Есть ли самаритяне среди тверитян?
Сейчас идет Великий пост. Он проходит одновременно у православных и у католиков. В этом году две основные христианские церкви празднуют Воскресение Христово, Пасху, 16 апреля. Почему иногда мы празднуем Пасху в разное время – предмет изучения средневековых астрономов и современных историков. Я же хочу напомнить о вещах, имеющих отношение к общехристианским ценностям. К сожалению, многие православные о них забывают.
У нас в России сейчас как-то распространена «отрицательная самоидентификация»: мы не «гейропа», мы не «толерасты», мы не приемлем западную систему ценностей. А что мы приемлем? Какая у нас-то система ценностей? Молчат сограждане, не могут ответить…
ПУТНИК ИЗ ПРИТЧИ И НЕСЧАСТНЫЙ В ТОРЖОКСКОМ РАЙОНЕ
Так получилось, что в минувшее воскресенье, когда в России без особого энтузиазма проводили митинги в честь трехлетия присоединения Крыма, я на площади святого Петра в Ватикане слушала проповедь Папы Римского Франциска. Скажу, что от нынешнего Папы в Риме все в некотором благостном изумлении: пересказываются истории о том, как он отказался жить во дворце и занял в Ватикане скромную квартирку, как он ездит не на «папамобиле» марки «Бентли», а на синем скромном «форд фокусе», ест в столовой…
В это воскресенье Папа Римский, самый богатый и влиятельный поп мира (латинское Pope и означает Папа), в очередной раз говорил о милосердии. Он напомнил притчу, рассказанную самим Христом и записанную евангелистами – о милосердном самаритянине.
Напомню ее содержание: одного несчастного путника избили и ограбили, он лежал у дороги в Иерусалим, и мимо равнодушно прошли столпы тогдашнего благочестия, держатели «духовных скреп» – фарисей, левит (знаток иудейских законов), священник Иерусалимского храма. Никто не помог несчастному. Только иноверец и чужестранец самаритянин (иудеи враждовали с соседями-самаритянами) поднял избитого, отнес в гостиницу, заплатил хозяину за хлопоты и сказал, что, если что, издержит сверх того – компенсирует на обратном пути. «Кто из них был ближним этому человеку?» – вопрошает Христос учеников.
Мне невольно вспомнилась история, случившаяся этой зимой. В самые жестокие морозы замерзший раздетый человек в пять утра пытался остановить машину на трассе Москва – Санкт-Петербург близ Торжка. Никто не останавливался. Гипотетически, мимо мог проезжать митрополит Тверской и Кашинский Виктор (или кто угодно из нашего духовенства), губернатор Игорь Руденя, да что там – я сама могла проезжать. И никто бы не остановился. Только молодая пара московских хипстеров в конце концов тормознула, подобрала несчастного, отвезла его в Торжокскую больницу. Человек выжил, но сильно обморожен. И кто был ближним этому тверскому бедолаге?
Наш мир жесток. Останавливаться на пустой дороге для помощи ближнему страшно, на полицию рассчитывать бессмысленно, в больнице с незнакомым бедолагой огребешь проблем. Этого не знают только молодые люди из Москвы, выросшие уже при других нравах и обычаях, не тех, что господствуют в том же Торжокском районе Тверской области.
И что, с этим невозможно справиться? Можно, если начать обсуждать проблему, не прятать голову в песок, рассказывая друг другу, какие мы добрые и духовные (и понятия не имея о реальном содержании этих слов).
ВОЙНЫ В МИНЗДРАВЕ И ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Оказывается, пока в России шло нагнетание всеобщей ненависти, раскол на «Крымнаш»-»Крымваш», католическая церковь под руководством Папы Франциска объявила «Эру милосердия». Это название нам знакомо по роману братьев Вайнеров, легшему в основу фильма «Место встречи изменить нельзя», одному из краеугольных камней искореженной советской этики («Вор должен сидеть в тюрьме»). А у католиков «Эрой милосердия» стал год, когда о милости к ближним и дальним говорилось на каждом углу. Говорил и продолжает говорить Папа Римский, бесчисленные волонтеры, с которыми Папа встречается… Даже полиция – и та милосердна, в том числе к «каликам перехожим», спящим на углах площади Святого Петра.
Инвалиды спокойно передвигаются по улицам в своих колясках, местные парализованные старики вывозятся своими детьми и внуками не то что воздухом в парке подышать – в рестораны пообедать их приглашают.
На этом фоне особенно тяжело получать информацию о том, как в Тверской области огромные деньги «уводятся налево» с каждой упаковки дорогостоящих лекарств для онкобольных, что минздрав региона неспособен обеспечить лекарственными препаратами диабетиков, что всю сложную аппаратуру для несчастных тверских больниц чиновники от медицины закупают примерно вдвое дороже, чем по рыночным ценам. Как можно воровать деньги, предназначенные на здравоохранение?
Сейчас, насколько нам стало известно, в редакции понесли «заказные материалы» о том, что, дескать, главные врачи Тверской области плохие, а министерство здравоохранения региона – очень хорошее. Может быть, средства на размещение этих материалов «сэкономлены» именно на тех самых упаковках лекарств для онкобольных, которые пациенты не могут отоварить с Нового года?
Налицо полное отсутствие у чиновников эмпатии – способности сопереживать, ставить себя на место других. И беспринципность, чего уж там.
Слово «милосердие» исчезло из лексикона. Надо его возвращать. Разговор об этике предстоит трудный и тяжелый, нелегко утрачивать иллюзии о том, какие «мы хорошие, а они плохие»… Но поверьте, без того, чтобы трезво посмотреть на свои недостатки, не обойтись. И кстати, это одна из задач христианина в Великий пост.
Мария ОРЛОВА