Пожар детской областной больницы
О чем сказала трагедия в Твери и как она изменит здравоохранение в регионе
ЧП во время праздников стали печальной традицией в областном центре: в новогодние каникулы пол-Твери замерзало из-за прорывов на теплотрассе, а в ночь с 23 на 24 февраля загорелась Детская областная больница. Пожалуй, страшнее бедствия для столицы региона выдумать было нельзя. Чудом никто не пострадал – 101 пациент-ребенок и 18 родителей были вовремя эвакуированы в другое здание.
Возгорание произошло предположительно в одном из технических помещений третьего этажа, после чего пожар пополз на чердак и там свободно распространялся. Огонь перекинулся на кровлю, вскоре произошло обрушение перекрытия между вторым и третьим этажами.
Площадь пожара составила 1200 кв. м. Тушили всю ночь – были задействованы подразделения всего тверского территориального гарнизона, т.е. все соседние районы – Кимры, Старица, Вышний Волочек, Лихославль, Торжок…. Около 4 утра работы прекратились, однако в 8 утра снова появились признаки возгорания. Обо всех сложностях «Каравану» рассказал один из пожарных:
– Перекрытия больницы были деревянными, поэтому огонь перемещался внутри них непредсказуемо. Огонь тушили в одном помещении, но по этим перекрытиям он очень быстро распространялся и неожиданно возникал в другом кабинете. Один раз мы тушили второй этаж, после локализации огня пришлось вскрывать перекрытия, чтобы убедиться в том, что пожар полностью потушен.
О полной ликвидации пожара МЧС России по Тверской области сообщило в 11.35.
ПРИ ТУШЕНИИ ВОЗНИКЛИ ПРОБЛЕМЫ
ЧП в Детской областной больнице вскрыло исконные тверские проблемы.
Так, по всей видимости, напор воды в пожарных шлангах не позволял достигать третьего этажа. Однако «Тверьводоканал» не стал увеличивать давление в трубах, опасаясь прорывов из-за изношенности сетей. В результате пожарным пришлось делать прорубь на Волге и качать воду оттуда.
– Приказа заходить внутрь больницы не было, так как перекрытия обрушались, и пожарные могли погибнуть. Тушили стихию с помощью телескопических стрел и лестниц, на Волге стояли две ПНС (передвижные насосные станции) с производительностью в 110 литров воды в секунду, – сообщил пожарный.
Однако Александр Пухов, замначальника главного управления МЧС по ГПС, опроверг информацию о вине «Тверьводоканала» на пресс-конференции 27 февраля:
– С водой проблем не было. Просто в одном месте четыре пожарные машины производят большой забор воды, и по техническим характеристикам диаметр водопровода не позволяет увеличивать мощность. К водоканалу претензий нет.
(Вот так. Не состояние труб не позволяет, а диаметр. Были бы трубы пошире – и до «Рюмки» (не дай Бог, конечно) дотянули бы. )
Игорь Руденя выразил благодарность сотрудникам МЧС, которые ликвидировали пожар в Детской областной больнице. Всего на объекте работали 232 человека и 69 единиц техники, в том числе от МЧС России – 193 человека и 52 единицы техники.
Тем не менее трагедия показала недостаток человеческих ресурсов в МЧС:
– В ликвидации ЧС участвовали не только пожарные части Твери, но и других городов Тверской области, – рассказал один из сотрудников МЧС. – Этот случай показал, что человеческих ресурсов в службе не хватает, когда дело касается таких страшных и масштабных чрезвычайных ситуаций. Несколько лет назад в подразделениях МЧС шли масштабные сокращения: всех, кому больше 45 лет, списывали на пенсию, а новых людей не набирали. В результате оптимизации пожарные части потеряли до четверти сотрудников. В частности, из-за этого с огнем не удалось справиться в более короткие сроки.
ХАЛАТНОСТЬ, СИГАРЕТА ИЛИ ПОДЖОГ?
Следователи возбудили уголовное дело по ч. 1.1 ст. 293 УК РФ («халатность») по факту пожара в Детской областной клинической больнице. Как полагает следствие, возгорание произошло из-за ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами больницы, ответственными за противопожарную безопасность. Кроме материального ущерба, возгорание «повлекло существенное нарушение прав и законных интересов около 140 граждан, в том числе малолетних пациентов, на право получение медицинской помощи ввиду их эвакуации из данного учреждения здравоохранения».
Интересен тот факт, что сигнализация была выведена не на пульт МЧС, а на пульт охранника. Следственный комитет выясняет обстоятельства, что за фирма устанавливала и почему решили сделать именно так.
Вызывает удивление, что в областной детской больнице не было автоматической системы пожаротушения. В приличной гостинице зажигалку зажжешь – тут же с потолка польется вода. Если в коммерческих фирмах назначают штрафы, дай лишь повод, то в областной больнице, по-видимому, все пустили на самотек.
