Игорь Растеряев презентовал в Твери альбом «Дождь над Медведицей»
Тверская область для музыканта Игоря Растеряева невольно стала одним из главных сакральных мест. В волгоградских степях он ищет вдохновение, в Санкт-Петербурге творит, а на тверском поле, по сути, началась его глобальная концертная деятельность – с фестиваля «Нашествие-2011». Вот и сейчас в Твери на сцене ДК «Металлист» открылся концертный сезон 2017 года. Бард с гармошкой презентовал тверитянам новый альбом «Дождь над Медведицей» и, конечно, сыграл свои старые хиты: «Комбайнеры», «Георгиевская ленточка», «Русская дорога», «Ромашки», «Рожок», «Дядя Вова Слышкин», «Казачья», и из этой же южной серии не менее залихватские песни «Ростов» и «Атаман».
Кроме песен, Растеряев, как обычно, рассказывал разные забавные истории:
– Приехал как-то на Мамаев курган зимой и решил пойти в музей «Панорама», посвященный битве под Сталинградом. Смотрю, стоит техника – два танка Т-34, я сфотографировался и зашел внутрь в музей. Выхожу, смотрю, а танков нет, только следы на снегу, рядом дворник с лопатой. Я спрашиваю: «А где танки?». «Да пацаны соляру принесли и уехали, мы периодически заводим, кружок делаем, чтоб они не заржавели». – «В смысле, танки на ходу?» – «А как же, мы всегда готовы!»
– Для поездки в Германию мне понадобилось получить загранпаспорт и визу, а также пройти процедуру сканирования отпечатков пальцев. Прихожу, сидит там девушка в кабинке и просит приложить палец к квадратику. Я приложил. Она еще раз попросила, я снова приложил – не прошло. Потом опять. Наконец она спросила: «У вас что, жирные руки?» «Да я об этом как-то не думал». «Вы кем работаете, у вас отпечатки не читаются?». «Я на гармошке играю». «Вам с такими руками не на гармошке, а прямая дорога в уголовники».
Историй было очень много – например, когда снимался клип к песне «Дождь над Медведицей». Стояла жара, и для создания эффекта дождя друзьям Игоря Растеряева пришлось поливать из шланга реку, что заставило местных жителей усомниться в адекватности ребят. Сама песня – это история казаков, оказавшихся по разные стороны баррикад в первой четверти XX века. Капли дождя здесь и слезы, и многочисленность всех, кто сгинул, но все же душой вернулся в родные места донских степей:
Зря меня, дождь, ты гонишь
домой –
Я до нитки промокну тобой.
Знаю я, не вода с облаков –
Это слезы донских казаков:
С Соловков, из холодной тайги,
Из промозглых болот.
Вдруг поднялись, и вот
Вновь пришли налегке
В гости к родной реке, чтобы
с нею потом
Навестить тихий Дон…»
Новый альбом, как мне кажется, получился очень глубоким и рефлексирующим. Если предыдущий альбом «Рожок» был на момент выхода самым лиричным, то альбом «Дождь над Медведицей» получился еще глубже. Некоторые песни цепляют до мурашек, например стих «Дед Агван», о том как в Берлине советский солдат дотащил смертельно раненого немца:
«Взвалил его, и на этаж –
Туда, где папа с мамой,
Где взрывом балку повело,
Где теплится лампада:
«Встречайте, фрау, своего
Немецкого солдата…»
…Тут я его перебивал,
Дослушивал едва ли
Дедуня, что за ерунда!
Давай, как вы стреляли!
…
…Его уж нет, а я большой.
И вдруг я докумекал:
В тот день был самый главный
бой
За звание человека.
Зал был полон, люди свисали даже с балкона, а под конец подошли к сцене и стали плясать. Успех Растеряева связан, как мне кажется, с тем, что он поет о сложных, а иногда страшных или смешных вещах – простым языком. В основе всего – русская душа, чем-то архаичная, иногда взбалмошная и безрассудная.
Может, дело здесь не только в текстах, но и в манере автора, а может, в гармони? Старинный инструмент забыт и вытеснен из повседневной жизни, но то озорной, то плачущий голосок гармони воспринимается даже сегодня необыкновенно органично.
Павел КИРИЛЛОВ