям: «менеджер по продажам», «специалист колл-центра» и даже «секретарь». Один раз со мной разговаривали лично, в другой – устроили общий семинар для претендентов. В итоге – куча потраченного времени, умные разговоры о заработке и ноль рублей дохода. Основной «клиент» таких сетей – это неопытные студенты, женщины в декрете и пенсионеры, привыкшие верить всему, что написано.
Вычислить такую сеть несложно: в объявлениях на работу часто встречаются фразы типа «высокий пассивный доход», «гибкий график», «принимаем без опыта работы». При этом предлагаемые должности завуалированы: «менеджер по продажам», «специалист по работе с клиентами», «специалист колл-центра», «секретарь», «администратор». В определении фирмы – «динамично развивающаяся компания» или «лидер на мировом рынке». Иногда указываются адрес и название, а по телефону вы попадете на человека, который обещает всю информацию рассказать на собеседовании, а не по телефону: «Приходите и все узнаете». Если все факторы налицо, скорее всего, вы попали на крючок сетевиков.
С ЮРИДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ…
Андрей Фролов, юрист:
– Сетевой маркетинг – это продвижение товара через сеть постоянных клиентов. Обычно фирма предлагает потребителю стать еще и партнером, строя аналогичную сеть вокруг себя. За это ему полагается вознаграждение, которое зависит от количества приглашенных.
Потребители часто не настаивают на заключении договоров с фирмой-продавцом. А продавец также не заинтересован в фиксации отношений, обещая устно выполнить свои обязательства. Как итог – судебные перспективы к такой фирме практически отсутствуют.
Сами потребители в основном не понимают, что, предлагая товар, они не занимаются предпринимательской деятельностью (на свой страх и риск), так как не платят налогов. Сетевой маркетинг для большинства – лишь «подработка». Серьезно здесь зарабатывает лишь фирма-продавец и те, кто стоит на вершине пирамиды сетевого «бизнеса».
«СНАЧАЛА КУПИТЕ ТОВАРОВ НА 7000»
Я решила сходить на собеседование и рассказать, как работает подобная схема «пассивного дохода».
Мой выбор пал на набирающую обороты NL International, пропагандирующую современную порошковую еду. По утверждению компании, этот чудо-порошок способен заменить привычные курицу с гречкой. На сайте представлены чай, кофе, косметика, чистящие и моющие средства. Цены впечатляют: за коробку Energy Diet Smart (15 порций «умной еды» по 30 гр.) вы отдадите 2200 рублей, а за пачку пакетированного чая (60 штук) около 500 рублей. Но самое интересное, что онлайн-заказ невозможен. Клиенту должен быть присвоен личный id. Это значит, ты сам должен быть менеджером компании или выйти на такого менеджера. Что я и попробовала. Договорилась о встрече, и вот я в одном из офисов тверского ТЦ «Домино».
Меня встречает менеджер Елизавета, за соседним столом – еще две сотрудницы компании. В течение получаса к ним приходят студентки, желающие подзаработать.
– Уже слышали о нас? – стандартный вопрос.
– Да, немного ознакомилась в Интернете. Натыкалась и на негативные отзывы…
– Отзывы всегда бывают разные… Сначала я расскажу об ассортименте продукции, а потом о способах оплаты.
На меня посыпались слова Energy Diet, Smart, Energy Slim, Energy Pro. По словам менеджера, такой прием пищи не просто удобен – залил молоком и размешал, но и максимально полезен, и ничем не уступает обычному мясу, овощам и крупам. А цена не такая уж большая: в среднем одна порция выходит около 144 рублей. «По цене чашки кофе, да и не каждый бизнес-ланч купишь за такие деньги», – убеждает меня девушка. Больше всего меня удивил факт, что такой порошок «принимала и беременная женщина», а также он «даже лучше детских смесей, так как содержит больше витаминов и пчелиное маточное молоко».
– Я сама часто пью такие коктейли, когда не успеваю подкрепиться. А моим знакомым такая смесь помогла похудеть (типичные маркетинговые приемы).
