«Фермеры Твери, объединяйтесь!»

07.03.2017, 13:52

В холдинге «Афанасий» обсудили варианты поддержки фермерских хозяйств

Сегодня люди стали чаще задумываться о здоровом питании. На волне популярности фермерские продукты – свежие и экологичные. Но купить их непросто, на прилавках магазинов таких товаров нет, да и цена на них часто зашкаливает. 3 марта в ресторане «7 пятниц», расположенном в холдинге «Афанасий», обсуждали, как сделать фермерские продукты доступнее. Повесткой дня стала тема «Развитие фермерских хозяйств в Тверской области: перспективные направления, господдержка, проблемы и пути их решения».

 

«ПОМОГАЮТ КРУПНЫМ ИГРОКАМ, А НЕ ФЕРМЕРАМ»

 

Вадим ДЕШЕВКИН, депутат Тверской городской думы:

– В магазинах Тверской области довольно часто обнаруживают продукты-фальсификаты. Когда таких случаев стало избыточно много, мы в холдинге «Афанасий» задумались, а почему нам не начать производить натуральную и качественную молочную продукцию. Мы реализовали эту идею, затем запустили рыбное производство, а сейчас у нас развивается и мясное направление.

Наши областные лидеры часто говорят, что фермеры – это локомотив развития АПК. Но где мы можем найти их продукцию? На прилавках магазинов их нет. Что-то можно найти на ярмарках, но я не уверен, что ее там реализуют сами фермеры, скорее всего, там торгуют перекупщики.

Если говорить о государственной и региональной поддержке фермеров, тут складывается такая ситуация. Фермер должен взять кредит, купить землю, развивать хозяйство, платить по кредитам и, в лучшем случае через год, обратиться за субсидиями, но никто не дает гарантии, что он их получит. В итоге помощь достается крупнейшим агрохолдингам, а не маленьким фермерским хозяйствам.

Есть проблемы и со сбытом. Чтобы попасть в сети, нужно оплатить «входной билет», заплатить за маркетинг и т.д. Так, стоимость литра молока на пути от производителя к покупателю вырастает в два раза – с 38 рублей до 70.

Мы собрались здесь, чтобы обсудить успешные примеры сотрудничества фермеров. Во многих регионах фермерам надоело ждать помощи, они объединились, совместно арендовали торговые площади и продают на них свои продукты: кто-то кроликов, кто-то рыбу, кто-то молочную продукцию и т.д. Получился универсальный магазин с фермерскими продуктами. Мы хотим, чтобы в Тверской области тоже была реализована эта идея. У «Афанасия» есть свои «Эко-бутики», но мы готовы развиваться дальше и приглашаем к сотрудничеству фермерские хозяйства региона. Также обращаемся к администрации Твери: пусть местные власти рассмотрят это предложение, найдут меры поддержки.

 

«НУЖНЫ НАШИ ПРОДУКТЫ, А НЕ ИЗРАИЛЬСКИЕ»

 

Андрей ГАВРИЛИН, начальник департамента экономики, инвестиций и промышленной политики администрации города Твери:

– Эта идея уже реализована во многих регионах России. Например, в Саратове фермеры, выращивающие овощи, объединились, обратились за господдержкой, закупили необходимое оборудование, обустроили площади для хранения, сортировки и упаковки. Сейчас у них уже создан единый бренд, продукция поставляется в магазины своего региона. Такая же практика есть в Хабаровском крае, Челябинской области, Ленинградской области, Подмосковье и т.д. В Питере фермеры создали общую торговую площадку, их продукция пользуется большим спросом.

В Твери можно создать нечто подобное. Администрация может помочь с арендой помещения. У нас есть программы поддержки бизнеса, по которым возвращается часть затрат на покупку оборудования, но возможности у нас небольшие. Я бы рекомендовал задуматься не только о сбыте, но и о создании общей базы. Спрос у этого проекта будет, я бы по крайней мере предпочел покупать то, что производится у нас, а не в Израиле, например.

 

«НУЖНО ВОССТАНАВЛИВАТЬ СВОЮ РОЗНИЧНУЮ СЕТЬ»

 

Антон СТАМПЛЕВСКИЙ, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тверской области:

– Фермерам в торговые сети не попасть. Причин несколько. Во-первых, ни у одного фермера нет тех объемов, которые требуются торговым сетям. Во-вторых, чаще всего там выдвигаются невыполнимые требования. Что касается торговли на ярмарках и рынках, у фермеров нет на это времени, они работают с утра и до вечера. К тому же есть такая позиция, которую многие поддерживают: торговать должны профессионалы. Поэтому я бы не сопоставлял фермера и торговца.