В СМИ активно называли виновником некоего «мальчика в серой куртке», который якобы курил на чердаке. Дети уверяют, что видели этого мальчика, крадущегося по лестнице.
Охотно верится в рассказ о том, что маленькие пациенты почувствовали запах гари за несколько часов до пожара, пожаловались персоналу и охранникам, но те не нашли источник возгорания (или не искали). Охранники в больницах и школах существуют в основном, чтобы не пускать в отделения родственников или пришедших на консультацию к врачам пациентов. В случае реальной угрозы они бесполезны.
Есть и другая, конспирологическая, версия причины пожара – поджог. Дело в том, что в декабре со скандалом был уволен главврач Детской областной больницы Иван Бармин, тщетно пытавшийся отсидеться на больничном. На его место была назначена Анна Зайцева, бывший главврач 3-й городской больницы. Если верить ее словам, это назначение произошло неожиданно для нее самой. Второй неожиданностью, но уже неприятной, стал пожар.
О наличии протестных настроений в больнице «Караван» писал в материале «Что ждет детскую областную больницу?». Главный врач детской областной больницы Анна Зайцева пока воздерживается от комментариев.
Все обстоятельства трагедии еще предстоит выяснить. Пока в рамках уголовного дела, возбужденного по статье «Халатность», назначено пожарно-техническое исследование. Выясняются причины возникновения возгорания, устанавливаются точная сумма ущерба и количество лиц, которым был причинен моральный и материальный вред, а также виновные в произошедшем.
ГДЕ ТЕПЕРЬ БУДУТ ЛЕЧИТЬСЯ ДЕТИ?
Отделения в сгоревшем старом здании были серьезные: неврология, нейрохирургия, урология, здесь лежали дети с онкологическими заболеваниями, два терапевтических отделения. А еще – вся диагностика. Уничтожены отделения МРТ, КТ. Кроме того, именно здесь находились административные кабинеты.
Сейчас предстоит разбираться с тем, как дальше будет функционировать детское здравоохранение в Тверской области: для родителей от Торопца до Весьегонска сгоревшая больница была единственной надеждой, огромный регион на ней завязан жестко. Станут ли платными большинство обследований, которые хоть как-то можно было получить от государства?
«Караван» взял комментарий у Сергея Козлова, главного врача Тверской областной клинической больницы:
– Что касается сотрудничества с Детской областной больницей, мы всегда им помогали в меру своих возможностей. Конечно, детей мы не можем принять на лечение, у нас нет профильных специалистов. Но мы готовы предоставить свою технику для прохождения обследований – например, КТ и МРТ, которые в ДОКБ затопило во время тушения пожара. В рамках программы госгарантии это будет бесплатно. На самом деле эти аппараты сейчас есть во многих государственных больницах. Министерство здравоохранения должно грамотно распределить, кто из учреждений какую помощь оказывает. Я думаю, ничего очень страшного не случилось, все эти проблемы можно решить.
Губернатор Тверской области Игорь Руденя заявил в день пожара, что больница будет восстановлена. Однако оценка материального ущерба еще не производилась, сумма представляется космической.
«СЕГОДНЯ МОЖЕТ ВСЕ ОТЛИЧНО РАБОТАТЬ, А ЗАВТРА УЖЕ НЕТ»
Логичным выводом после трагедии будет усиление контроля противопожарной безопасности в больницах.
– Пожарные службы проверяют наше учреждение один-два раза в год. У нас с этим никогда проблем не возникало, все противопожарные предписания мы выполняем, – прокомментировал «Каравану» Сергей Козлов, главный врач Тверской областной клинической больницы.
Информацию о скорых проверках в больницах и остальных социально значимых объектах подтвердил на пресс-конференции 27 февраля Александр Пухов, замначальника главного управления МЧС по ГПС.
Любопытно он ответил на вопрос о состоянии противопожарных систем:
– С уверенностью говорить о повсеместной исправности я бы не стал, так как сегодня может все отлично работать, а завтра уже нет.
К чести регионального управления МЧС, они оперативно провели пресс-конференцию, чего не скажешь о министерстве здравоохранения Тверской области. Между тем жителям Тверской области необходимы разъяснения, как дальше будет работать Детская областная больница. Родители везут детей из отдаленных районов, а им дают от ворот поворот. Журналист «Каравана» был свидетелем, как в регистратуре «завернули» мальчика из Андреаполя, который приехал на операцию – ему сказали приезжать через неделю. Пресс-служба минздрава холодно отреагировала на наше предложение организовать пресс-конференцию и через нее провести «ликбез» для населения.
Итоги трагедии в Детской областной больнице только предстоит подвести на региональном уровне как в отношении контроля систем противопожарной безопасности, так и в отношении дальнейшего развития здравоохранения в регионе, судьба которого в ту роковую ночь с 23 на 24 февраля оказалась на волоске.
Дмитрий КОЧЕТКОВ, Дашун ДАНИЛОВА, Павел КИРИЛЛОВ, Мария ОРЛОВА