Почему деревня под Тверью осталась без транспортного обслуживания
Деревня Николо-Малица, ставшая фактически западной окраиной Твери, известна своим полигоном для мотокросса, а также красавцем монастырем. В Николаевский Малицкий мужской монастырь со всей России тянутся паломники, чтобы увидеть восстановленную с нуля святыню и ощутить силу богослужения по афонскому уставу. На воскресные службы приезжают в монастырь и тверитяне. Последние годы на Петербургском шоссе, а также на трассе М-10 велись активные работы по расширению дорожного полотна и строительству развязок. Казалось бы, эти дороги должны были улучшить транспортную инфраструктуру вокруг деревни, избавить от пробок, но в итоге вышло наоборот. Из-за особенностей конструкции развязок, а также новой дорожной разметки Николо-Малица фактически осталась без транспортного сообщения, а шум и пыль, возникшие из-за расширения дорожного полотна и вырубки деревьев, сильно отравили существование местным жителям
ЖЕРТВЫ «ВЕЛИКИХ РЕФОРМАТОРОВ»
1 октября 2016 года было отменено маршрутное такси №23 (233), которое 14 лет развозило людей по маршруту поселок Химинститут – деревня Николо-Малица. Это стало следствием очередной волны транспортной оптимизации, начавшейся в 2016 году и усугубившей кризис пассажирского транспорта.
Отмена маршрута №233, по мнению таких экспертов, как заместитель начальника департамента дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Твери Артур Сычев, является рациональным решением, ведь маршрутка дублировалась, другими номерами: №1,№10, №31, №41, №52, №204 и отбирала хлеб у городских автобусов МУП ПАТП-1. При этом никто из «великих» реформаторов городского транспорта не озаботился тем, как доберутся до работы жители Николо-Малицы, ведь до их деревни городские автобусы почему-то не доезжали.
В итоге давление на администрацию города и области дало свои плоды, пусть и не совсем сладкие: осенью 2016 года чиновники и перевозчики заключили неофициальный договор, по которому от Николо-Малицы до Речного вокзала (а не до Химинститута, как раньше) должны были курсировать 4 микроавтобуса. Но в итоге на линию вышла одна маршрутка, а через неделю исчезла и она. Альтернатива в виде маршрутного такси №204 оказалась неприемлемой, так как маршрутка заезжала в деревню изредка.
18 ноября состоялась прямая линия жителей Николо-Малицы с советником президента Андреем Фурсенко (бывшим министром образования РФ, главным инициатором введения ЕГЭ). Он обещал все разрулить, но только обещал. Ближе к декабрю о проблеме сообщения деревни с остальным миром узнал губернатор. Игорь Руденя также пообещал восстановить связь Николо-Малицы с большой землей…
С тех пор прошло 1,5 месяца – слова остались словами. Зато открылись развязки, Петербургское шоссе и трасса М10 значительно расширились, вместо прерывистой разметки появились сплошные. По иронии судьбы, реконструкция дорог лишь ухудшила и без того катастрофическое транспортное сообщение и окончательно зажала в клещи многострадальный населенный пункт. Из-за двойной сплошной маршрутка №204 перестала заезжать в Николо-Малицу, высаживая пассажиров прямо на трассе. Все праздничные дни и оставшуюся часть января жители деревни пробыли в изоляции, безуспешно пытаясь дозвониться до администрации области, города и района. Чиновники, по нашим данным, общались крайне неохотно, бросали телефонные трубки и лишь в конце января микроавтобус №233 снова появился в деревне, его маршрут продлили до Химинститута. И опять все решилось неофициально, типа «по понятиям».
24 января министерство транспорта Тверской области, администрация Твери и перевозчики сели за стол переговоров. Маршрутку №233 решили оставить и продлить до Химинститута, а для ее полноценной легализации выдать перевозчику маршрутные карты и свидетельства в соответствии с законом №75 об организации транспортного обслуживания населения (утратившим силу и эволюционировавшим в закон Тверской области от 4 февраля 2016 г. №8-ЗО «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Тверской области»).
Но уже на следующий день администрация Твери дала заднюю и выступила резко против. Подковерные интриги между городской и областной администрацией в лице минтранса вредят и пассажирам, и перевозчику. Последнему есть чего опасаться: в любой момент транспортная инспекция (УГАДН) может поймать нелегальный микроавтобус №233 и оштрафовать предпринимателя на 300 тысяч рублей за отсутствие этих самых карт маршрута.
Каламбур заключается в том, что карательное ведомство может это сделать как бы по своей инициативе, но все же спровоцированной официальным приказом или настойчивой просьбой сверху. Под приказом подразумевается министерство транспорта Тверской области, под просьбой – кто угодно: представители городской администрации, заинтересованные в процессе депутаты или иные лица, способные проломить любую преграду рублем или связями.
