Где в Твери стоят неуместные дорожные знаки
По уровню автомобилизации Тверь один из самых «продвинутых» городов России. Зато инфраструктура застряла на уровне 1990-х. Тверские дороги долго не живут – максимум год-два. Но есть вопросы и к дорожным знакам, и к разметке – некоторые из них, нам кажется, крайне неудобны как для автомобилистов, так и для пешеходов. Иной раз малозаметный дорожный знак или затертая разметка могут сыграть с водителем злую шутку в виде штрафа, ДТП или конфликта с пешеходом. «Караван» покатался по тверским дорогам и пообщался с водителями и пешеходами на тему знаков, сплошных, камер и светофоров.
12000 НЕДОСТАТКОВ В СОДЕРЖАНИИ ДОРОГ
Начнем, пожалуй, не с магистралей, а с дорог во дворах многоквартирных домов. Яркий пример – «кирпич» возле дома №46 по улице Фадеева. Под ним красуются несколько табличек, говорящих, что въезд возможен только жильцам ТСЖ, ведется фото– и видеофиксация, а если кто-то все же посмеет въехать, то с третьей таблички сойдет зловещий эвакуатор и увезет смелое авто. Только кто будет вызывать эвакуатор и на каком основании?
Мотив жильцов дома №46 понятен – уберечь парковочные карманы от непрошенных гостей и отпугнуть автолюбителей, норовящих проехать двор насквозь. Иногда дворы загораживают цепочками и бетонными блоками, но это другая история. Возвращаясь к «кирпичу» и другим запрещающим знакам вроде 3.2 «Движение запрещено»: сотрудники «скорой» и МЧС могут не бояться и спокойно заезжать в такой двор, но что делать таксистам или автолюбителям, приехавшим, например, в гости? Игнорировать кирпич, скажете вы, ведь он висит для запугивания… но тогда представьте, что во дворе стоит сотрудник ГИБДД. Установку запрещающих знаков во дворах нельзя назвать незаконным деянием согласно статьи №44 Жилищного кодекса РФ. Ведь придворовые дороги относятся к земельному участку, которым по праву могут распоряжаться собственники этого дома.
Отметим, что установкой дорожных знаков в городе и области, а также на федеральных трассах занимается вовсе не ГИБДД, а федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, собственники дорог (физические или юридические лица). И функции по согласованию схем организации дорожного движения и установке технических средств в обязанности полиции и конкретно ГИБДД не входят.
Проще говоря, все претензии по знакам и дорожной разметке можно предъявлять администрации области, города, Росавтодору, владельцам гипермаркетов (если речь идет о конкретной парковке и подъезде к ней и т.д.). На ГИБДД возложены функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в области правил дорожного движения, состояния дорог, дорожных сооружений, ж/д переездов. Т.е., помимо работы с автомобилистами, дорожные полицейские должны смотреть за состоянием дорог и, в случае появления на них огромных ям, – дороги эти закрывать.
Но убитых дорог в Твери слишком много, особенно весной и ГИБДД явно не справляется, хотя я лично наблюдал сотрудников ГИБДД, измерявших рулеткой глубину ям на улице Орджоникидзе осенью прошлого года, аккурат перед выборами Игоря Рудени. Тем не менее ведомство работает в этом направлении.
Вот какие цифры ГИБДД предоставило нашему изданию: за 2016 год ГИБДД выдало более 12000 предписаний на устранение недостатков в содержании улично-дорожной сети. За несоблюдение требований по обеспечению БДД привлечены 622 должностных и 156 юридических лица. В общем, претензии по качеству дорог следует предъявлять к тем, кто эти дороги делает и кто нанимает бракоделов, т.е. снова стрелки падают на чиновников.
Но вернемся к дорожным знакам.
ТУДА НЕ ЕЗЖАЙ, ЗДЕСЬ НЕ ПАРКУЙСЯ
Кроме придворовых территорий, в Твери достаточно мест и на оживленных дорогах, где знаки/ разметка неуместны, водители их игнорируют, либо просто не видят.
На Советской площади при повороте с одноименной улицы налево на Новоторжскую, в створе последней, висит знак 3.1 («кирпич»), посередине дороги. Новичку или гостю города может показаться, что знак распространяется на всю ширину проезжей части, но на Новоторжской двустороннее движение, и «кирпич» следовало бы сдвинуть чуть левее. Двигаясь по набережной Степана Разина в сторону кинотеатра «Звезда» и проезжая под Новым мостом, можно было бы завернуть налево и сразу же вырваться на Тверской проспект, но «кирпич», висящий где-то в небесах, запрещает подобный маневр. Другое дело, заметить его может далеко не каждый.
Было время, когда «кирпичом» на улице Володарского при повороте с той же набережной активно пользовались сотрудники ГИБДД и устраивали там облавы, впрочем, против шерсти там ездят и сегодня. Та же история и с улицей Арсения Степанова, хоть знак 3.1 довольно приметен. Двор Пролетарки аккурат перед въездом на парковку «Рубина» преграждает знак «Движение запрещено». По-хорошему, его давно нужно снимать, а с другой стороны огромного «Рубина» красуется такой же лишний «кирпич».
