Тверская область наступает на старые грабли
Чем запомнился год правления губернатора Игоря Рудени
Отставку предыдущего губернатора Тверской области Андрея Шевелева аналитики газеты «Караван+Я» начали предсказывать почти за полтора года до того, как она фактически случилась. Все «провластные активисты» и губернаторская пресс-служба ожесточенно опровергали наши прогнозы, но 2 марта президент Владимир Путин подписал указ «О досрочном прекращении полномочий Андрея Шевелева» и назначил исполняющим обязанности губернатора Тверской области Игоря Руденю. Как и предполагали «каравановцы», своего кандидата пролоббировал Газпром, с которым у предыдущего губернатора Шевелева был открытый конфликт.
ПОЖАР В БОЛЬНИЦЕ КАК ЗНАМЕНИЕ?
Что изменилось за этот год? Если смотреть внешне, то, кажется, ничего хорошего не произошло. Дороги стали хуже, люди угрюмее, благоустройство областной столицы, судя по всему, закончилось вместе с заменой сити-менеджера Юрий Тимофеева на Алексея Огонькова. Опять городская власть забыла, что такое принципы урбанистики и технологии уборки города – все надо начинать сначала. Общественность, например, беспокоит судьба незавершенного проекта обустройства поймы реки Тьмаки. Но ответа нет. Огоньков молчит.
Тверь, Ржев и другие города всю зиму разрыты и сидят то без воды, то без отопления – рушатся выработавшие свой срок сети. Эти катаклизмы, скорее всего, обернутся очередным повышением тарифов для населения. В следующем году разрывов будет еще больше, тарифы еще выше, и так до бесконечности, пока города окончательно не деградируют. Необходимо инженерное решение, но принять его некому.
Команда нового губернатора продолжает политику Шевелева по уничтожению местного самоуправления. Это элементарная ошибка, которую традиционно совершают начинающие менеджеры и младшие офицеры. Если у вас в подчинении больше 12 человек, то все контролировать невозможно – в сложных системах надо уметь делегировать ответственность. Только самоорганизация и инициатива масс может творить чудеса в преображении территорий. Игорь Руденя пока качеств стратега не демонстрирует. На должности расставляются люди послушные, но безынициативные. Под стать набираются и депутаты.
Как следствие – практически везде в тверских городах и весях грязь и скука. Все и так было провинциально и убого, а после смены губернатора эта серость, с первого взгляда, только усилилась. Как известно, скука – первая причина деградации территории.
Казалось бы, в связи с приходом Игоря Рудени должны обрушиться на регион деньги инвестиций из госкорпораций, таких как Газпром, Роснефть, Ростех. Но пока их нет. И будут ли? По сути, даже программа газификации Тверской области в объемах, в каких она была при губернаторе Зеленине, не началась.
Игорь Руденя позиционирует себя как человек воцерковленный. Господь дал человеку волю и разум, и воля Божья в нашем мире воплощается и через наши действия (или бездействия), а не только в законах природы, чудесных знамениях и явлениях. Хотя и знамений достаточно. Сгорела областная детская больница, едва ли не последний оплот педиатрии на огромных просторах региона. Напомним, что политикой «оптимизации» в Тверской области медицина уничтожалась именно областными чиновниками, которые, надо отметить, все сохранились на своих рабочих местах при смене губернатора. А люди в регионе умирают. За последние 15 лет численность Тверской области сократилась на 250 тысяч человек. Только представьте эту цифру – она на совести местных чиновников.
Еще одно знамение: сгорел Ольгин монастырь на истоке Волги. Местному духовенству и губернатору, демонстрирующему свое благочестие, надо бы задуматься о знаке свыше.
КОГДА В ТВЕРЬ ПОЕДУТ ИНВЕСТОРЫ?
В последнее время Игорь Руденя замелькал на экранах федеральных каналов и страницах центральных газет. Если судить по подаче, то это «джинса» – заказные материалы, оплаченные из тверского бюджета. Газета «Московский комсомолец», принадлежащая медиамагнату Павлу Гусеву, и вовсе поставлена в Твери на полное бюджетное обеспечение (речь идет о ее тверской вкладке). Настанет час, и этим заинтересуются прокуроры.
Пока можно констатировать, что тверское общество все, что делает Руденя, уже обсудило и пережило во времена «раннего» губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина, честно выигравшего выборы у местной элиты в 2003 году. Тогда тоже была сделка с Павлом Гусевым в обмен на лояльность «Московского комсомольца». Московский олигарх, насколько мы помним, получил в пользование охотничьи угодья в Тверской области, а издание «МК в Твери» перешло из холдинга «Караван» (ООО ИД «УМПРО») в холдинг «Пилот» (ООО «Объединенные медиасистемы»), который контролировали частные структуры, аффилированные с тогдашним губернатором. Все уже было. За тем лишь исключением, что Зеленин делал такие вещи профессиональней и умней.