Сегодня Николо-Малицу обслуживают 8 микроавтобусов, предприниматель не рискует выставлять больше, из-за подвешенного состояния с легализацией маршрута. Интервал движения микроавтобусов в 15 минут не выдерживается из-за протяженности маршрута, люди ожидают транспорт по 30 минут и более. Местные с тревогой смотрят в будущее, они боятся, что перевозчик может снова их покинуть не только из-за отсутствия пресловутых маршрутных карт и свидетельства, но и из-за весенней распутицы, готовой размыть и без того убитые проселочные дороги.
ПАССАЖИРОВ БРОСАЮТ ПОД КОЛЕСА
Сергей, Любовь и Надежда – постоянные жители Николо-Малицы, согласились провести небольшую экскурсию по деревне и рассказать о наболевшем. А проблем действительно много. Это и полулегальный бетонный завод, штампующий кольца для колодцев в промышленном масштабе – производство находится в жилой зоне, и летом облако бетонной пыли покрывает всю деревню.
Кроме того, новая ЛЭП проходит прямо над домами и огородами, что тоже не радует местных жителей. А племзавод в поселке Заволжский, по их словам, в течение многих лет сбрасывает свиные фекалии в речку Межурку, едкий запах накрывает не только Николо-Малицу, но и микрорайон «Юность». Несмотря на жалобы, завод является непотопляемым как и то, что сбрасывается в Межурку. Не видит грубых нарушений в работе свиноводческого комплекса и природоохранная прокуратура. Но самые главные проблемы деревни – это пресловутый транспорт и новые дороги. Они сплелись в такой Гордиев узел, что разрубить его пока не удалось
– Весь сыр-бор с отменой 233-й маршрутки начался из-за того, что администрация Твери отстаивает права городского автобуса №41, но ведь он доезжает до горбатого моста и сворачивает в Юность, почему чиновники не сделали городской маршрут, протяженностью до нашей деревни? Ведь Николо-Малица фактически окраина Твери, – негодует Сергей.
– Другая проблема в том, что маршрут 233 толком не прописан: то ли он идет через Речной вокзал и центр, то ли по Туполева на Восточный мост
– Обращались в приемную Путина, писали губернатору, в приемную ЕР, к депутатам Госдумы и Заксобрания Тверской области, в прокуратуру Тверской области. Последняя бессовестным образом перепечатывает отписку администрации.
Мы подъехали к первой линии домов: сквозь жиденький сосновый лес гудит трасса М-10. В связи со строительством развязки и расширением дорожного полотна до 6 полос уменьшили и без того тощую прослойку леса, осуществляющую пылезвукоизоляцию, и сейчас поток машин значительно увеличился. Трассу расширял Росавтодор и, согласно ГОСТу Р 52398-2005, она перешла из обычной 4-й категории в скоростную. Сергей перелопатил изрядное количество документов и нормативных актов по дорожному строительству и нашел в них массу нестыковок:
– В отраслевом методическом документе (ОДМ 218,2,013-2011) Росавтодора минимальное расстояние от скоростной дороги до территории, требующей защиты от транспортного шума, – 3000 м, однако первая линия домов находится в 100 метрах от трассы. Резко ухудшились условия жизни. В свое время люди покупали здесь участки в надежде быть ближе к природе, но теперь их жизнь превращается в пытку. В своих обращениях к чиновникам мы просили установить вдоль дороги защитные ограждения, как возле деревни Черкассы, но все перекладывают ответственность друг на друга, присылая отписки, дескать, такого в проекте не было. Но в то же время проходили общественные слушания по реконструкции трассы М-10, на которых присутствовали главы муниципальных образований, но никак не жители. Наше мнение не учли, и теперь чиновники и Росавтодор пытаются уйти от ответа.
К нам присоединился Игорь, его дом оказался самым ближним к дороге. Мужчина рассказывает, что от потока машин в доме иногда дрожит посуда. Если на М-10 много шума и пыли, то с другой стороны, на Петербургском шоссе, проходящие мимо маршрутки не могут попасть в деревню и буквально бросают пассажиров под колеса бешено мчащихся авто. На этом месте в русскую рулетку не играют даже кошки – кажется, поток машин не прекращается ни на секунду. При этом шоссе сделано с уклоном и автомобили выныривают из-за пригорка, удваивая риски. О том, что это место опасно для жизни и здоровья, безмолвно свидетельствуют и разбросанные по обочинам пластиковые обломки бамперов и корпусов зеркал заднего вида. Надземный переход здесь необходим, иначе трагедий не избежать. Опасный тракт пересекают не только взрослые, но и дети – учащиеся, посещающие школу в поселке Заволжский. На наших глазах дорогу перебегала женщина, ожидавшая удобного момента около 10 минут.
– Галина Николаевна, – представилась запыхавшаяся собеседница. – Я здесь, вообще-то не живу, но выросла здесь и вот приехала в гости к бабушке спустя 40 лет. Так сделали дорогу, что не попадешь в деревню, а 233-ю маршрутку ждешь 2 часа, поэтому езжу на 204-й. Это невозможно… – Галина Николаевна заплакала.
P.S. Во время сдачи этого номера должна была решиться судьба получения предпринимателями маршрутных карт и свидетельств для 233-го маршрута от министерства транспорта Тверской области. «Караван» следит за развитием событий.
Павел КИРИЛЛОВ