Я покорно слушаю об особенностях и качестве продукции («мы сравнивали наши пакетики с чаем «Липтон», там сплошная труха, а здесь есть листочки» – или «средство для мытья посуды не остается на ней в отличие от Фейри») и жду, когда мне расскажут, как я смогу заработать.
Выяснилось, что есть три позиции: личный объем, групповой объем и бонусы от начальства.
Денежный эквивалент здесь считается в системе pv, так как компания международная. В личном объеме за месяц ты должен получить минимум 70 pv – примерно 7000 рублей. Причем на эти деньги ты сам покупаешь продукцию и предлагаешь знакомым. Каждый менеджер должен ее покупать, иначе как ты будешь предлагать, не пользуясь!
Дальше интересней – с этих денег ты получаешь процент, который не можешь забрать. Что же с ним делать? Правильно – купить новую продукцию. И так каждый месяц. С этой группы ты можешь получить минимальные деньги, если соберешь от 200 pv (20000 рублей). А где тогда обещанный «пассивный доход»? В помощь менеджеру – групповой объем. Именно здесь ты находишь таких же менеджеров и записываешь на себя. Их суммарный доход для компании (или траты на нее) суммируются в твой процент.
Но, чтобы найти этих людей, надо постараться, плюс – каждый из них должен быть активен хотя бы на 70 pv. Девушка рисует на бумаге кружки со стрелками, которые складываются в знакомую «пирамиду».
– А разве это не финансовая пирамида? – спрашиваю в лоб.
– Весь сетевой маркетинг основан по такому принципу.
– А почему компания не работает как обычный интернет-магазин?
– Ну, тогда и не нужны бы были сотрудники. Так о нашем продукте больше узнают…
Вывод один: прибыли ты не получаешь, лишь тратишь деньги и время. Возможно, кто-то и остается в этом бизнесе и начинает зарабатывать. Лично у меня таких знакомых нет, а вот обманутых клиентов – множество.
«ТРАДИЦИОННОЕ ПИТАНИЕ – САМОЕ ЛУЧШЕЕ»
На своем сайте компания утверждает, что пакетированный порошок – это настоящая «умная» еда. Она полезна для здоровья: в каждой порции выверен баланс белков, жиров, углеводов, плюс 23 витамина и минерала, клетчатка и комплекс ферментов для быстрого жиросжигания.
Может ли такое быть? Мы проконсультировались с диетологом Яниной Атирек-Живоглазовой.
– Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 30% – от окружающей среды, на 10% – от генетики и на 10% от лечебных процедур. Под образом жизни в первую очередь подразумевается питание.
Мечта об идеальной пище, которая будет содержать только полезные вещества и поможет сделаться человеку более совершенным, существовала всегда. Одна из самых известных теорий – теория элементного питания.
Ее суть сводилась к тому, что потребляемую пищу следует заменить веществами, поступающими из желудочно-кишечного тракта в кровь: аминокислотами, глюкозой, жирными кислотами. В эти диеты также входили витамины, микроэлементы, соли. Профессор Л. Уинитц, руководивший этой программой, считал, что за таким питанием будущее.
Но идея потерпела фиаско. Во-первых, в этой системе не учитываются такие функции пищи, как принесение удовольствия, эстетическая составляющая. Во-вторых, не учтены особенности работы ферментных систем организма. В-третьих, балластные вещества, которые предлагалось полностью удалять из элементной диеты, являются регулятором работы кишечника, «пищей» для микробиоты, механизмом дезинтоксикации. Таким образом, обычное питание, состоящее из продуктов животного и растительного происхождения, сегодня признается единственно рациональным.
В случае если человек следит за сбалансированностью своего рациона и понимает, что недобирает важных нутриентов, то вариант добавления коктейлей возможен. Но необходимо помнить, что, согласно рекомендациям Института питания, ВОЗ и пр., 80% питательных веществ необходимо получать из компонентов пищи, и только 20% могут заменить добавки. Задача компаний, утверждающих, что их продукт является лучшей альтернативой еде, – заработать денег. В лучшем случае это бесполезная трата денег, времени и здоровья, в худшем – опасная.
Ирина СМИРНОВА