Сегодня СМИ показывают населению исключительно Игоря Руденю, другим его замам на правах «болванчиков» запрещено появляться в прессе и на экранах. Губернатор Зеленин же, в отличие от Рудени, формировал информационный «второй план», когда его заместители и начальники департаментов самостоятельно занимались имиджами своих отраслей. В результате формировалась многоголосица, создающая позитивный для инвесторов информационный фон. Поэтому в те годы все инвесторы России ехали в Тверскую область. Уже другой вопрос, как их здесь встречали. Даже базовый инвестор «Фольксваген», вокруг которого возникло «калужское чудо», первоначально планировал разместить свой завод в Тверской области. Зеленину не всегда удавалось удержать инвесторов, но иногда удавалось. Сегодня вся область, как за границу, ездит в супермаркеты «Глобус» и «Леруа Мерлен» – они следствие политики Зеленина. А вот что оставит после себя Руденя?
В своих выступлениях он регулярно рассказывает о двух мифических объектах: «Тверь-сити» – на месте ж/д вокзала, «Тверь-экспо» – на месте химбазы (где, кстати, захоранивали химическое оружие в 1930-х). Модели этих объектов недавно в Сочи губернатор Игорь Руденя показывал премьеру Дмитрию Медведеву. Кто будет их инвестором, пока не ясно. Бюджет? Хорошо хоть Медведев не помнит, что было вчера. А так вышел бы казус. Нам помнится, похожие проекты Дмитрий Зеленин уже показывал на выставке MIPIM в Каннах, да и в Сочи вроде бы – причем тоже Медведеву. «Зеленинские»-то проекты уже реализовали?
О достижениях Игоря Михайловича Рудени говорить еще рано. Пока судить только о тенденциях. Если на два обозначенных объекта он найдет частных инвесторов, это будет одно, если нагрузка ляжет на бюджет – совсем другое.
Пока Игорь Руденя пытается разобраться, «кто есть кто» в регионе, естественно, он не знает, что было здесь вчера, и ему некому об этом рассказать. Поэтому порой кажется, что тверское общество умнее власти – живет в другом историческом пласте, более современном времени, чем областное правительство.
МОЖНО ЛИ ПОВТОРИТЬ УСПЕХ КАЛУГИ?
Сейчас тверскому губернатору очень важно место в рейтинге. От этого во многом зависит его будущая федеральная карьера. В рейтинге за январь-февраль он на 43-м месте. Это значительно лучше, чем у Шевелева, который занимал последние места, но для нынешнего губернатора с его связями это чрезвычайно низкий показатель. Можно даже сказать, унизительно низкая позиция в рейтинге.
Когда Путин направлял Игоря Руденю на родину своих предков, он наверняка наделся, что тот принесет сюда свои компетенции и возможности. Пока можно сказать только то, что Руденя, несомненно, более сильный и подготовленный управленец, чем был Шевелев, но ему не удается создать современный и понятный «образ себя» как регионального руководителя, не удается сформулировать понятную на федеральном уровне миссию региона. Поэтому до сих пор нечем похвастаться, а все его выступления в федеральных СМИ для столичного экспертного сообщества кажутся слегка невнятными.
Образ Тверской обрасти как общей культурной и экономической площадки двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга, – который создавал Дмитрий Зеленин, давно разрушен провинциальными «подельниками» губернатора Шевелева. А новой мифологемы Игорь Руденя пока не предлагает.
Между тем в Тверской области есть семь явно выраженных экономических драйверов, задействовав которые можно повторить успех губернатора Калужской области Анатолия Артамонова. Калужская область значительно меньше Тверской и еще недавно находилась в более сложном положении. Но в прошлом году она вышла в регионы-доноры и перестала быть дотационной. Там численность жителей за прошлый год увеличилась на 7 тысяч человек. Малый и средний бизнес Калужской области в 2016 году принес в казну 2,5 млрд рублей. Задолженность потребителей за поставленные энергоресурсы в Калужской области составила всего 3,5 млрд рублей. Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов в интервью отметил, что сократил свой штат в 5 раз (пять!!!), повысив зарплату в 2 раза и более.
А теперь сравните с отчетом губернатора Тверской области Игоря Рудени. Все в этом мире познается в сравнении. Пока мы не видим у нынешнего тверского губернатора ни внятной экономической политики, ни адекватной внутренней кадровой политики. Не хотелось бы, чтобы регион вновь, как цирковая лошадь, пошел по кругу, наступая на одни и те же грабли.
Будем надеяться, что все начнет меняться в лучшую сторону. Один год – слишком маленький срок, чтобы делать окончательные выводы.
Геннадий КЛИМОВ