И снова в центр – знак «Движение запрещено» действует и возле здания областной администрации, там же резко обрывается зона платной парковки. Такой же парковочный геноцид по отношению к остальным автолюбителям наблюдается возле гордумы и администрации. Если раньше центр Твери был заставлен автомобилями, то теперь он сплошь усеян знаками вроде 3.27, 3.28 (Остановка/стоянка запрещена) и табличками «Работает эвакуатор».
Знаки продолжают появляться, порой неожиданно: в пятницу знака не было, а уже в понедельник он переливается красно-синими цветами, а ваш автомобиль стоит на штрафстоянке. Поэтому в центре города нужно быть особенно внимательным: посмотрите направо, налево, вверх, вниз, пройдитесь 30 метров в одну и другую сторону: коварный знак может быть где угодно.
Не стоит рисковать с парковкой и возле ж/д вокзала, по словам автомобилистов, там также были замечены случаи эвакуации. Лучше перестраховаться и поставить авто на бесплатную и безопасную парковку возле Т/Ц «Карусель».
Несколько слов о знаках особых предписаний. При выезде с т/ц «Глобус» по Псковской улице возникает непрерывное желание проехать со светофора прямо через Октябрьский проспект на улицу Оснабрюкская и тем самым оказаться в «Мамулино». Дорожная ситуация это позволяет, многие автолюбители едут со светофора прямо, но знаки «направление движения по полосам» разрешают маневры только налево и направо, но никак не прямо. Это очень неудобно, и градостроителям следовало бы оставить одну полосу для сквозного проезда.
Сложности могут возникнуть и на площади Гагарина при повороте с Московского шоссе на улицу Орджоникидзе, этот маневр там запрещен. До сих пор многие путаются с тем, как поворачивать налево, если на дороге лежат трамвайные рельсы. Если нет знака «движение по полосам», то левый поворот следует осуществлять с трамвайных путей попутного направления, особенно это показательно на пересечении Волоколамского проспекта и проспекта Победы, за невнимательность и спешку на этом перекрестке карают камеры.
ГДЕ ГУЛЯЮТ «БЕССМЕРТНЫЕ»
Светофоры в Твери работают также не идеально. Например, на улице Можайского (если ехать в сторону улицы Левитана) переключение с зеленого на красный происходит мгновенно, неслучайно это место так полюбили дорожные полицейские. Светофор на Речном вокзале неудобен тем, что на нем нет секундомера.
Пешеходные переходы – отдельная песня. На оживленных направлениях вроде улицы Орджоникидзе (от т/ц «Вавилон» до площади Терешковой) сотрудники ГИБДД бдят неустанно – здесь вменить нарушение пункта 14.1 ПДД значительно легче, чем на узкой двухполосной дороге. Время взяток прошло, но неофициальный план по количеству протоколов за дежурство существует.
Аналогичная история и на пешеходном переходе при съезде с нового моста в направлении Речного. Любят полицейские подкараулить и при объезде вокруг Южного моста, и при повороте на бульвар Цанова возле т/ц «Домино». Никто не спорит, контроль нужен, но почему сотрудников ГИБДД нет на той же улице Орджоникидзе в месте пересечения с улицей Ротмистрова, где пешеходный переход не менее опасен? Или на самой Ротмистрова напротив здания фонда социального страхования? Там тоже есть переход, но пешеходов пропускают далеко не все, к слову, ФСС расположен в двух шагах от Регионального управления ГИБДД. Не пропускают пешеходов и на узкой улице Лукина напротив магазина ТИГИ KNAUF. Удивительно, но даже в поселке им. Крупской на светофоре и пешеходном переходе, где улица Можайского впадает с Бурашевское шоссе, водители умудрялись наезжать на пешеходов.
А если выехать чуть за город к многострадальной деревне Николо-Малица, то можно увидеть, как народ, рискуя жизнью, перебегает Петербургское шоссе. Это не к тому, чтобы ставить там патруль и штрафовать пешеходов, а чтобы привлечь к проблеме городскую и областную администрацию: Николо-Малица нуждается не только в надземном переходе, но и в цивилизованном транспортном сообщении. Ну а действительно безумных и ничем не оправданных выходок пешеходов в городе достаточно, «бессмертные» любят не спеша прогуливаться через Волоколамский проспект, проспект Победы, улицу Можайского (возле т/ц Южный).
А теперь о тех местах, где дорожных полицейских не хватает, то это в первую очередь перекресток возле стадиона «Химик» и знаменитый круговой перекресток в «Южном». Тот, кто в круге, – двигается по главной, попасть в круг можно с любой полосы, а выехать только с крайней правой. Все просто, но далеко не каждый автомобилист соблюдает этот алгоритм.
Прямо скажем, что сотрудники ГИБДД не всегда верно трактуют ту или иную дорожную ситуацию. Если вы уверены, что правила не нарушали, у вас есть свидетели, запись видеорегистратора, то пишите в протоколе «не согласен», при этом в графе «объяснение» следует подробно изложить ваше видение дорожного эпизода и несогласие с вменяемым вам нарушением пункта ПДД, далее смело идите в суд.
P.S. В сборе информации для этой статьи здорово помогли автолюбители из сообщества «Подслушано у водителей. Тверь», а также сотрудники ГИБДД, которые, в отличие от чиновников разных уровней, ответили на вопросы довольно быстро.
Федор СУМКИН