Реализацию программы переселения в Тверской области нужно взять под жесткий контроль, пока не поздно
В 2017 году завершается Программа переселения из ветхого и аварийного жилья, и продлевать ее, судя по всему, не будут. Тем временем в Осташкове дома не могут сдать в эксплуатацию аж с 2013 года. «Караван» получил комментарий министерства строительства и ЖКХ Тверской области о проблемах реализации программы в регионе.
БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ: КИМРЫ, ОСТАШКОВ, БОЛОГОЕ
Как сообщает министр Андрей Волгин, по состоянию на февраль 2017 года в Тверской области переселены 4922 человека, расселено 2192 жилых помещений. Программа по I этапу выполнена примерно на 80%, по II этапу – на 85%.
– Проблемы с реализацией I и II этапов… возникли в связи с неисполнением обязательств по заключенным контрактам недобросовестными застройщиками на территории трех муниципальных образований: г. Осташков (I этап), г. Кимры (I и II этапы), г. Бологое (II этап), – поясняет Андрей Волгин. – Завершение I и II этапов планируется во II квартале 2017 года в Осташкове и Кимрах. На объектах в Осташкове ведутся внутренние отделочные работы, в ближайшее время планируется осуществить запуск котельной. Строительная готовность корп. 1 дома 13 в г. Кимры – 85%. В Бологое дома-новостройки сданы в эксплуатацию, осуществляется регистрация права собственности на приобретенные жилые помещения.
Среди всех перечисленных министерством проблемных объектов дома в Осташкове, пожалуй, внушают большие опасения.
ЗАСТРОЙЩИК ВЫНУЖДЕН ОБРАЩАТЬСЯ В СУД
Андрей Волгин в своем ответе ограничился общими формулировками и не пояснил, например, такой конкретный адресованный ему вопрос:
– Связана ли задержка строительства с неплатежеспособностью администрации города Осташкова в связи с хищением из городского бюджета в 2013-2014 годах около 200 млн рублей?
Действительно, при главе администрации Сергее Хлебородове была осуществлена преступная схема – подрядчик «Селигер-Универсал» получил сотни миллионов за несуществующую работу. Очевидно, именно эту фирму имеет в виду в своем ответе Андрей Волгин, говоря о «недобросовестных подрядчиках».
С 2015 года подрядчиком в Осташкове выступает ГК «Велес» – по словам гендиректора компании Сергея Строганова, основной причиной задержки строительных работ сейчас является несвоевременная оплата. Андрей Волгин анонсирует сдачу домов в эксплуатацию «во втором квартале 2017 года», однако Сергей Строганов в интервью «Каравану» «Осташков: как строиться без денег» сообщал, что с такими темпами оплаты нельзя говорить о завершении строительства не только в 2017, но и в 2019 году:
– У нас у самих накопилась космическая задолженность перед поставщиками и подрядными организациями. Рабочие (а их сейчас осталось порядка 60 человек) обращаются в трудовую инспекцию, и я их прекрасно понимаю. Сейчас на кону стоит вся стройка – если коллектив разбежится, то нам его будет уже не собрать.
Интересно было бы узнать позицию по этому вопросу врио главы администрации Осташкова Сергея Реброва, однако, в нарушение закона о СМИ, Сергей Сергеевич не предоставил ответа в установленный срок. Тем не менее, насколько нам известно, между подрядчиком и администрацией было заключено допсоглашение еще в октябре 2016 года, согласно которому оплата должна производиться поэтапно. Так, в январе комиссия приняла черновую отделку в нескольких домах, но оплата до сих пор не произведена. Причины каждый раз находятся разные: то не составлен акт приемки, то в Тверской области не принят бюджет на 2017 год и чиновники ждут возвращения Игоря Рудени из очередной служебной командировки… В итоге на момент публикации работа подрядчика в полном объеме оплачена не была.
– Боюсь, мы будем вынуждены обратиться в суд с целью защиты наших законных интересов и интересов граждан, – сообщил «Каравану» в телефонном разговоре Сергей Строганов, генеральный директор ГК «Велес». – Буквально на днях нам пришло письмо из администрации Осташкова с просьбой предоставить «подробный план мероприятий с описанием исчерпывающих мер по завершению строительства» ввиду «невозможности продления сроков». Пожалуй, обращение в суд может стать первой такой «исчерпывающей мерой»: как можно вести строительство без какой-либо оплаты?
ПОД ЛИЧНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИГОРЯ РУДЕНИ И АНДРЕЯ ВОЛГИНА
– Как министерство контролирует застройщиков и администрацию города Осташкова? Какие меры сейчас предпринимаются для сдачи домов в эксплуатацию? – задал «Караван» конкретные вопросы министерству строительства.
Министр Андрей Волгин ответил, что «создан штаб по контролю за реализацией мероприятий по переселению, задача которого… оперативная выработка решений, направленных на выполнение программных мероприятий». Кроме того, принят пакет правовых актов для усиления контроля за строительством и создана рабочая группа, которая выезжает на каждый объект для оценки качества.
Тем не менее это представляется недостаточным. Конечно, сдать дома в эксплуатацию до сентября 2017 года – это вполне реально, времени сверхдостаточно, учитывая высокий уровень готовности зданий. Однако специфика Осташкова такова, что проекты в нем вязнут, как в болоте. Главная причина, на наш взгляд, в подковерных интригах в недрах администрации. Так, с 2013 года куратором «стройки века» является главный архитектор города Юлиана Серкова – результаты ее работы наводят на мысль, что завершение строительства не входит в ее интересы и интересы стоящего за ней неопределенного круга лиц.
Единственным оружием против местных интриг может быть только гласность и вмешательство третьей силы в лице областной власти. Почему бы представителям администрации Осташкова, застройщикам, чиновникам министерства строительства не собраться за круглым столом и не выработать вместе «исчерпывающие меры» завершения программы? Освещение мероприятия в СМИ послужило бы для ответственных лиц дополнительной мотивацией для выполнения своих обязательств.
Министр Андрей Волгин поставил личную подпись под фразой: «Завершение I и II этапов планируется во II квартале 2017 года в Осташкове и Кимрах», – что означает, полагаем, и его личную ответственность. Более того, губернатор Тверской области Игорь Руденя должен быть крайне заинтересован в выполнении программы.
Надеемся, общественный запрос на открытую информацию о реализации программы переселения в Тверской области будет услышан и мы увидим всех участников процесса не на суде, а на круглом столе за обсуждением путей решения проблемы.
Дмитрий КОЧЕТКОВ