«Страхуйтесь, а то хуже будет»

07.03.2017, 13:57

Как банки в Тверской области навязывают клиентам дополнительные услуги

Экономическая ситуация такова, что народ старается не брать лишних кредитов. Именно поэтому так популярна стала программа 0:0:24 (12,10) от известных сетевых компаний («Евросеть», «М-Видео», «Эльдорадо», «Техносила» и т.д.), совместная с банками. Это рассрочка на определенный срок без переплат и первоначального взноса. Казалось бы, отличный вариант для покупки желаемого товара. Но здесь впору вспомнить пословицу о бесплатном сыре в мышеловке. Участились случаи, когда вместо процентов людям активно «впаривают» страховку, утверждая, что без нее банк не одобрит кредит. В Твери такие манипуляции могут проделывать сотрудники банков, с которыми работает сеть «М-Видео». «Караван+Я» поговорил с тверскими покупателями.

 

Кристина КОМАРОВА:

– Надумали с мужем покупать бытовую технику. Отправились в известную сеть, сделали выписку у продавца и подошли к кредитнику. Я говорю: «Нам без страховок, по акции 0:0:24». На что мне в ответ: «Без страховок никому не одобряют!» Мы, естественно, не соглашаемся. «Да как вы не понимаете! Вы же страхуете себя от всяких форс-мажоров», – убеждает меня девушка. Дальше она начинает хамить и говорить, что ни в одном магазине кредит нам не одобрят. В итоге мы приходим в другое отделение компании, и этот же Home credit банк все оформляет без страховки. Короче, дурят народ.

 

Светлана ЧИЖОВА:

– К сожалению, мне все-таки навязали страховку. Хотя я сама являюсь кредитным специалистом и знаю, что страховка – просто галочка в программе. Нас также заверяли, что банк без нее не одобрит. А нам нужна была именно эта конкретная плита для кухни. Пришлось брать по их условиям. Минус 5000 рублей из семейного бюджета.

 

Галина РУСАКОВА:

– Пару лет назад была сходная ситуация. Нам также «угрожали» специалисты банка: «без страховки кредит не одобрят». А нам очень хотелось дорогой ноутбук – пришлось брать. Но, к счастью, от знакомых потом узнали, что отказаться от нее можно через месяц. Мы так и сделали, и дальше выплачивали кредит без страховки.



«Караван+Я» проконсультировался на эту тему с юристами: насколько навязывание страховки является законным?

 

Комментирует Адвокатское бюро «Партнеры»:

– Если банки заставляют страховать клиента жизнь, финансовые риски и т.д. как обязательное условие выдачи кредита, это считается навязыванием дополнительных услуг. Такие действия незаконны и являются ущемлением прав потребителей (ст. 16 Закон о защите прав потребителей). Однако, учитывая, что товар/деньги нужны клиенту, часто он согласен на любые условия. Заставить банк не включать услуги по страхованию невозможно, т.к. отказ банка формально не будет звучать так: «Вам отказано, потому что вы не застраховались». Банк укажет любую иную причину, т.к. давать или не давать кредит – его право. Поэтому, если клиенту не остается ничего, кроме как оформлять кредит со страховкой, то после погашения кредита он может обратиться в суд с иском о признании условий о страховании недействительными и возврате этой части денег. Однако банки страхуются и на этот случай, стараясь, чтобы на документах все выглядело как ваш добровольный выбор застраховать себя. Поэтому в суде сложно доказать, что страховка была навязана, и самостоятельно без адвоката справиться будет проблематично.

Существует указание Банка России от 20 ноября 2015 года №3854-У, которое дает право в течение пяти дней отказаться от договора добровольного страхования. Но здесь есть два нюанса. Первый – зачастую банки не выдают страховой полис, а включают клиента в систему страхования и за это берут комиссию, которая не является страховкой и не может быть возвращена в течение пяти дней. Второй – деньги клиенту возвращают, но в значительно меньшем количестве, и опять единственным выходом становится суд.

В этих нарушениях банка состава преступления нет. Можно жаловаться в Центральный банк, Роспотребнадзор, но это ничего не даст, кроме отказа в получении кредита. Это может даже отразиться на возможности получения кредита в других банках. Но как потребитель вы все равно можете ссылаться на статью 16 «Закона о защите прав потребителей».



 

Анастасия РОМАНОВА

19 0
Лента новостей
Прокрутить вверх