Программ же по поддержке фермерства много. Вопрос в том, как распределяются эти средства. Деньги получить очень сложно, нужно предоставить большой объем документов. Не у каждого человека хватит правовой грамотности, чтобы получить господдержку. Кроме того, при предоставлении документов нет даже одного права на ошибку. Если человек не предоставил какой-то документ, уже нельзя ничего исправить. Мы сейчас боремся за то, чтобы документы можно было дорабатывать. Скоро в Тверской области появится Центр поддержки предпринимательства, который будет помогать людям оформлять документы для получения поддержки – это важный шаг.

Что касается сбыта. У нас своя розничная сеть практически уничтожена. Еще 10-15 лет назад федеральных торговых сетей не было, были магазины шаговой доступности, ярмарки, сотни киосков. Сейчас этого почти нет. Их место «захватили» сетевые магазины. Во многих регионах, даже в маленьких муниципалитетах, все заняли торговые сети. Нужно восстанавливать свою сеть розничной торговли и ярмарок. Сейчас на вопрос, почему они не торгуют на ярмарках, фермеры отвечают: «Мы там продаем в лучшем случае мешок картошки». Нужно понимать, что для этого фермеры на рынок не поедут. Необходимо провести конкурсы на проведение ярмарочной торговли и не повторять ошибок прошлых лет. Нужен доступ и к торговым помещениям, хотя бы за щадящую плату, но есть механизмы, с помощью которых можно было бы предоставлять их и бесплатно.

Также нужно менять подход к закупкам продуктов в детсады, школы, их продуктами вполне могут обеспечивать местные производители. Тогда и питание станет качественнее.

 

«ЛЮДИ ЗАБЫЛИ, ЧТО ТАКОЕ НОРМАЛЬНАЯ ПИЩА»

 

Валерий КОЗЫРЕВ, генеральный директор ООО «Медовый берег»:

– У фермеров действительно мало времени, например, на торговлю. Но фермер радеет за свое хозяйство, он любит своих животных и не будет кормить их химией. Я, например, еженедельно собираю сухари, чтобы покормить ими своих животных, и совсем не стесняюсь об этом говорить. Поэтому продукция маленьких хозяйств всегда будет чище.

Но сегодня я сталкиваюсь с тем, что люди удивляются, почему молоко пахнет коровой. Это удивительно, натуральное молоко и должно так пахнуть, как и мясо при готовке должно пахнуть мясом. Люди забыли, что такое нормальная пища.

У меня хоть и небольшой опыт ведения фермерского хозяйства, но есть сильное плечо в виде холдинга «Афанасий», куда я сбываю большую часть своей продукции. В остальном Антон Владимирович правильно сказал – все дороги нам заказаны. Согласен с тем, что для сбыта фермерских продуктов нужно объединиться и создавать сеть своих магазинов, куда мы сможем поставлять продукты с минимальной наценкой.

 

«МЫ ПРИГЛАШАЕМ ФЕРМЕРОВ К СОТРУДНИЧЕСТВУ»

 

Алексей ЕРОХИН, генеральный директор ООО «Экомаркет»:

– Производство натуральных продуктов – дело трудоемкое и сложное, поэтому на выходе они получаются довольно дорогими. Конечно, на прилавках они стоят еще дороже. Мы понимали, что 75 рублей, пусть за натуральное молоко – это дорого, поэтому и появилась идея создания сети магазинов, где мы смогли бы продавать продукцию холдинга «Афанасий» и фермерских хозяйств.

Сейчас у нас уже есть три магазина, где представлены молочная продукция, рыба и мясо. В планах – открытие десяти «Эко-бутиков», в будущем надеемся, что этот проект перерастет во всероссийский. Признаю, что заниматься продажей натуральных продуктов сложно, срок их хранения всего 10 дней.

Многих людей шокирует, когда на молоке через пару дней появляются сливки. Мы сейчас также работаем над расширением своего ассортимента, поэтому мы приглашаем фермерские хозяйства к сотрудничеству. Большое число продуктов нам выгодно, ведь люди хотят прийти в магазин и купить сразу все в одном месте.

Екатерина СМИРНОВА

51 0
Лента новостей
Прокрутить вверх